Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы администрации г.Благовещенска, индивидуального предпринимателя Архипова Э.А. на решение от 21.06.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2010 по делу N А04-2039/2010 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению индивидуального предпринимателя Архипова Э.А. к администрации г.Благовещенска третьи лица: открытое акционерное общество "Амургаз", открытое акционерное общество "АКС" "Амуртеплосервис", Управление ЖКХ администрации г.Благовещенска об оспаривании ненормативного правового акта.
Резолютивная часть постановления от 14 декабря 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2010 г.
Индивидуальный предприниматель Архипов Э.А. обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации г.Благовещенска в выборе земельного участка, изложенного в письме от 19.03.2010 N 403/19, по заявлению вх. N 2668з от 10.04.2009, как несоответствующего ЗК РФ и ГК РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Амургаз", открытое акционерное общество "АКС" "Амуртеплосервис", Управление ЖКХ администрации г.Благовещенска .
Решением суда от 21.06.2010 заявленные требования удовлетворены; отказ администрации г.Благовещенска в выборе земельного участка для строительства, выраженный в письме от 19.03.2010 N 403/19 по заявлению вх. N 2668з от 10.04.2009, признан незаконным, не соответствующим ЗК РФ; суд обязал администрацию в месячный срок с момента принятия решения с участием предпринимателя Архипова Э.А. обеспечить выбор земельных участков на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объектов, указанных в заявлении предпринимателя вх. N 2668з от 10.04.2009, и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельных участков оформить актом о выборе земельного участка для строительства. Акт выбора выдать предпринимателю. Об исполнении решения суда сообщить в Арбитражный суд Амурской области.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2010 решение изменено; из резолютивной части решения суда исключено указание на срок обеспечения выбора земельных участков; в остальной части решение оставлено без изменения.
На состоявшиеся судебные акты поданы кассационные жалобы от: администрации г.Благовещенска, предпринимателя Архипова Э.А.
В кассационной жалобе администрация г.Благовещенска просит отменить решение, постановление как несоответствующие нормам права. Полагает, что судом не обоснованно не принято во внимание то, что ОАО "АКС "Амуртеплосервис" не согласовал акт выбора земельного участка, поскольку последнее обеспечивает эксплуатацию тепловых сетей и, следовательно, располагает информацией об их точном местонахождении. Ссылается на препятствия по обслуживанию контейнерной площадки ТБО.
В кассационной жалобе предприниматель Архипов Э.А. просит отменить постановление от 06.09.2010 в части исключения из резолютивной части решения указания на срок обеспечения выбора земельного участка как несоответствующее ст. 201 АПК РФ, ст. 12 ФЗ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан РФ".
В отзыве на кассационную жалобу администрация г.Благовещенска считает доводы жалобы предпринимателя несостоятельными, просит оставить ее без удовлетворения. В отзыве на кассационную жалобу ИП Архипов Э.А. считает доводы жалобы администрации не соответствующими обстоятельствам дела и нормам закона, просит оставить ее без удовлетворения.
В порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, в судебном заседании объявлялся перерыв до 11 часов 10 минут 14.12.2010.
В судебное заседание кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились, при этом о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. От ИП Архипова Э.А. поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационных жалоб, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает их подлежащими изменению на основании п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Архипов Э.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждено соответствующим свидетельством.
Предприниматель Архипов Э.А. обратился в Министерство имущественных отношений Амурской области с заявлением (вх. N 2668з от 10.04.2009) о выборе земельных участков: размером 300м*300м, с целью строительства спортивного сооружения - крытых теннисных кортов и здания для раздевалок, душевых, кафе с автостоянкой; размером 100м*12м для размещения и строительства гаражей боксового типа. Место расположения земельных участков: г.Благовещенск, в районе ул. Лазо, д.75 - ул.Лазо, д.65, приложив схему их размещения.
В рамках дела N А04-4850/2009 Арбитражного суда Амурской области предпринимателем обжалован отказ в выборе испрашиваемого земельного участка по его заявлению (вх.N 2668з от 10.04.2009). Вступившим в законную силу решением суда признаны незаконными отказы: Министерства, оформленный письмом от 25.06.2009 N 14-35/4216, администрации г.Благовещенска, оформленный письмом от 05.06.2009 N 01-19/2887. Суд обязал администрацию г.Благовещенска повторно рассмотреть вопрос о выборе земельного участка по заявлению предпринимателя (вх. N 2668з от 10.04.2009).
Письмом от 19.03.2010 N 403/19 администрация г.Благовещенска сообщила предпринимателю, что оснований для завершения процедуры выбора земельных участков для размещения гаражей по названному адресу не имеется, сославшись на заключение УЖКХ администрации г.Благовещенска от 02.03.2010 N 06-26/126 о размещении гаражей; информацию ОАО "Амургаз" от 11.12.2009, ОАО "Амуртеплосервис" от 03.02.2010, СаНПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов".
Предприниматель, полагая, что данное письмо от 19.03.2010 N 403/19 фактически направлено на отказ в выборе земельных участков для строительства гаражей, и, считая такой отказ незаконным, нарушающим его права, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, признавая незаконным отказ администрации г.Благовещенска в выборе земельных участков для строительства гаражей, выраженный в письме от 19.03.2010 N 403/19, исходил из следующего: ответчиком не представлены доказательства наличия препятствий для выбора земельных участков. Судом со ссылкой на ст. 69 АПК РФ принято во внимание вступившее в законную силу решение суда в рамках дела N А04-4850/2009, которым признан незаконным отказ администрации в выборе предпринимателем этих же земельных участков, поскольку нарушены положения Регламента комиссии по выбору земельных участков для строительства на территории МО г.Благовещенск, утвержденного постановлением мэра г.Благовещенска от 16.03.2009 N 422. Суд указал, что администрация, отказывая в выборе земельных участков, не представила доказательств наличия препятствий для соответствующего выбора, не определила варианты размещения объекта, не рассмотрела возможность корректировки данных предпринимателя по размеру или месту размещения земельных участков.
При этом суд обязал администрацию в месячный срок с момента принятия решения с участием предпринимателя Архипова Э.А. обеспечить выбор земельных участков на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объектов, указанных в заявлении предпринимателя вх. N 2668з от 10.04.2009, и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельных участков оформить актом о выборе земельного участка для строительства. Акт выбора выдать предпринимателю. Об исполнении решения сообщить в Арбитражный суд Амурской области.
Суд апелляционной инстанции, согласившись с выводами суда первой инстанции о незаконности отказа администрации в выборе земельных участков, в части обязанности администрацию обеспечить выбор земельных участков, исключил указание суда на срок исполнения обязанности.
Как следует из заявления предпринимателя (вх.2668з N от 10.04.2009), его требования связаны с выбором двух земельных участков: одного площадью 300м*300м для строительства спортивного сооружения - крытых теплых теннисных кортов и здания для раздевалок, душевых и кафе с автостоянкой, другого - площадью 100м*12м для строительства гаражей боксового типа.
Установлено, что испрашиваемые земельные участки, расположенные в г.Благовещенске в районе домов NN 65, 75 по ул.Лазо, относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно абз. 3 п. 10 ст. 3 ФЗ N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.
Законом Амурской области от 29.12.2008 N 166-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области", в редакции, действующей на момент разрешения спора (закон Амурской области от 26.06.2009 N 221-ОЗ), установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории г.Благовещенска, в частности, по предоставлению земельных участков для строительства, осуществляются специально уполномоченным исполнительным органом государственной власти в сфере земельных отношений - Министерством имущественных отношений области (п. 1 ст. 7, ст. 5); по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, органом местного самоуправления г.Благовещенска (п.2 ст. 7).
Таким образом, администрация г.Благовещенска осуществляет распоряжение такими земельными участками для строительства гаражей.
Оспариваемое письмо администрации г.Благовещенска от 19.03.2010 N 403/19 касается выбора земельного участка для строительства гаражей. По данному вопросу администрация является полномочным органом по рассмотрению заявления предпринимателя Архипова Э.А. в этой части.
Между тем, принимая решение об обязании администрацию обеспечить выбор земельных участков, оформить результаты актом, выдать его предпринимателю, судебные инстанции не учли следующее.
Процедура выбора земельного участка для строительства, в том числе с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения, урегулирована ст. 31 ЗК РФ. Начинается эта процедура с заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, в котором указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Статьями 1, 7 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
Для этих целей на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Далее процедура предоставления земельного участка для строительства не исключает обязанности органа местного самоуправления информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка (п. 3 ст. 31 ЗК РФ).
Публичное информирование призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся права на землю, а также сочетание интересов общества и отдельных граждан (подп. 4, 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). При этом публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Данный подход применения законодательного положения следует из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.09.2010 N 4224/10.
Следовательно, до информирования и оформления акта о выборе земельного участка при рассмотрении заявления лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, необходимо рассмотреть вопрос возможности использования земельного участка в целях, указанных в заявлении заинтересованного лица.
Согласно схеме расположения земельных участков испрашиваемый земельный участок размером 100м*12 м расположен во дворе жилых домов NN 23, 25 по ул.Амурской, N 65 по ул.Лазо между газораспределительными станциями, трансформаторной станцией, контейнерной площадкой ТБО, существующими гаражами.
Участок находится в квартале N 93 (выкопировка из генерального плана г.Благовещенска), в территориальной зоне Ж-З (схема расположения земельного участка, выполненная отделом подготовки исходных данных и градостроительных планов).
В обоснование невозможности использования спорного земельного участка для строительства 6 гаражей указано на то, что части земельного участка находятся: в охранной зоне газопровода (информация ОАО "Амургаз" от 11.12.2009); в охранной зоне теплотрассы (информация ОАО "Амуртеплосервис" от 03.02.2010; в границах дворовой территории с контейнерной площадкой для сбора ТБО, перенос которой в связи с плотностью застройки не возможен (заключение УЖКХ от 02.03.2010 N 06-26/426).
Указанные информации ОАО "Амуртеплосервис" от 03.02.2010, ОАО "Амургаз" от 11.12.2009 в деле не представлены. Заключение УЖКХ от 02.03.2010 N 06-26/426 содержит сведения о невозможности согласовать выбор земельного участка под строительство гаражей из-за его нахождения на дворовой территории возле контейнерной площадки.
Между тем надлежащих доказательств нахождения земельного участка в границах дворовой территории в деле не представлено, отсутствуют также сведения и в названном заключении. Не представлены доказательства нахождения земельного участка в охранных зонах теплотрассы, газопровода. Кроме того, доказательств границ земельных участков, занятых многоэтажными жилыми домами NN 23,25 по ул.Амурской, 65, по ул.Лазо, трансформаторной станцией, газораспределительными станциями, существующими гаражами, в деле не представлено. Отсутствие указанных документов не позволяет суду установить: свободна ли территория, включающая испрашиваемый земельный участок, от прав третьих лиц, а также проверить мотивы оспариваемого письма администрации г.Благовещенска.
Поскольку данные вопросы уполномоченным органом при рассмотрении заявления предпринимателя не разрешались, вывод суда о незаконности отказа администрации г.Благовещенска в предоставлении предпринимателю Архипову Э.А. земельных участков по его заявлению (вх. N 2668з от 10.04.2009) соответствует установленным по делу обстоятельствам, вышеприведенным нормам права.
Вместе с тем, исходя из вышеизложенного, указание суда в резолютивной части судебного акта в части обязания администрацию г.Благовещенска обеспечить выбор земельных участков посредством определения вариантов размещения объектов, указанных в заявлении предпринимателя вх. N 2668з от 10.04.2009, и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, является преждевременным, поэтому подлежит исключению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
решение от 21.06.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2010 по делу N А04-2039/2010 Арбитражного суда Амурской области в части обязания администрацию г.Благовещенска с момента принятия решения с участием ИП Архипова Э.А. обеспечить выбор земельных участков на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объектов, указанных в заявлении ИП Архипова Э.А. вх. N 2668з от 10.04.2009, и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями; оформления результатов выбора земельных участков актом о выборе земельного участка для строительства, выдачи акта выбора предпринимателю; сообщения об исполнении решения суда в Арбитражный суд Амурской области, изменить.
Обязать администрацию г.Благовещенска в установленный законом срок рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Архипова Э.А. (вх. N 2668з от 10.04.2009) в соответствии с требованиями ст. 31 Земельного кодекса РФ.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьями 1, 7 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
Для этих целей на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Далее процедура предоставления земельного участка для строительства не исключает обязанности органа местного самоуправления информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка (п. 3 ст. 31 ЗК РФ).
Публичное информирование призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся права на землю, а также сочетание интересов общества и отдельных граждан (подп. 4, 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). При этом публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
...
Акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Данный подход применения законодательного положения следует из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.09.2010 N 4224/10."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 декабря 2010 г. N Ф03-8515/2010 по делу N А04-2039/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании