Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Государственного унитарного оптово-торгового предприятия "Фармация" - представитель не явился от Региональной энергетической компании Сахалинской области - Криницкий М.В., председатель комиссии, постановление от 30.03.2001 N 138, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного унитарного оптово-торгового предприятия "Фармация" на решение от 19.10.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009 по делу N А59-5012/2009 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Государственного унитарного оптово-торгового предприятия "Фармация" к Региональной энергетической компании Сахалинской области об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях.
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2010 г.
Государственное унитарное оптово-торговое предприятие "Фармация" (далее - ГУ ОТП "Фармация", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Региональной энергетической комиссии Сахалинской области (далее - РЭК Сахалинской области, административный орган) от 13.08.2009 NN 84, 84/1, 84/2 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 19.10.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу о наличии в действиях предприятия состава вменяемого административного правонарушения.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе предприятия, полагающего, что суды неправильно применили нормы материального и процессуального права, в связи с чем просит судебные акты отменить и принять новый об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы предприятие указывает на нарушение административным органом положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении внеплановой проверки. Также предприятие ссылается на то, что определение начальной (максимальной) цены государственного контракта осуществляется заказчиком (уполномоченным органом), поставщик, заключивший по результатам проведения торгов государственный контракт на поставку лекарственных средств, не вправе изменять цену контракта, если это не предусмотрено условиями контракта, следовательно, по мнению заявителя, отсутствует состав вменяемого правонарушения.
Предприятие, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, участия своего представителя в судебном заседании кассационной инстанции не обеспечило.
Административный орган в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в суде кассационной инстанции возражают против доводов, изложенных в жалобе, считают принятые судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение представителя административного органа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, РЭК Сахалинской области на основании приказа от 25.05.2009 N 52 проведена проверка по вопросу правильности применения предельной оптовой надбавки к ценам на лекарственные средства, поставленные по государственным контрактам, заключенным с Департаментом здравоохранения Сахалинской области, за период с 01.01.2008 по 31.12.2008, в ходе которой установлено, что ГУ ОТП "Фармация" осуществило реализацию лекарственных средств Департаменту здравоохранения Сахалинской области с завышением предельного размера оптовой надбавки к фактической отпускной цене производителя.
Данное нарушение отражено в акте проверки от 02.07.2009 N 12.
Установив в действиях предприятия признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, выразившегося в нарушении порядка ценообразования, РЭК Сахалинской области вынесла определения от 22.07.2009 о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении предприятия, составила протоколы об административных правонарушениях от 05.08.2009 NN 84, 84/1 и 84/2, по результатам рассмотрения которых, а также иных материалов административного производства, приняла постановления от 13.08.2009 NN 84, 84/1 и 84/2 о привлечении ГУ ОТП "Фармация" к административной ответственности по указанной норме Кодекса в виде штрафа в сумме 40000 руб. по каждому постановлению.
Не согласившись с принятыми постановлениями административного органа, предприятие оспорило их в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 14.6 КоАП РФ завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному) влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от 40000 руб. до 50000 руб.
Частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, осуществляется, в частности, путем государственного регулирования цен на лекарственные средства.
В Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239, включены торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, за исключением торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг.
Постановлением администрации Сахалинской области от 04.04.2003 N 61-па "О государственном регулировании торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения" утверждены предельные размеры торговых надбавок к фактической отпускной цене производителя, которые составили 30 процентов.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что ГУ ОТП "Фармация" согласно уставу осуществляет фармацевтическую деятельность, в том числе оптовую, розничную торговлю изделиями медицинского назначения, заключает договоры с поставщиками на поставку наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ списков ПККН, имеет лицензию N 99-06-009652 на фармацевтическую деятельность, осуществляемую организациями оптовой торговли лекарственными средствами.
04.10.2008 между Департаментом здравоохранения Сахалинской области (государственный заказчик), МУЗ "Курильская ЦРБ" (получатель) и ГУ ОТП "Фармация" (поставщик) заключен государственный контракт N 176, предметом которого является поставка наркотических, сильнодействующих средств, психотропных веществ (наименование и количество указаны в спецификации - Приложении N 1) в соответствии с объемами выделенных средств, поступивших по целевому назначению. Поставщик обязуется передать получателю товары согласно спецификации, получатель обязуется принять товар, а государственный заказчик оплатить товар на условиях, установленных контрактом. Цена контракта составляет 300000 руб.
04.10.2008 между Департаментом здравоохранения Сахалинской области (государственный заказчик), МУЗ "Курильская ЦРБ" (получатель) и ГУ ОТП "Фармация" (поставщик) заключен государственный контракт N 177. Цена настоящего государственного контракта составляет 2241100 руб.
В рамках исполнения обязательств, возникших на основании заключенных государственных контрактов NN 176 и 177, ГУ ОТП "Фармация" произвело поставку медицинских препаратов по счету-фактуре от 16.10.2008 N 7184/8 на сумму 221338,59 руб.
Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела счет-фактуру и протокол согласования цен на лекарства к счету-фактуре, и установив, что фактически примененная предприятием надбавка при продаже лекарственных средств по государственным контрактам в нарушение постановления администрации Сахалинской области от 04.04.2003 N 61-па "О государственном регулировании торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения" составила 64,68% (на адреналин), 71,60% (на аминалон), 71,61% (на дибазол), 57,42% (на анальгин), пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ГУ ОТП "Фармация" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Довод ГУ ОПТ "Фармация" о том, что максимальные цены установлены заказчиком в государственном контракте, а поставщик, заключивший по результатам проведения торгов государственный контракт на поставку лекарственных средств, не вправе изменять цену контракта, являлся предметом рассмотрения и оценки судами первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонен. Поскольку в аукционной документации указана только общая сумма размещения заказа, участник аукциона при формировании стоимости каждой конкретной единицы продукции обязан руководствоваться нормами действующего законодательства, в том числе и нормами законодательства, предусматривающего предельные размеры торговых надбавок к фактической отпускной цене производителя.
Доводы заявителя кассационной жалобы о нарушении РЭК Сахалинской области сроков составления акта проверки, были предметом рассмотрения обеих судебных инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая, что суды обеих инстанций, исследовав и оценив в соответствии с главой 7 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, а доводы предприятия направлены на иную, чем у судов первой и апелляционной инстанций, оценку доказательств по делу, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 19.10.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009 по делу N А59-5012/2009 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением администрации Сахалинской области от 04.04.2003 N 61-па "О государственном регулировании торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения" утверждены предельные размеры торговых надбавок к фактической отпускной цене производителя, которые составили 30 процентов.
...
В рамках исполнения обязательств, возникших на основании заключенных государственных контрактов NN 176 и 177, ГУ ОТП "Фармация" произвело поставку медицинских препаратов по счету-фактуре от 16.10.2008 N 7184/8 на сумму 221338,59 руб.
Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела счет-фактуру и протокол согласования цен на лекарства к счету-фактуре, и установив, что фактически примененная предприятием надбавка при продаже лекарственных средств по государственным контрактам в нарушение постановления администрации Сахалинской области от 04.04.2003 N 61-па "О государственном регулировании торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения" составила 64,68% (на адреналин), 71,60% (на аминалон), 71,61% (на дибазол), 57,42% (на анальгин), пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ГУ ОТП "Фармация" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 февраля 2010 г. N Ф03-225/2010 по делу N А59-5012/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании