Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Компании "ДЭУ Инжиниринг энд Констракшн Ко., ЛТД" - Лепеев В.Н., представитель по доверенности от 07.05.2010 б/н от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области - Отясов А.В., представитель по доверенности от 03.11.2010 N 04-02 рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Компании "ДЭУ Инжиниринг энд Констракшн Ко., ЛТД", Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Сахалинской области на решение от 19.05.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2010 по делу N А59-325/2010 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Компании "ДЭУ Инжиниринг энд Констракшн Ко., ЛТД" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Сахалинской области о признании незаконными действий, бездействия, обязании возвратить излишне уплаченные налоги, пени, штрафы и взыскании процентов.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2010 г.
Компания "ДЭУ Инжиниринг энд Констракшн Ко., ЛТД (далее - компания) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Сахалинской области (далее - МИФНС России N 5 по Сахалинской области) об отказе в возврате излишне взысканного налога на имущество за 2004 год в сумме 1008993 руб., штрафа в сумме 232947 руб., пеней в сумме 73275 руб. 96 коп.; излишне уплаченного транспортного налога за 2004 год в сумме 67399 руб., пеней в сумме 1474 руб. 67 коп.; излишне уплаченных пеней по налогу на имущество за 2005 год в сумме 71430 руб. 35 коп.; о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Сахалинской области (далее - МИФНС России N 1 по Сахалинской области) по возврату указанных налогов, штрафа и пеней; об обязании МИФНС России N 1 по Сахалинской области вынести решение о возврате излишне взысканных и уплаченных налогов, штрафа и пеней и взыскании процентов в сумме 1728207 руб. 89 коп.
Решением суда от 19.05.2010, с учетом определения об исправлении описки от 15.06.2010, требования компании удовлетворены частично: признаны незаконными действия МИФНС России N 5 по Сахалинской области, выразившиеся в отказе в возврате излишне уплаченных пеней по налогу на имущество за 2005 год в сумме 71430 руб. 35 коп., бездействие МИФНС России N 1 по Сахалинской области по возврату излишне уплаченных пеней по налогу на имущество за 2005 год в сумме 71430 руб. 35 коп. МИФНС России N 1 по Сахалинской области обязана произвести возврат излишне взысканного налога на имущество за 2004 год в сумме 1008993 руб., штрафа в сумме 232947 руб. пеней в сумме 73275 руб. 96 коп., излишне уплаченного транспортного налога за 2004 год в сумме 67399 руб., пеней в сумме 1474 руб. 67 коп., излишне взысканных пеней по налогу на имущество за 2005 год в сумме 71430 руб. 35 коп. С МИФНС России N 1 по Сахалинской области взысканы проценты в сумме 1083848 руб. 49 коп., начисленные в связи с несвоевременным возвратом указанных сумм.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2010 решение суда изменено: признаны незаконными действия МИФНС России N 5 по Сахалинской области, выразившиеся в отказе в возврате излишне взысканного налога на имущество за 2004 год в сумме 1008993 руб., штрафа в сумме 232947 руб., пеней в сумме 73275 руб. 96 коп., излишне уплаченных пеней по налогу на имущество за 2005 год в сумме 71430 руб. 35 коп. Признано незаконным бездействие МИФНС России N 1 по Сахалинской области по возврату взысканного налога на имущество за 2004 год в сумме 1008993 руб., штрафа в сумме 232947 руб., пеней в сумме 73275 руб. 96 коп., излишне уплаченных пеней по налогу на имущество за 2005 год в сумме 71430 руб. 35 коп. МИФНС России N 1 по Сахалинской области обязана произвести возврат компании излишне взысканные и уплаченные указанные налоги, пени и штраф. С МИФНС России N 1 по Сахалинский области в пользу компании взысканы проценты в сумме 892700 руб. 07 коп.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, компанией и налоговыми органами поданы кассационные жалобы.
Компания в кассационной жалобе просит принятые по делу судебные акты в части определения размера процентов начисленных на суммы излишне взысканных и уплаченных налогов, пеней и штрафа изменить, удовлетворив требование компании о взыскании процентов в сумме 1727475 руб. 86 коп.
МИФНС России N 1 по Сахалинской области и МИФНС России N 5 по Сахалинской области в кассационных жалобах и дополнениях к кассационным жалобам просят решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
МИФНС России N 5 по Сахалинской области извещена в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, однако ее представитель в судебные заседание не явился. Инспекцией заявлено ходатайство о рассмотрении кассационных жалоб без участия ее представителя.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 22.12.2010.
Проверив обоснованность доводов жалоб и дополнений к жалобам, отзыва МИФНС России N 1 по Сахалинской области на кассационную жалобу компании, выслушав присутствовавших в судебном заседании представителей МИФНС России N 1 по Сахалинской области и компании, кассационная инстанция считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, заявленные требования оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Российской Федерацией и компанией "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд" 22.06.1994 заключено Соглашение о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции (далее - СРП "Сахалин-2"), регулирующее вопросы разведки, освоения и разработки запасов углеводородов на этих месторождениях.
Статьей 18 СРП "Сахалин-2" "Налоги и обязательные платежи" предусмотрено, что за исключение случаев, специально оговоренных в соглашении, права, обязанности и обязательства в отношении уплаты налогов и обязательных платежей, установленных для Сахалинского проекта, определяются в дополнении N 1 "Налоги и обязательные платежи Приложения Е к СРП "Сахалин-2".
В соответствии с пунктом 3а данного дополнения компании, родственные ей организации, их подрядчики и субподрядчики (за исключением налога на прибыль) не являются плательщиками каких-либо налогов.
Судами установлено, что Компания "ДЭУ Инжиниринг энд Констракшн Ко., Лтд" (Республика Корея), согласно договору от 31.03.2004 N SEG-CT-AI-CT-008, заключенного на выполнение работ и услуг, связанных с процессом наземной трубной связки и монтажом металлоконструкции по проекту "Сахалин-2", является субподрядчиком компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд." При осуществлении деятельности, связанной с выполнением компанией указанных субподрядных работ, были уплачены спорные суммы налогов, штрафа и пеней. Полагая, что компания, как субподрядчик, вправе применять режим налогообложения, установленный СРП "Сахалин-2", она обратилась в налоговый орган с заявлением о возврате уплаченного транспортного налога за 2004 год в сумме 67399 руб., пеней за просрочку уплаты налога в сумме 1474 руб. 67 коп., взысканного по решению МИФНС Росси N 5 по Сахалинской области от 28.07.2005 N 22 налога на имущество за 2004 год в сумме 1008993 руб., штрафа в сумме 232947 руб., пеней в сумме 73275 руб. 96 коп.; пени по налогу на имущество за 2005 год в сумме 71430 руб. 35 коп. В удовлетворении заявления компании отказано в связи с пропуском трехлетнего срока давности с момента уплаты налогов, штрафа и пеней.
Считая отказ в возврате указанных сумм неправомерным, компания обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными бездействия, действий по невозврату излишне взысканных и уплаченных налогов, штрафа и пеней, обязании налогового органа произвести их возврат и взыскании процентов в сумме 1728208 руб. 89 коп.
Удовлетворяя требование компании о признании незаконными указанных действий, бездействия, а также требование о возврате излишне взысканных и уплаченных налогов, штрафа, пеней и взыскании процентов в части, суды руководствовались пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Федеральный закон N 225-ФЗ) и пунктом 15 статьи 346.35 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в соответствии с которым соглашения, заключенные до вступления в силу Федерального закона N 225-ФЗ подлежат исполнению согласно определенным в них условиях и соответственно применяются условия освобождения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также порядок исчисления, уплаты и возврата (возмещения) уплачиваемых налогов; сборов и иных обязательных платежей, которые предусмотрены соглашениями. Поскольку компания является субподрядчиком проекта "Сахалин-2" к ней подлежит применению режим налогообложения, установленный СРП "Сахалин-2".
Между тем, предусмотренные пунктом 7 статьи 2 Федерального закона N 225-ФЗ и пункта 15 статьи 346.35 НК РФ положения о сохранении в отношении соглашений о разделе продукции, заключенных до принятия Федерального закона N 225-ФЗ, установленного этими соглашениями регулирования по вопросам налогообложения, подлежат применению только в отношении инвестора-компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд",- поскольку только он является тем субъектом правоотношения которого по реализации соглашения о разделе продукции охватываются предметом регулирования Федерального закона N 225-ЗФ и главой 26.4 НК РФ.
Правоотношения подрядчиков и субподрядчиков, привлекаемых инвестором для реализации СРП "Сахалин-2", не регулируются Федеральным законом N 225-ФЗ и главой 26.4 НК РФ. Следовательно, условия налогообложения подрядчиков и субподрядчиков, привлекаемых инвестором для реализации СРП "Сахалин-2", определяются действующим налоговым законодательством.
Таким образом, условия налогообложения, определенные в дополнении 1 "Налоги и обязательные платежи" Приложения Е к СРП "Сахалин-2", в том числе в части установленного пунктом 3а исключения подрядчиков и субподрядчиков из числа плательщиков каких-либо налогов (за исключением налога на прибыль), применению не подлежат.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 1674/10. Содержащееся в данном постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 62 "О внесении дополнений в пункт 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации" со дня размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное постановление, считается определенной.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, в связи с неправильным применением норм материального права, заявленные требования оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
решение от 19.05.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2010 по делу N А59-325/2010 Арбитражного суда Сахалинской области отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Поворот исполнения постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2010 по указанному делу в части взыскания с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области госпошлины в сумме 24868 руб. 64 коп., процентов в сумме 892700 руб. 07 коп., обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области произвести возврат излишне взысканного налога на имущество за 2004 год в сумме 1008993 руб., штрафа в сумме 232947 руб., пени в сумме 73275 руб. 96 коп., излишне уплаченного транспортного налога за 2004 год в сумме 67399 руб., пеней в сумме 1474 руб. 67 коп., излишне взысканных пеней по налогу на имущество за 2005 год в сумме 71430 руб. 35 коп., взыскания с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Сахалинской области госпошлины в сумме 2000 руб. произвести Арбитражному суду Сахалинской области
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правоотношения подрядчиков и субподрядчиков, привлекаемых инвестором для реализации СРП "Сахалин-2", не регулируются Федеральным законом N 225-ФЗ и главой 26.4 НК РФ. Следовательно, условия налогообложения подрядчиков и субподрядчиков, привлекаемых инвестором для реализации СРП "Сахалин-2", определяются действующим налоговым законодательством.
Таким образом, условия налогообложения, определенные в дополнении 1 "Налоги и обязательные платежи" Приложения Е к СРП "Сахалин-2", в том числе в части установленного пунктом 3а исключения подрядчиков и субподрядчиков из числа плательщиков каких-либо налогов (за исключением налога на прибыль), применению не подлежат.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 1674/10. Содержащееся в данном постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 62 "О внесении дополнений в пункт 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации" со дня размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное постановление, считается определенной."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 декабря 2010 г. N Ф03-7802/2010 по делу N А59-325/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании