Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю - Гресь А.М., представитель по доверенности от 28.12.2009 N 79; рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю на решение от 15.09.2010 по делу N А51-11208/2010 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экологический внедренческий производственный ремонтно-строительный ЦЕНТР" к Находкинскому отделу по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Экологический внедренческий производственный ремонтно-строительный ЦЕНТР" (далее - общество, ООО ЭВПРС-ЦЕНТР") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Находкинского отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю (далее - Находкинский отдел Управления Россельхознадзора по Приморскому краю, административный орган) от 16.03.2010 N 18-035/10, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 15.09.2010 заявленные требования удовлетворены со ссылкой на то, что административный орган нарушил порядок проведения проверки, поскольку не учел требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) в части, касающейся необходимости согласования предстоящей проверки с органом прокуратуры.
В кассационной жалобе Управление Россельхознадзора по Приморскому краю, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, предлагает принятое по делу судебное решение отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что суд, удовлетворяя заявленные обществом требования, не применил подлежащие применению Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и применил не подлежащий применению Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
В судебном заседании представитель Управления Россельхознадзора по Приморскому краю доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Общество в отзыве на кассационную жалобу доводы Управления отклонило, указывая на их несостоятельность, просило оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный;
надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечило.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение представителя Управления Россельхознадзора по Приморскому краю, проверив в порядке и пределах требований статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 02.02.2010 Находкинским отделом Управления Россельхознадзора по Приморскому краю проведены контрольно-надзорные мероприятия в части использования ООО ЭВПРС-ЦЕНТР" земельных участков: площадью 2.9 га с кадастровым номером 25:24:0102001:30, находящегося в постоянном бессрочном пользовании для ведения подсобного сельского хозяйства, и 17.2 га с кадастровым номером 25:24:010200131, находящегося в долгосрочной аренде на 25 лет, для ведения подсобного сельского хозяйства, расположенных относительно ориентира Мамонтова падь, в границах участка, адрес ориентира: Приморский край, Шкотовский р-н.
В ходе проверки установлено, что пользователь данных земельных участков длительный период - более 3-х лет не использует их для ведения сельского подсобного хозяйства, то есть по целевому назначению, построены три капитальных строения, отсыпана дорога для проезда на другие земельные участки, выкопан котлован и сооружен бассейн, фактически на данных землях функционирует база отдыха.
В связи с нарушением обществом положений статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации Находкинский отдел Управления Россельхознадзора по Приморскому краю постановлением от 16.03.2010 N 18-035/10 привлек ООО ЭВПРС-ЦЕНТР" к административной ответственности по статье 8.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 10000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с заявлением о признании его незаконным и отмене в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в обоснование требований общества и возражений на них административного органа. При этом суд исходил из следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, по такому основанию, как поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо о причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, может быть проведена органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Нарушение указанного положения, в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, является, в силу части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ, грубым нарушением требований, влекущим недействительность результатов проверки.
Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства определено в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными названным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
В части 1 статьи 4 названного Федерального закона установлены критерии отнесения юридических лиц и предпринимателей к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства.
Распространяя порядок проведения проверки, установленный частью 5 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ на проверку, проведенную в отношении ООО ЭВПРС-ЦЕНТР", суд первой инстанции, с учетом письма Территориального органа государственной статистики по Приморскому краю (Приморскстат) от 23.06.2010 N19св-39м и имеющейся в материалах дела бухгалтерской отчетностью общества, установил факт отнесения последнего к субъектам малого предпринимательства и, кроме того, что ни с прокуратурой Шкотовского района Приморского края (место расположения земельных участков), ни с прокуратурой Первореченского района г. Владивостока (место регистрации ООО "ЭВПРС-ЦЕНТР") проведенная в отношении общества внеплановая проверка, по итогам которой составлен протокол об административном правонарушении, не согласовывалась.
Таким образом, поскольку ООО "ЭВПРС-ЦЕНТР" относится к субъектам малого предпринимательства, в отношении которого проведение проверки возможно после согласования с прокуратурой, а такое согласование не проводилось, является правильным вывод суда о неправомерном привлечении общества к административной ответственности по статье 8.8 КоАП РФ.
Ссылка заявителя жалобы на нарушение судом норм материального права является ошибочной и во внимание судом кассационной инстанции не принимается, в связи с чем жалоба Управления Россельхознадзора по Приморскому краю удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
решение от 15.09.2010 по делу N А51-11208/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства определено в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными названным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
В части 1 статьи 4 названного Федерального закона установлены критерии отнесения юридических лиц и предпринимателей к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства.
Распространяя порядок проведения проверки, установленный частью 5 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ на проверку, проведенную в отношении ООО ЭВПРС-ЦЕНТР", суд первой инстанции, с учетом письма Территориального органа государственной статистики по Приморскому краю (Приморскстат) от 23.06.2010 N19св-39м и имеющейся в материалах дела бухгалтерской отчетностью общества, установил факт отнесения последнего к субъектам малого предпринимательства и, кроме того, что ни с прокуратурой Шкотовского района Приморского края (место расположения земельных участков), ни с прокуратурой Первореченского района г. Владивостока (место регистрации ООО "ЭВПРС-ЦЕНТР") проведенная в отношении общества внеплановая проверка, по итогам которой составлен протокол об административном правонарушении, не согласовывалась.
Таким образом, поскольку ООО "ЭВПРС-ЦЕНТР" относится к субъектам малого предпринимательства, в отношении которого проведение проверки возможно после согласования с прокуратурой, а такое согласование не проводилось, является правильным вывод суда о неправомерном привлечении общества к административной ответственности по статье 8.8 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 декабря 2010 г. N Ф03-9064/2010 по делу N А51-11208/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании