Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Кузина А.Е. - ведущий юрисконсульт по доверенности от 15.10.2009 N 855, от ответчика: Митрошин А.А. - представитель по доверенности от 19.03.2010 N 21, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 18.06.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2010 по делу N А73-1116/2010 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к обществу с ограниченной ответственностью "Дальтрансуголь" о взыскании 1039987,81 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2010 г.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Дальтрансуголь" (ныне - ЗАО "Дальтрансуголь") о взыскании 1039987,81 руб. платы за пользование вагонами.
Решением суда от 18.06.2010 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2010 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить состоявшиеся судебные акты, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы заявитель указывает на неправильное применение норм материального права. Ссылаясь на ст. 39 УЖТ РФ, Тарифное руководство N 2, Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, п. 16 договора от 16.01.2009 N 651, считает, что у перевозчика имелись основания для задержки спорных вагонов на промежуточных станциях и для начисления платы за пользование вагонами.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. ЗАО "Дальтрансуголь", возражая относительно доводов кассационной жалобы, просило оставить ее без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных ст. 288 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Дальтрансуголь" (владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, подп. Б п. 16 которого установлено, что владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами перевозчика, а также за время нахождения вагонов независимо от их принадлежности на промежуточных станциях в поездах, временно отставленных от движения по причинам, зависящим от владельца, по ставкам Тарифного руководства N 2 "Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта".
28.01.2009, 04.02.2009, 15.02.2009 на промежуточных станциях: Тумнин, Ландыши, Мылки ДВЖД задержаны вагоны с грузом, отправленные на ст. Ванино в адрес ООО "Дальтрансуголь" по железнодорожным накладным: NN ЭЧ 440075, 659660, 660748, 610167, 609980, 610805, 610925, 661645, 661032, 660480, 779455, 942859, 881932, 782608.
Факт задержки вагонов на ст.Тумнин, ст.Ландыши, ст.Мылки ДВЖД подтвержден актами общей формы от 28.01.2009 N 600035, от 04.02.2009 NN 60041, 60042, 60039, 60040, 60038, 60045, 60037, 60043, 60044, 60045, 60046, от 15.02.2009 NN 600009, 600010, 600008, 60011, 4/602015.
В обоснование фактов задержки вагонов представлены.
В частности, в отношении задержки вагонов с 28.01.2009 по 03.02.2009 по железнодорожной накладной N ЭЧ 440075: акт общей формы от 28.01.2009, составленный на ст.Тумнин; натурный лист поезда N 3028; приказ от 28.01.2009 N 981 о задержке поезда N 3028; уведомление от 30.01.2009 N 47 об извещении грузополучателя по названной отправке (в уведомлении имеется отметка о его передаче 02.02.2009);
В отношении задержки вагонов с 04.02.2009 по 12.02.2009 по накладным: ЭЧ 659660, ЭЧ 660748, ЭЧ 610167, ЭЧ 609980, ЭЧ 610805, ЭЧ 610925, ЭЧ 661645, ЭЧ 661032, ЭЧ 660480: акты общей формы 04.02.2009 NN 60037, 60038, 60039, 60040, 60041, 60042, 60043, 60044, 60045, 60046, составленные на станции Тумнин, натурный лист поезда N 2728, приказ от 04.02.2009 N 107 о задержке поезда N 2728, уведомление от 05.02.2009 N 54 об извещении грузополучателя по названной отправке (в уведомлении имеется отметки о его передаче 09.02.2009).
В отношении задержки вагонов с 15.02.2009 по 26.02.2009 по накладным: ЭЧ 779455, ЭЧ 942859, ЭЧ 881932, ЭЧ 782608: акты общей формы от 15.02.2009 NN 600009, 600010, 600008, 60011, составленные на станции Ландыши, натурный лист поезда N 1111, приказ от 15.02.2009 N 441 о задержке поезда N 1111, уведомление от 16.02.2009 N 65 об извещении грузополучателя по названной оправке (в уведомлении имеется отметка о его передаче 19.02.2009).
В отношении задержки вагонов с 15.02.2009 по 27.02.2009 по накладным: ЭЧ 946523, ЭЧ 935541, ЭЧ 935560, ЭЧ 935461, ЭЧ 944178, ЭЧ 909884, ЭЧ 908487: акт общей формы от 15.02.2009 N 4\602015, составленный на станции Мылки, натурный лист поезда N 2710, приказ от 15.02.2009 N 449 о задержке поезда N 2710, уведомление от 16.02.2009 N 64 об извещении грузополучателя по названной отправке (в уведомлении имеется отметка о его передаче 19.02.2009).
На основании вышеперечисленных документов ОАО "РЖД" начислило ООО "Дальтрансуголь" плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, за январь-февраль 2009 года в размере 450 273,84 руб., и плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в составе брошенных поездов за указанный период в размере 589713,97 руб., выставив для оплаты счет от 16.10.2009 N 785, неоплата которого послужила основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
В соответствии со ст. 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях установлен п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, п. 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. Согласно названным Правилам документом, удостоверяющим факт задержки вагонов на промежуточной станции, является акт общей формы.
Как указано выше, в обоснование факта задержки вагонов на промежуточных станциях: Тумнин, Ландыши, Мылки ДВЖД представлены акты общей формы, составленные перевозчиком на соответствующих станциях. В актах причиной их составления указано на неприем груза грузоотправителем, на приказы перевозчика о "бросании" поезда, его "поднятии".
В соответствии с п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Суды, оценив согласно ст. 71 АПК РФ представленные в деле документы (акты общей формы, приказы, уведомления об извещении грузополучателя), обоснованно не приняли их в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих факт задержки вагонов на промежуточных станциях, поскольку в последних отсутствуют сведения о количестве задержанных вагонов, их номерах, данные о своевременном уведомлении грузополучателя о возможной задержке. Кроме того, отсутствуют данные о технической возможности накопления вагонов на станции назначения, невозможности их принятия и подачи на подъездные пути грузополучателя.
В связи с чем суды сделали обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для взыскания с грузополучателя платы за пользование вагонами в сумме 1039987,81 руб.
Данный вывод соответствует установленным по делу обстоятельствам и является правильным.
При изложенном основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 18.06.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2009 по делу N А73-1116/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях установлен п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, п. 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. Согласно названным Правилам документом, удостоверяющим факт задержки вагонов на промежуточной станции, является акт общей формы.
...
В соответствии с п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 декабря 2010 г. N Ф03-8841/2010 по делу N А73-1116/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании