Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г.Благовещенска на решение от 23.06.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2010 по делу N А04-1865/2010 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению индивидуального предпринимателя Архипова Эдуарда Александровича к администрации г.Благовещенска, третье лицо: ОАО "АКС", о признании незаконным отказа.
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2010 г.
Индивидуальный предприниматель Архипов Э.А. обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации г.Благовещенска, указанного в письме от 02.03.2010 N 283/19, в выборе земельного участка для строительства по заявлению предпринимателя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "АКС".
Решением суда от 23.06.2010 заявленные требования удовлетворены; отказ администрации г.Благовещенска в выборе земельного участка для строительства, указанный в письме от 02.03.2010 N 283/19, признан незаконным. Суд обязал администрацию г.Благовещенска по заявлению ИП Архипова Э.А. вх. N 3760з от 07.05.2009 в соответствии со ст. 31 ЗК РФ составить акт выбора земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, по результатам рассмотрения которого принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2010 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация г.Благовещенска просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как несоответствующие обстоятельствам дела, нормам права, в удовлетворении заявления отказать. Заявитель не согласен с доводами суда об обязанности органа местного самоуправления разработать варианты выбора земельного участка, поскольку в силу ст. 31 ЗК РФ варианты размещения могут определяться только в границах запрашиваемого земельного участка. Ссылается на то, что судом не дана оценка работе комиссии по выбору спорного земельного участка, которой принято решение о невозможности размещения объекта, поскольку на испрашиваемом земельном участке проложены подземные кабельные линии электропередачи, объект не соответствует условиям - СНИП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
В судебное заседание кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились, при этом о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационных жалоб, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает необходимым отменить их в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 287 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, предприниматель Архипов Э.А. обратился в Министерство имущественных отношений Амурской области с заявлением (вх. N 3760з от 07.05.2009) о выборе земельного участка размерами 24м*18м, расположенного в районе ул.Амурская, д. 167 в г.Благовещенске, для строительства гаражей боксового типа, просил принять решения: о согласовании места размещения объекта строительства, о предоставлении земельного участка в аренду. К заявлению приложен чертеж месторасположения испрашиваемого земельного участка.
В рамках дела N А04-6269/2009 Арбитражного суда Амурской области предпринимателем обжалован отказ в выборе испрашиваемого земельного участка по его заявлению (вх. N 3760з от 07.05.2009). Вступившим в законную силу решением суда признаны незаконными отказы: Министерства, оформленный письмом от 30.07.2009 N 14-35/6251, администрации г.Благовещенска, оформленный письмом от 23.07.2009 N 02-19/4044. Суд обязал администрацию г.Благовещенска повторно рассмотреть вопрос о выборе земельного участка по заявлению предпринимателя (вх. N 3760з от 07.05.2009).
Письмом от 02.03.2010 N 283/19 администрация г.Благовещенска сообщила предпринимателю Архипову Э.А. об отсутствии оснований для завершения процедуры выбора земельного участка для размещения гаражей в квартале N 48 указав, что в отношении испрашиваемого земельного участка принято решение о подготовке документации по планировке (п. 3.1 ст. 10 Правил землепользования и застройки МО г.Благовещенск, утвержденных решением Благовещенской городской думы от 31.01.2008 N 38/09 (в редакции от 28.01.2010 N 4/01), а также нахождение участка в охранных зонах трансформаторной подстанции ТП-10/04кВ, кабельных линий электропередачи 10-0,4 кВ (информация ОАО "Амурэлектросетьсервис" от 24.02.2010).
Предприниматель, ссылаясь на то, что данным письмом ему фактически отказано в выборе земельного участка, и, полагая, что такой отказ не соответствует земельному законодательству, нарушает его права, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, признавая незаконным отказ администрации г.Благовещенска в выборе земельного участка для строительства гаражей, выраженного в письме от 02.03.2010 N 283/19, исходил из того, что администрация в установленном порядке заявление не рассмотрела; решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта не приняла. Судом со ссылкой на ст. 69 АПК РФ принято во внимание вступившее в законную силу решение суда в рамках дела N А04-6269/2009, которым признан незаконным отказ администрации в выборе предпринимателем этого же земельного участка, поскольку нарушены положения Регламента комиссии по выбору земельных участков для строительства на территории МО г.Благовещенск, утвержденного постановлением мэра г.Благовещенска от 16.03.2009 N 422. Суд указал, что администрация, отказывая в выборе земельного участка, не представила доказательств наличия препятствий для соответствующего выбора, не определила варианты размещения объекта, не рассмотрела возможность корректировки данных предпринимателя по размеру или месту размещения земельного участка.
При этом суд обязал администрацию г.Благовещенска по заявлению ИП Архипова Э.А. вх. N 3760з от 07.05.2009 в соответствии со ст. 31 ЗК РФ составить акт выбора земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, по результатам рассмотрения которого принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о незаконности отказа администрации в выборе земельного участка.
Между тем данные выводы суда сделаны без учета следующего.
Как следует из заявления предпринимателя (вх. 3760з N от 07.05.2009), его требования связаны с выбором земельного участка размерами 24 м*18м для строительства гаражей боксового типа.
Установлено, что испрашиваемый земельный участок, расположен в г.Благовещенске в районе ул.Амурская, 167, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно абз. 3 п. 10 ст. 3 ФЗ N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.
Законом Амурской области от 29.12.2008 N 166-ФЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области", в редакции, действующей на момент разрешения спора (закон Амурской области от 26.06.2009 N 221-ОЗ), установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории г.Благовещенска, осуществляется органом местного самоуправления при решении вопроса, в том числе о предоставлении земельных участков для строительства закрытых стоянок для хранения автотранспорта (гаражей).
Таким образом, администрация г.Благовещенска осуществляет распоряжение такими земельными участками для строительства гаражей.
Оспариваемое письмо администрации г.Благовещенска от 02.03.2010 N 283/19 касается выбора земельного участка для строительства гаражей. По данному вопросу администрация является полномочным органом по рассмотрению заявления предпринимателя Архипова Э.А. в этой части.
Между тем, принимая решение об обязании администрацию обеспечить выбор земельного участка, оформить результаты актом, выдать его предпринимателю, судебные инстанции не учли следующее.
Процедура выбора земельного участка для строительства, в том числе с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения, урегулирована ст. 31 ЗК РФ. Начинается эта процедура с заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, в котором указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Статьями 1, 7 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
Для этих целей на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Далее процедура предоставления земельного участка для строительства не исключает обязанности органа местного самоуправления информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка (п. 3 ст. 31 ЗК РФ).
Публичное информирование призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся права на землю, а также сочетание интересов общества и отдельных граждан (подп. 4, 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). При этом публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Данный подход применения законодательного положения следует из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.09.2010 N 4224/10.
Следовательно, до информирования и оформления акта о выборе земельного участка при рассмотрении заявления лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, необходимо рассмотреть вопрос возможности использования земельного участка в целях, указанных в заявлении заинтересованного лица.
Согласно ситуационному плану испрашиваемый земельный участок находится во дворе дома N 167 по ул.Амурской, примыкает к торцу существующих гаражей. Участок находится в квартале N 48, территориальная зона - Ж-ЗИ, зона многоэтажной жилой застройки с ограничениями по условиям.
В деле представлено заключение управления главного архитектора администрации г.Благовещенска от 24.02.2010 N 103/09, в котором со ссылкой на постановление мэра г.Благовещенска от 19.03.2008 N 766 указано о принятом решении о подготовке проекта межевания территории кварталов 44, 45, 47, 48 г.Благовещенска, в связи с чем согласно п. 3.1 ст. 10 названных Правил выбор земельных участков прекращается.
Кроме того, в деле представлены схемы расположения земельного участка, выполненные на топооснове, на которой отображены данные инженерных коммуникаций, в частности, электрокабели, для которых подлежит установлению охранная зона; имеются данные о комиссионном рассмотрении вопроса по выбору спорного земельного участка.
Данные доказательства, представленные в обоснование причин отказа в выборе земельного участка для строительства гаражей, судами не исследованы, соответствующей оценки не дано.
Между тем исследование названных обстоятельств имеет существенное значение для разрешения спора, поскольку позволит суду выяснить, имеются ли правовые основания для обязания администрации совершать действия, связанные с дальнейшим выбором земельного участка.
При изложенном решение, постановление подлежат отмене с направлением материалов дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо выяснить указанные обстоятельства и с учетом их оценки согласно ст. 71 АПК РФ разрешить спор.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 23.06.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2010 по делу N А04-1865/2010 Арбитражного суда Амурской области отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Амурской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Для этих целей на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Далее процедура предоставления земельного участка для строительства не исключает обязанности органа местного самоуправления информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка (п. 3 ст. 31 ЗК РФ).
Публичное информирование призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся права на землю, а также сочетание интересов общества и отдельных граждан (подп. 4, 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). При этом публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
...
Акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Данный подход применения законодательного положения следует из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.09.2010 N 4224/10.
...
В деле представлено заключение управления главного архитектора администрации г.Благовещенска от 24.02.2010 N 103/09, в котором со ссылкой на постановление мэра г.Благовещенска от 19.03.2008 N 766 указано о принятом решении о подготовке проекта межевания территории кварталов 44, 45, 47, 48 г.Благовещенска, в связи с чем согласно п. 3.1 ст. 10 названных Правил выбор земельных участков прекращается."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 декабря 2010 г. N Ф03-8873/2010 по делу N А04-1865/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании