Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ДВТУ - Полевой Д.В., представитель по доверенности N 65 от 30.06.2010, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Дальневосточного таможенного управления на решение от 20.07.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 по делу N А51-6284/2010 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению открытого акционерного общества "Владивостокский морской рыбный порт" к Дальневосточному таможенному управлению о признании недействительным решения от 01.04.2010 N 10700000/010410/6.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2010 г.
Открытое акционерное общество "Владивостокский морской рыбный порт" (далее - ОАО "Владморрыбпорт", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения N 10700000/010410/6 от 01.04.2010 Дальневосточного таможенного управления (далее - ДВТУ, таможенное управление), принятого в порядке ведомственного контроля, о признании несоответствующим законодательству Российской Федерации и отмене решения Владивостокской таможни о создании постоянной зоны таможенного контроля (далее - ПЗТК) на территории ОАО "Владивостокский морской рыбный порт", формализованного в приказах Владивостокской таможни от 31.12.2009 N 921 и от 27.02.2010 N 133.
Решением суда от 20.07.2010, измененным постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010, оспариваемое решение таможенного управления признано недействительным, за исключением выводов о незаконности пунктов 3 и 1 приказов Владивостокской таможни, соответственно, N 921 от 31.12.2009 и N 133 от 27.02.2010, как не соответствующее Таможенному кодексу Российской Федерации (далее - ТК РФ) и Приказу ГТК РФ от 23.12.2003 N 1520 "Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля" (далее - Положение).
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе ДВТУ, поддержанной его представителем в судебном заседании, которое просит их отменить, сославшись на нарушение судами норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, судами нарушены пункт 2 статьи 78 и пункт 1 статьи 362 ТК РФ, а выводы судов о нарушении оспариваемым решением таможенного управления прав и законных интересов общества в сфере экономической деятельности нельзя признать соответствующими законодательству.
ОАО "Владморрырбпорт", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, в отзыве на жалобу изложенные в ней доводы отклоняет в полном объеме и просит принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителя ДВТУ, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 27.11.2009 общество подало во Владивостокскую таможню заявление от 26.11.2009 N 22/2029 о создании на территории ОАО "Владивостокский морской рыбный порт" постоянной зоны таможенного контроля.
В результате рассмотрения представленного обществом заявления Владивостокской таможней издан приказ от 31.12.2009 N 921 "О создании постоянной зоны таможенного контроля на территории ОАО "Владивостокский морской рыбный порт" (далее по тексту - приказ N 921).
Из преамбулы к приказу N 921 следует, что ПЗТК создана в целях проведения операций по разгрузке, перегрузке (перевалке) ввозимых товаров и осуществления таможенного контроля в формах таможенного наблюдения, таможенного досмотра и осмотра ввозимых и вывозимых товаров.
При этом пунктом 3 приказа N 921 срок функционирования ПЗТК установлен до 01.03.2010; приказом Владивостокской таможни от 27.02.2010 N 133 "О внесении изменений в приказ Владивостокской таможни от 31.12.2009 N 921 "О создании постоянной зоны таможенного контроля на территории ОАО "Владивостокский морской рыбный порт" (далее по тексту - приказ N 133) срок функционирования ПЗТК продлен до 01.04.2010.
01.04.2010 ДВТУ вынесено решение N 10700000/010410/6 в порядке ведомственного контроля, пунктом 1 которого решение Владивостокской таможни о создании ПЗТК на территории ОАО "Владморрыбпорт", формализованное в Приказах N 921 и N 133, признано не соответствующим законодательству Российской Федерации и отменено. Пунктом 2 данного решения Владивостокской таможне предписано принять меры, предусмотренные пунктом 16 Положения (то есть снять средства обозначения ПЗТК и информирования).
Как следует из решения N10700000/010410/6 от 01.04.2010, основанием для его принятия послужило то, что приказы Владивостокской таможни N 921 и N 133 о создании ПЗТК на территории ОАО "Владивостокский морской рыбный порт" приняты в нарушение абзаца 1 пункта 1 статьи 362 ТК РФ и пункта 5 Положения.
Общество не согласилось с данным решением и оспорило его в судебном порядке. Арбитражный суд апелляционной инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно признал оспариваемое решение таможенного управления недействительным, за исключением выводов о незаконности пунктов 3 и 1 приказов Владивостокской таможни, соответственно, N 921 и N 133. При этом суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 362 ТК РФ зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными, в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными.
В соответствии с пунктом 5 Инструкции о совершении таможенных операций при нахождении товаров в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) в морских и речных портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения, без помещения на склады временного хранения под таможенным контролем, утвержденной Приказом ГТК России от 27.08.2003 N 939, в местах регулярного проведения операций по разгрузке, перегрузке, (перевалке) и хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, создаются постоянные зоны таможенного контроля.
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что в приказе о создании постоянной зоны таможенного контроля должны быть указаны, в числе прочего, основание и цель создания.
Судами установлено, что ПЗТК создана в целях проведения операций по разгрузке, перегрузке (перевалке) ввозимых товаров и осуществления таможенного контроля в формах таможенного наблюдения, таможенного досмотра и осмотра ввозимых и вывозимых товаров.
Согласно пункту 15 Положения решение о создании зоны таможенного контроля отменяется в случаях изменения места нахождения таможенного органа, закрытия пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, изменения места хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, изменения места, где допускается совершение таможенных операций, прекращения оснований, согласно которым требуются выделение и обозначение части таможенной территории Российской Федерации в целях проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.
Отмена решения о создании зоны таможенного контроля влечет ее ликвидацию.
В связи с тем, что ни одно из условий ликвидации ПЗТК, указанных в вышеназванной норме права, не имело место быть, то у таможенного управления отсутствовали правовые основания для отмены решения о создании спорной ПЗТК.
Поскольку доводы, приведенные таможней в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения апелляционным судом норм права, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1-4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда кассационной инстанции также отсутствуют правовые основания для отмены постановления суда апелляционной инстанции, изменившего решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 по делу N А51-6284/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 Инструкции о совершении таможенных операций при нахождении товаров в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) в морских и речных портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения, без помещения на склады временного хранения под таможенным контролем, утвержденной Приказом ГТК России от 27.08.2003 N 939, в местах регулярного проведения операций по разгрузке, перегрузке, (перевалке) и хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, создаются постоянные зоны таможенного контроля.
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что в приказе о создании постоянной зоны таможенного контроля должны быть указаны, в числе прочего, основание и цель создания.
...
Согласно пункту 15 Положения решение о создании зоны таможенного контроля отменяется в случаях изменения места нахождения таможенного органа, закрытия пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, изменения места хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, изменения места, где допускается совершение таможенных операций, прекращения оснований, согласно которым требуются выделение и обозначение части таможенной территории Российской Федерации в целях проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 декабря 2010 г. N Ф03-9366/2010 по делу N А51-6284/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании