Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края - Ложкина Л.В., заведующая сектором правового обеспечения по доверенности от 23.11.2010 N 3.1-9/226; от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям - Умиль К.В., специалист III разряда по доверенности от 01.09.2010 N 55, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям на решение от 21.07.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2010 по делу N А73-5156/2010 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям, третьи лица: Краевое государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Мичуринское", Министерство имущественных отношений Хабаровского края, о признании незаконным представления от 12.04.2010 N 07/1.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2010 г.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края (далее - министерство сельского хозяйства Хабаровского края; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным представления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям (далее - управление Россельхознадзора; административный орган) об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, от 12.04.2010 N 07/1.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Краевое государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Мичуринское" (далее - КГУ "Мичуринское") и Министерство имущественных отношений Хабаровского края.
Решением суда от 21.07.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2010, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое представление признано незаконным.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление Россельхознадзора подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в судебном заседании кассационной инстанции, выводы судов не соответствуют имеющимся в деле доказательствам и не основаны на правильном применении норм материального права, а именно: статей 19, 25 Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ), статьи 49 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Министерство сельского хозяйства Хабаровского края в отзыве и его представитель в суде кассационной инстанции против отмены судебных актов возражают, считая их законными и обоснованными.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, их представители в судебное заседание не прибыли.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Как установлено судами из материалов дела, управлением Россельхознадзора в порядке статьи 29.13 КоАП РФ министерству сельского хозяйства Хабаровского края внесено представление от 12.04.2010 N 07/1 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 27:17:00:2, прилегающем к ул.Садовой с.Мичуринского Хабаровского края. Согласно представлению заявитель обязан его рассмотреть в установленный месячный срок и сообщить о принятых мерах в орган, который внес данное представление.
Основанием для такого представления, как следует из его содержания, явились результаты проведенного административного расследования по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.3 КоАП РФ в отношении КГУ "Мичуриское" и министерства имущественных отношений Хабаровского края.
Из материалов дела судами установлено, что управлением Россельхознадзора в связи с обращением администрации Хабаровского муниципального района в период с 22.01.2010 по 12.02.2010 проведена внеплановая проверка КГУ "Мичуринское", в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" и Правил СанПиН 1.2.1077-01, утвержденных 31.10.2001 Главным государственным санитарным врачом РФ, установлен факт нахождения (хранения) остатков неиспользованных пестицидов и агрохимикатов в разрушенном кирпичном строении (бывшем складе), расположенном вблизи с.Мичуринское за земельном участке с кадастровым номером 27:17:00:0025, находящимся в собственности Хабаровского края и переданном в аренду в 2007 названному выше предприятию. По результатам проверки составлен акт от 31.03.2010 N 00/07/7-п, в котором зафиксировано нахождение пестицидов и агрохимикатов в разрушенной упаковке, рассыпном состоянии, вперемешку с тарой, засыпанных снегом. Лицом, допустившим указанное нарушение, как следует из содержания акта, признан собственник указанного земельного участка - субъект Российской Федерации Хабаровский край в лице министерства имущественных отношений Хабаровского края.
31.03.2010 составлен протокол N 07/3 об административном правонарушении в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в отношении министерства имущественных отношений Хабаровского края, действия которого квалифицированы по статье 8.3 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, проверяя по заявлению министерства сельского хозяйства Хабаровского края представление управления, признал его незаконным, с чем согласился апелляционный суд. При этом обе судебные инстанции, с учетом установленных по данному делу обстоятельств, исходили из того, что на заявителя возложены не свойственные ему функции и не доказан факт бездействия, не обеспечение должного контроля за деятельностью краевого государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Мичуринское" в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое привело к последствиям, установленным в рамках административного производства.
В соответствии с частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Между тем, министерство сельского хозяйства Хабаровского края, как установлено судом и не опровергнуто заявителем жалобы, не принимало участия при проведении проверки и административного расследования.
Суды, отклоняя доводы управления, руководствовались нормами Земельного кодекса РФ (частью 1 статьи 71), статьей 19 Федерального закона N 109-ФЗ, Положением о государственном земельном контроле, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 689, и исходили из того, что специальным уполномоченным органом по контролю за соблюдением законодательства в сфере безопасного обращения с агрохимикатами и пестицидами является Россельхознадзор и его территориальные органы.
Как установлено судами и не опровергнуто заявителем жалобы, доказательств того, что агрохимикаты и пестициды приобретены заявителем и в дальнейшем переданы КГУ "Мичуринское" для использования в хозяйственной деятельности, а также бездействия со стороны министерства сельского хозяйства Хабаровского края, способствовавшего совершению административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.3 КоАП РФ, материалы дела не содержат.
Наличие в Положении о министерстве сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 20.09.2009 N 50-рп, обязанности по координации и контролю деятельности находящихся в его ведении краевых государственных унитарных предприятий, как правомерно указали суды, исходя из установленных по делу обстоятельств, не может свидетельствовать о таком бездействии.
Остальные доводы жалобы, в силу изложенного выше не имеют правового значения.
Суды применили нормы материального права соответственно установленным по делу обстоятельствам, проверили все доводы лиц, участвующих в деле, в связи с чем основания для отмены обжалуемых судебных актов и направления дела на новое рассмотрение отсутствуют.
Суд кассационной инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения, а также для переоценки выводов судебных инстанций, с учетом предоставленных ему статьей 287 АПК РФ полномочий.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 21.07.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2010 по делу N А73-5156/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
...
Суды, отклоняя доводы управления, руководствовались нормами Земельного кодекса РФ (частью 1 статьи 71), статьей 19 Федерального закона N 109-ФЗ, Положением о государственном земельном контроле, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 689, и исходили из того, что специальным уполномоченным органом по контролю за соблюдением законодательства в сфере безопасного обращения с агрохимикатами и пестицидами является Россельхознадзор и его территориальные органы.
Как установлено судами и не опровергнуто заявителем жалобы, доказательств того, что агрохимикаты и пестициды приобретены заявителем и в дальнейшем переданы КГУ "Мичуринское" для использования в хозяйственной деятельности, а также бездействия со стороны министерства сельского хозяйства Хабаровского края, способствовавшего совершению административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.3 КоАП РФ, материалы дела не содержат.
Наличие в Положении о министерстве сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 20.09.2009 N 50-рп, обязанности по координации и контролю деятельности находящихся в его ведении краевых государственных унитарных предприятий, как правомерно указали суды, исходя из установленных по делу обстоятельств, не может свидетельствовать о таком бездействии."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 декабря 2010 г. N Ф03-9364/2010 по делу N А73-5156/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании