Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании материалы дела N А04-53/2009 Арбитражного суда Амурской области по определению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2009 (N В АС-14416/09), по иску открытого акционерного общества лесопромышленный комплекс "Тындалес" к Управлению лесного хозяйства Амурской области, третье лицо: Министерство природных ресурсов Амурской области, об урегулировании разногласий по договору аренды лесного участка.
Резолютивная часть постановления от 09 февраля 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2010 г.
Открытое акционерное общество лесопромышленный комплекс "Тындалес" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ иском к Министерству природных ресурсов Амурской области об урегулировании разногласий по подпунктам "ж", "з", "п", "р" пункта 1.3, пунктам 5, 16 договора аренды лесного участка от 22.09.2008 N 46 и приложениям NN 4, 8 к этому договору.
В качестве правового основания иска акционерное общество сослалось на статьи 421, 422, 432, 445, 446 ГК РФ.
Определением арбитражного суда от 04.02.2009 произведена замена ответчика на его правопреемника - Управление лесного хозяйства Амурской области; Министерство природных ресурсов Амурской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 04.05.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2009, исковые требования ОАО ЛПК "Тындалес" в части урегулирования разногласий по подпунктам "ж", "з", "р" пункта 13, пунктам 5, 16 договора аренды лесного участка оставлены без рассмотрения, в части требований об урегулировании разногласий по подпункту "п" пункта 13, приложениям NN 4 и 8 в иске отказано.
В кассационном порядке дело не проверялось.
ОАО ЛПК "Тындалес" обратилось с заявлением в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации о пересмотре принятых по настоящему делу судебных актов в порядке надзора.
Определением от 11.12.2009 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации отказал в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра его в порядке надзора.
Вместе с тем, исходя из наличия иных оснований для проверки правильности применения норм материального права, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации на основании статьи 299 АПК РФ направил указанное дело на рассмотрение в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа.
Министерство природных ресурсов Амурской области в отзыве по делу выразило согласие с вынесенными решением арбитражного суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, полагая их законными и обоснованными.
ОАО ЛПК "Тындалес", Управление лесного хозяйства Амурской области в ходатайствах, направленных в адрес суда кассационной инстанции, просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
В заседании суда кассационной инстанции представители сторон участия не принимали, при этом о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность состоявшихся решения арбитражного суда первой инстанции от 04.05.2009 и постановления апелляционного суда от 09.07.2009, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит их подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании заключенного на 25 лет ФГУ "Тындинский лесхоз" Агентства лесного хозяйства по Амурской области (Арендодатель) и ОАО ЛПК "Тындалес" (Арендатор) по результатам лесного конкурса договора аренды от 06.07.2005 N 10 последнее осуществляет лесопользование участком лесного фонда общей площадью 221 107 га, расположенным в Тындинском лесничестве Тындинского лесхоза.
10.07.2008 и 24.07.2008 акционерное общество во исполнение требований статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" обратилось в Министерство природных ресурсов Амурской области с просьбой о переоформлении указанного выше договора.
22.09.2008 между Министерством природных ресурсов Амурской области (Арендодатель) и ОАО ЛПК "Тындалес" (Арендатор) подписан договор аренды лесного участка N 46 площадью 221107 га сроком действия с 01.01.2009 по 10.07.2030; составлен акт приема - передачи.
Возникшие между государственным органом и истцом при переоформлении договора N 10 разногласия явились основанием для обращения ОАО ЛПК "Тындалес" с настоящим требованием в арбитражный суд.
Отказывая ОАО ЛПК "Тындалес" в удовлетворении иска, арбитражные суды исходили из отсутствия доказательств расторжения первоначального договора от 06.07.2005 N 10 в порядке, предусмотренном статьями 450 и 610 ГК РФ, а также прекращения его действия по иным основаниям, в связи с чем признали его действующим.
Кроме того, сославшись на часть 2 статьи 71 и часть 1 статьи 74 ЛК РФ, судебные инстанции сочли невозможным заключение договора аренды лесного участка не иначе как по результатам аукциона, на основании чего признали подписанный между сторонами договор аренды лесного участка от 22.09.2008 N 46 недействительным.
Между тем судебными инстанциями не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлена обязанность участников договоров аренды участков лесного фонда по приведению их в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации путем подачи заявлений о переоформлении таких договоров на договоры аренды лесного участка до 01 января 2009 года (пункты 1, 2 статьи 4).
Таким образом, Федеральным законом N 201-ФЗ установлен особый порядок приведения договоров аренды участка лесного фонда в соответствие с ЛК РФ, а именно - переоформление ранее заключенных договоров на новые без проведения аукциона.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 утвержден Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации; Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", утверждена форма примерного договора аренды лесного участка.
Признавая подписанный между сторонами 22.09.2008 договор аренды N 46 недействительным и ссылаясь при этом на положения ЛК РФ относительно предоставления лесных участков на основании аукциона, арбитражные суды не приняли во внимание тот факт, что заявитель основывал свои требования именно на нормах статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", наделяющей его правом на переоформление ранее заключенных договоров аренды участков лесного фонда.
Помимо изложенного, арбитражными судами не дана оценка и доводам истца о том, что договор аренды лесного участка от 22.09.2008 N 46 был оформлен в рамках переоформления заключенного ранее договора аренды участка лесного фонда от 06.07.2005 N 10, а потому не требовал проведения аукциона.
При новом рассмотрении спора арбитражному суду первой инстанции следует устранить отмеченные недостатки, надлежащим образом исследовать и оценить все материалы и обстоятельства дела и с учетом установленного разрешить иск по существу заявленных в нем требований.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 04.05.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2009 по делу N А04-53/2009 Арбитражного суда Амурской области отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлена обязанность участников договоров аренды участков лесного фонда по приведению их в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации путем подачи заявлений о переоформлении таких договоров на договоры аренды лесного участка до 01 января 2009 года (пункты 1, 2 статьи 4).
Таким образом, Федеральным законом N 201-ФЗ установлен особый порядок приведения договоров аренды участка лесного фонда в соответствие с ЛК РФ, а именно - переоформление ранее заключенных договоров на новые без проведения аукциона.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 утвержден Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации; Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", утверждена форма примерного договора аренды лесного участка.
Признавая подписанный между сторонами 22.09.2008 договор аренды N 46 недействительным и ссылаясь при этом на положения ЛК РФ относительно предоставления лесных участков на основании аукциона, арбитражные суды не приняли во внимание тот факт, что заявитель основывал свои требования именно на нормах статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", наделяющей его правом на переоформление ранее заключенных договоров аренды участков лесного фонда."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 февраля 2010 г. N Ф03-68/2010 по делу N А04-53/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании