Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г.Благовещенска на решение от 16.06.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2010 по делу N А04-2042/2010 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению индивидуального предпринимателя Мешкова Романа Васильевича к администрации г.Благовещенска третье лицо: Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Благовещенска, Отдел ГИБДД УВД г.Благовещенска о признании незаконным отказа.
Резолютивная часть постановления от 21 декабря 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2010 г.
Индивидуальный предприниматель Мешков Р.В. обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации г.Благовещенска, указанного в письме от 11.03.2010 N 341/19, в выборе земельного участка для строительства по заявлению предпринимателя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Благовещенска, Отдел ГИБДД УВД г.Благовещенска.
Решением суда от 16.06.2010 заявленные требования удовлетворены; отказ администрации г.Благовещенска в выборе земельного участка для строительства, указанный в письме от 11.03.2010 N 341/19 признан незаконным. Суд обязал администрацию г.Благовещенска в месячный срок с момента вынесения решения повторно составить акт выбора земельного участка по заявлению ИП Мешкова Р.В. вх.N 1410з от 05.03.2009 и вх.N 406з от 18.01.2010 с выездом на место, согласованием заявителем размера участка и размещения объекта, обеспечением вариантов выбора земельного участка, а также повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании земельного участка по существу.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2010 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация г.Благовещенска просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как несоответствующие обстоятельствам дела, нормам права, в удовлетворении заявления отказать. Заявитель не согласен с доводами суда об обязанности органа местного самоуправления разработать варианты выбора земельного участка, поскольку в силу ст. 31 ЗК РФ варианты размещения могут определяться только в границах запрашиваемого земельного участка. Ссылается на то, что судом не дана оценка работе комиссии по выбору спорного земельного участка, которой принято решение о невозможности размещения объекта, ввиду расположения на испрашиваемом земельном участке контейнерной площадки для сбора ТБО; невозможностью переноса площадки в соответствии с требованиями СаНПин 42-128-4690-88. Ссылаясь на п. 67 Постановления Пленумов ВС РФ, ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 указало на право собственников многоквартирного жилого дома на земельный участок, занимаемый домом и необходимый для его эксплуатации.
В порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, в судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 40 минут 21.12.2010.
В судебное заседание кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились, при этом о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационных жалоб, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает необходимым отменить их в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 287 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, предприниматель Мешков Р.В. обратился в Министерство имущественных отношений Амурской области с заявлением (вх. N 1410з от 05.03.2009) о выборе земельного участка площадью 0,04 га, расположенного в районе ул.Политехническая, д. 57 в г.Благовещенске, для строительства гаражей боксового типа, просил принять решения: о согласовании места размещения объекта строительства, о предоставлении земельного участка в долгосрочную аренду. К заявлению приложена схема расположения земельного участка, размеры которого составляют 10м*17м.
В последующем заявлением (вх. N 406з от 18.01.2010) предприниматель уточнил объект строительства - трехэтажный гараж (один из этажей на подземном уровне), площадь земельного участка - 400 кв.м, площадь здания гаража по периметру - 344 кв.м.
В рамках дела N А04-3493/2009 Арбитражного суда Амурской области предпринимателем обжалован отказ в выборе испрашиваемого земельного участка по его заявлению (вх.N 1410з от 05.03.2009). Вступившим в законную силу решением суда признаны незаконными отказы: Министерства, оформленный письмом от 15.05.2009 N 14-35/2664, администрации г. Благовещенска, оформленный письмом от 20.04.2009 N 01-19/1749. Суд обязал администрацию г. Благовещенска повторно рассмотреть вопрос о выборе земельного участка по заявлению предпринимателя (вх.N 1410з от 05.03.2009).
Письмом от 11.03.2010 N 341/19 администрация г.Благовещенска сообщила предпринимателю о невозможности обеспечить выбор названного земельного участка со ссылкой на заключение УЖКХ администрации г.Благовещенска от 18.02.2010 N 06-26/359, информацию ОАО "АКС" "Амурэлектросетьсервис", информацию ОГИБДД УВД г.Благовещенска, приложив соответствующее заключение.
Предприниматель, ссылаясь на то, что данным письмом ему фактически отказано в выборе земельного участка, и, полагая, что такой отказ не соответствует земельному законодательству, нарушает его права, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, признавая незаконным отказ администрации г.Благовещенска в выборе земельного участка для строительства гаражей, выраженного в письме от 11.03.2010 N 341/19, исходил из того, что администрация в установленном порядке заявление не рассмотрела; не представила доказательств наличия препятствий для соответствующего выбора, не определила варианты размещения объекта, не рассмотрела возможность корректировки данных предпринимателя по размеру или месту размещения земельного участка. Суд указал, что комиссионно рассмотрен выбор земельного участка площадью 506 кв.м (22м*23м), в то время как испрашиваемый земельный участок имеет размер 10м*17м. Кроме того, приняты во внимание доводы суда, установленные в рамках дела N А04-3493/2009.
При этом суд обязал администрацию г.Благовещенска по заявлению ИП Мешкова Р.В. вх.N 1410з от 05.03.2009, вх.N 406з от 18.01.2010 в месячный срок с момента вынесения решения повторно составить акт выбора земельного участка с выездом на место, согласованием с заявителем размера участка и размещения объекта, обеспечением варианта выбора земельного участка, а также повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании земельного участка по существу.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о незаконности отказа администрации в выборе земельного участка.
Между тем данные выводы суда сделаны без учета следующего.
Как следует из заявлений предпринимателя (вх.1410з N от 05.03.2009, вх. N 406з от 18.01.2010), его требования связаны с выбором земельного участка площадью 400 кв.м для строительства трехэтажного гаража, площадь застройки 344 кв.м.
Установлено, что испрашиваемый земельный участок, расположены в г.Благовещенске в районе ул.Политехническая, д57, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно абз. 3 п. 10 ст. 3 ФЗ N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.
Законом Амурской области от 29.12.2008 N 166-0З "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области", в редакции, действующей на момент разрешения спора (закон Амурской области от 26.06.2009 N 221-ОЗ), установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории г.Благовещенска, осуществляется органом местного самоуправления при решении вопроса, в том числе о предоставлении земельных участков для строительства закрытых стоянок для хранения автотранспорта (гаражей).
Таким образом, администрация г.Благовещенска осуществляет распоряжение такими земельными участками для строительства гаражей.
Оспариваемое письмо администрации г.Благовещенска от 11.03.2010 N 341/19 касается выбора земельного участка для строительства гаражей. По данному вопросу администрация является полномочным органом по рассмотрению заявления предпринимателя Мешкова Р.В. в этой части.
Между тем, принимая решение об обязании администрацию повторно составить акт выбора земельного участка, с выездом на место, согласованием заявителем размера участка и размещения объекта, обеспечением вариантов выбора земельного участка, повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании земельного участка по существу, судебные инстанции не учли следующее.
Процедура выбора земельного участка для строительства, в том числе с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения, урегулирована ст. 31 ЗК РФ. Начинается эта процедура с заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, в котором указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Статьями 1, 7 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
Для этих целей на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Далее процедура предоставления земельного участка для строительства не исключает обязанности органа местного самоуправления информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка (п. 3 ст. 31 ЗК РФ).
Публичное информирование призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся права на землю, а также сочетание интересов общества и отдельных граждан (подп. 4, 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). При этом публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Данный подход применения законодательного положения следует из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.09.2010 N 4224/10.
Следовательно, до информирования и оформления акта о выборе земельного участка при рассмотрении заявления лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, необходимо рассмотреть вопрос возможности использования земельного участка в целях, указанных в заявлении заинтересованного лица.
Согласно ситуационному плану испрашиваемый земельный участок находится во дворе многоэтажных жилых домов NN 55/1, 57 по ул. Политехнической; граничит с существующими гаражами, трансформаторной подстанцией. Участок находится в квартале N 72; территориальная зона - Ж-ЗИ, зона многоэтажной жилой застройки с ограничениями по условиям.
Как указано выше, причинами невозможности обеспечить выбор земельного участка указаны: заключение УЖКХ от 18.02.2010 N 06-26/359, информация ОАО "АКС" "Амурэлектросетьсервис", информация ОГИБДД УВД г.Благовещенска.
В деле представлен акт о выборе земельного участка от 27.01.2010 N 3/7, в котором комиссионно сделан вывод о непригодности земельного участка для строительства многоэтажной автостоянки, при этом в акте отражено описание земельного участка размерами 23м*22м, расположенного на испрашиваемой территории. Невозможность его использования связана с данными, в том числе УЖКХ администрации г.Благовещенска от 18.02.2010 N 06-26/359 о плотности застройки, о нахождении в границах земельного участка контейнерной площадки для сбора ТБО; информации ОГИБДД УВД г.Благовещенска, л.д. 99, т.1 о расположении земельного участка в тупиковой части ул. Политехнической, о невозможности обеспечения требований п. 1.5 Правил дорожного движения.
Данные доказательства, представленные в обоснование причин отказа в выборе земельного участка для строительства гаража, судами не исследованы. Кроме того, судом не выяснено, свободен ли данный участок от прав третьих лиц, поскольку последний расположен во дворе многоэтажных жилых домов; границы земельных участков, занятые этими домами и необходимые для их эксплуатации, в деле отсутствуют.
Между тем исследование названных обстоятельств имеет существенное значение для разрешения спора, поскольку позволит суду выяснить, имеются ли правовые основания для обязания администрации совершать действия, связанные с дальнейшим выбором земельного участка.
При изложенном решение, постановление подлежат отмене с направлением материалов дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо выяснить указанные обстоятельства и с учетом их оценки согласно ст. 71 АПК РФ разрешить спор.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
решение от 16.06.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2010 по делу N А04-2042/2010 Арбитражного суда Амурской области отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Амурской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Публичное информирование призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся права на землю, а также сочетание интересов общества и отдельных граждан (подп. 4, 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). При этом публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
...
Акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Данный подход применения законодательного положения следует из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.09.2010 N 4224/10.
...
В деле представлен акт о выборе земельного участка от 27.01.2010 N 3/7, в котором комиссионно сделан вывод о непригодности земельного участка для строительства многоэтажной автостоянки, при этом в акте отражено описание земельного участка размерами 23м*22м, расположенного на испрашиваемой территории. Невозможность его использования связана с данными, в том числе УЖКХ администрации г.Благовещенска от 18.02.2010 N 06-26/359 о плотности застройки, о нахождении в границах земельного участка контейнерной площадки для сбора ТБО; информации ОГИБДД УВД г.Благовещенска, л.д. 99, т.1 о расположении земельного участка в тупиковой части ул. Политехнической, о невозможности обеспечения требований п. 1.5 Правил дорожного движения."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 декабря 2010 г. N Ф03-8723/2010 по делу N А04-2042/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании