Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного учреждения Благовещенская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации на решение от 13.09.2010 по делу N А04-2938/2010 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению Федерального государственного учреждения "Благовещенская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации к Черемховскому сельскому Совету народных депутатов Ивановского района Амурской области при участии прокурора Амурской области, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Профи-К, Домоуправление N 5 Благовещенской квартирно-эксплуатационная части, о признании недействующим нормативного правового акта.
Резолютивная часть постановления от 15 декабря 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2010 г.
Федеральное государственное учреждение "Благовещенская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУ "Благовещенская КЭЧ района") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействующим решения Черемховского сельского Совета народных депутатов Ивановского района Амурской области от 14.04.2010 N 88 "Об учреждении нормативов потребления коммунальных услуг ДУ-5 Благовещенской КЭЧ на 2010-2012 годы".
На основании статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в рассмотрении дела принял участие прокурор Амурской области.
Решением суда от 13.09.2010 заявленное требование удовлетворено частично: признан недействующим пункт 3 оспариваемого решения, как несоответствующий статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам установления и определения норматив потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила).
В остальном в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ФГУ "Благовещенская КЭЧ района" просит принятый по делу судебный акт отменить и признать оспариваемый нормативный акт недействующим полностью, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Лица, участвующие в деле, извещены в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения дела, однако их представители в заседание суда кассационной инстанции не явились.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 15.12.2010.
Проверив обоснованность доводов жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 14.04.2010 Черемховским сельским Советом народных депутатов Ивановского района Амурской области принято решение "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг ДУ-5 Благовещенской КЭЧ на 2010-2012 годы".
Пунктом 1 названного решения отменены решение от 25.09.2008 N 31 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг ДУ-5 Благовещенской КЭЧ" и решение от 01.02.2010 N 77 "Об отмене решения N 31 от 25.09.2008 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг", как принятые с нарушением действующего законодательства. Пунктом 2 предусмотрено применение расчетного метода при установлении нормативов потребления коммунальных услуг. Третьим пунктом утверждены нормативы потребления коммунальных услуг для ДУ-5 Благовещенской КЭЧ на 2010-2012 годы и пунктом 4 установлен порядок вступления в силу решения.
Не согласившись с принятым решением, ФГУ "Благовещенская КЭЧ района" обратилось в арбитражный суд. По мнению учреждения, установленные нормативы не соответствуют Правилам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг определен Правилами.
Согласно пункту 2 Правил норматив потребления коммунальных услуг это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Установление нормативов потребления коммунальных услуг в силу пункта 8 Правил производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
Для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам, установленным в приложении к Правилам (пункт 14).
Судом установлено, что оспариваемые нормативы потребления коммунальных услуг утверждены в отношении благоустроенных жилых домов с централизованным отоплением:
- водоснабжение 5,5 куб.м на одного человека;
- водоотведение 5,5 куб.м на одного человека;
- тепловая энергия на отопление - 0,02063 Гкал на 1 квадратный метр площади.
Нормативы определены расчетным методом на основании подпункта 3 пункта 20 Правил. Согласно пункту 23 Правил расчетный метод подлежит применению, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также, если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода. Решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами (пункт 24 Правил).
Довод ФГУ "Благовещенская КЭЧ района" о том, что оснований для применения расчетного метода не имелось, а следовало утвержденные отмененным постановлением от 25.09.2008 N 31 годовые нормативы потребления разделить на 12 месяцев, неоснователен, так как норматив холодного и горячего водоснабжения, как следует из пункта 16 приложения к Правилам рассчитывается ежемесячного на одного человека по формуле, указанной в данном пункте.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания пункт 2 оспариваемого решения недействующим.
Вместе с тем, согласно пункту 19 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг должно быть подтверждено расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями. Однако, судом установлено и подтверждено материалами дела, что при установлении нормативов потребления коммунальных услуг Черемховский сельский Совет документально не подтвердил обоснованность произведенных расчетов. Поскольку в силу пункта 19 Правил определение нормативов посредством любого метода должно быть документально подтверждено, в том числе соответствующими расчетами, свидетельствующими об обоснованности установления нормативов, суд правомерно признал недействующим пункт 3 оспариваемого решения.
В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" орган местного самоуправления (или его должностные лица) в порядке самоконтроля вправе отменить или приостановить действие принятого ими муниципального правового акта.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Решение от 25.09.2008 N 31 отменено органом местного самоуправления в связи с нарушением при установлении нормативов требований пункта 2 Правил, пункта 16 приложения к Правилам. Следовательно, вывод суда о соответствии пункта 1 оспариваемого решения закону, правомерен.
Ссылка ФГУ "Благовещенская КЭЧ района" на пункт 16 Правил неосновательна. Названный пункт не регулирует порядок установления нормативов потребления в случае отмены нормативного акта, которым был установлен тариф, в связи с принятием его с нарушением действующего законодательства.
Решение об установлении нормативов потребления коммунальных услуг публикуется в официальных средствах массовой информации в 10-дневный срок после его принятия с указанием даты введения в действие нормативов потребления (пункт 17 Правил).
Пункт 4 оспариваемого решения соответствует данному требованию.
С учетом изложенного оснований для отмены сдобного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 13.09.2010 по делу N А04-2938/2010 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Решение от 25.09.2008 N 31 отменено органом местного самоуправления в связи с нарушением при установлении нормативов требований пункта 2 Правил, пункта 16 приложения к Правилам. Следовательно, вывод суда о соответствии пункта 1 оспариваемого решения закону, правомерен.
Ссылка ФГУ "Благовещенская КЭЧ района" на пункт 16 Правил неосновательна. Названный пункт не регулирует порядок установления нормативов потребления в случае отмены нормативного акта, которым был установлен тариф, в связи с принятием его с нарушением действующего законодательства.
Решение об установлении нормативов потребления коммунальных услуг публикуется в официальных средствах массовой информации в 10-дневный срок после его принятия с указанием даты введения в действие нормативов потребления (пункт 17 Правил)."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 декабря 2010 г. N Ф03-8069/2010 по делу N А04-2938/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании