Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Загорулько О.М. - представитель по доверенности б/н от 01.11.2010 от администрации Ленинского муниципального района: Стешина А.М.- представитель по доверенности от 08.05.2008 N314 от ДВТУ Росграницы: Останина Н.В.- представитель по доверенности от 13.12.2010 N Т7-ВЕ-2652/04 рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Речной пункт пропуска "Нижне-Ленинское" на решение от 25.05.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2010 по делу N А16-302/2010 Арбитражного суда Еврейской автономной области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Речной пункт пропуска "Нижнее-Ленинское" о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области в реализации преимущественного права на приобретение арендуемых нежилых помещений: накопителя транспорта, контрольно-пропускного пункта для грузовых автомобилей (Литер В), пассажирского пропускного пункта (Литер Б), расположенных по адресу: Еврейская автономная область, Ленинский район, с. Нижнее-Ленинское, порт Нижнеленинский, 235 км по реке Амур от г. Хабаровска, изложенного в письме от 11.02.2010 N 1173; обязании принять решение об условиях приватизации указанных нежилых помещений и направить в адрес общества решение и предложение о заключении договора купли-продажи с проектом указанного договора третьи лица: Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации, администрация Ленинского муниципального района Еврейской автономной области
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Речной пункт пропуска "Нижне-Ленинское" (далее - ООО "РПП "Нижне-Ленинское") обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области (далее - КУМИ Ленинского района) в реализации преимущественного права на приобретение арендуемых нежилых помещений: накопителя транспорта, контрольно-пропускного пункта для грузовых автомобилей (Литер В), пассажирского пропускного пункта (Литер Б), расположенных по адресу: Еврейская автономная область, Ленинский район, с. Нижнее-Ленинское, порт Нижнеленинский, 235 км по реке Амур от г. Хабаровска, изложенного в письме от 11.02.2010 N 1173; обязании принять решение об условиях приватизации указанных нежилых помещений и направить в адрес общества решение и предложение о заключении договора купли-продажи с проектом указанного договора.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (далее - агентство), администрация Ленинского муниципального района Еврейской автономной области (далее - администрация).
Решением суда от 25.05.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2010, заявление удовлетворено частично. Суд признал отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ленинского муниципального района в реализации преимущественного права на приобретение арендуемых нежилых помещений, изложенный в письме от 11.02.2010 N 1173, недействительным. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "РПП "Нижне-Ленинское" просит решение от 25.05.2010 и постановление апелляционной инстанции от 24.08.2010 отменить как принятые с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что спорное имущество находилось в аренде у заявителя по ранее действовавшим договорам от 20.12.2005, от 20.04.2005, от 20.04.2006 и от 06.12.2006, что подтверждает фактическое использование данного имущества в течение двух лет, до дня вступления в силу Закона N 159-ФЗ.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца привел доводы соответствующие тексту кассационной жалобы, а представители агентства и администрации не согласившись с доводами, изложенными в ней, просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия в заседании суда кассационной инстанции не принимали.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 12.11.2009 ООО "РПП "Нижне-Ленинское" обратилось в администрацию Ленинского муниципального района ЕАО с заявлением о реализации преимущественного права арендатора на приобретение арендуемого имущества, а именно: сооружения - накопитель транспорта, общей площадью 180 кв.м, кадастровый N 79:03:02:06:10:80:7:5, расположенного по адресу ЕАО, Ленинский район с. Нижнее-Ленинское, порт Нижнеленинский, 235 км по реке Амур от г. Хабаровска; нежилого здания - контрольно-пропускной пункт для грузовых автомобилей, общей площадью 60,3 кв.м, инв. N 3, литер В, этажность 1, кадастровый N 79:03:00:00:00:00:3:В, расположенного по адресу ЕАО, Ленинский район с. Нижне-Ленинское, порт Нижнеленинский, 235 км по реке Амур от г.Хабаровска; нежилого здания - пассажирский пропускной пункт общей площадью 1574,1 кв.м, инв. N 3, литер Б, кадастровый N 79:03:00:00:00:00:3:Б, расположенного по адресу ЕАО, Ленинский район с.Нижне-Ленинское, порт Нижнеленинский, 235 км по реке Амур от г.Хабаровска.
Указанное заявление ООО "РПП "Нижне-Ленинское" обосновало договорами аренды имущества от 20.12.2005, 20.04.2006, 06.12.2006, 30.10.2007 и статьями 3, 9 ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).
Письмом от 11.02.2010 N 1173 Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ленинского муниципального района отказал в удовлетворении заявления, сославшись на необходимость решения вопроса по земельным участкам под объектами, которые находятся в собственности Российской Федерации, а также на то, что переданные по договору объекты составляют единый производственный комплекс по обслуживанию работы речного порта и могут быть включены в план приватизации последнего на 2010 год единым комплексом, разделение которого может привести к сбою работы порта.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ООО "РПП "Нижне-Ленинское" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя исковые требования в части признания незаконным отказа КУМИ Ленинского района в реализации преимущественного права на приобретение арендуемых нежилых помещений по основаниям, изложенным в нем, арбитражные суды обоснованно исходили из того, что он не соответствует положениям статей 1, 3 Закона N 159-ФЗ.
Вместе с тем, в удовлетворении требования об обязании принять решение об условиях приватизации объектов недвижимого имущества и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи судами правомерно отказано по мотиву того, что заявитель не отвечает критериями лица, имеющего преимущественное право на приобретение арендованного имущества, поскольку оно находится в аренде менее двух лет.
Так в соответствии со статьей 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в установленном порядке. При этом такое преимущественное право может быть реализовано в том числе, при условии, что арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества.
При исследовании и оценке имеющихся в материалах дела доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ судами установлено, что недвижимое имущество, арендуемое ООО "РПП "Нижнее-Ленинское" у МУП "Нижне-Ленинский речной порт муниципального образования "Ленинский район" принадлежит на праве собственности Ленинскому муниципальному району только с 2007 года, что подтверждается вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда от 09.10.2007 по делу N 2-69/07 и передано МУП "Нижне-Ленинский речной порт муниципального образования "Ленинский район" на праве хозяйственного ведения 29.10.2007.
Таким образом, арбитражные суды, установив, что право аренды у ООО "РПП "Нижне-Ленинское" возникло только по договору от 30.10.2007, а Закон N 159-ФЗ вступил в силу 05.08.2008, сделали правильный вывод о том, что арендуемое имущество находилось в аренде у заявителя менее двух лет до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в связи с чем он не отвечает критериям лица, имеющего преимущественное право приобретение муниципального имущества.
Доводы заявителя жалобы о том, что фактически имущество находилось у него в аренде с 2005 года, со ссылками на договоры от 20.12.2005, от 20.04.2005, от 06.12.2006, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку на момент заключения указанных договоров Ленинский муниципальный район не являлся собственником спорного имущества, а, следовательно, не имел правовых оснований для передачи его в хозяйственное ведение МУП "Нижне-Ленинский речной порт муниципального образования "Ленинский район", которое, в свою очередь, было не вправе передавать его кому-либо в аренду.
Выводы судов сделаны с правильным применением норм материального права, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, в связи с чем основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа,
постановил:
решение от 25.05.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2010 по делу N А16-302/2010 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя исковые требования в части признания незаконным отказа КУМИ Ленинского района в реализации преимущественного права на приобретение арендуемых нежилых помещений по основаниям, изложенным в нем, арбитражные суды обоснованно исходили из того, что он не соответствует положениям статей 1, 3 Закона N 159-ФЗ.
Вместе с тем, в удовлетворении требования об обязании принять решение об условиях приватизации объектов недвижимого имущества и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи судами правомерно отказано по мотиву того, что заявитель не отвечает критериями лица, имеющего преимущественное право на приобретение арендованного имущества, поскольку оно находится в аренде менее двух лет.
Так в соответствии со статьей 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в установленном порядке. При этом такое преимущественное право может быть реализовано в том числе, при условии, что арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества.
При исследовании и оценке имеющихся в материалах дела доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ судами установлено, что недвижимое имущество, арендуемое ООО "РПП "Нижнее-Ленинское" у МУП "Нижне-Ленинский речной порт муниципального образования "Ленинский район" принадлежит на праве собственности Ленинскому муниципальному району только с 2007 года, что подтверждается вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда от 09.10.2007 по делу N 2-69/07 и передано МУП "Нижне-Ленинский речной порт муниципального образования "Ленинский район" на праве хозяйственного ведения 29.10.2007.
Таким образом, арбитражные суды, установив, что право аренды у ООО "РПП "Нижне-Ленинское" возникло только по договору от 30.10.2007, а Закон N 159-ФЗ вступил в силу 05.08.2008, сделали правильный вывод о том, что арендуемое имущество находилось в аренде у заявителя менее двух лет до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в связи с чем он не отвечает критериям лица, имеющего преимущественное право приобретение муниципального имущества."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 декабря 2010 г. N Ф03-8390/2010 по делу N А16-302/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании