Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) - Рябинин О.Н., представитель по доверенности от 04.02.2010 N ГК-10/9-322; Павлов А.А., представитель по доверенности от 04.02.2010 N ГК-10/9-323; от ОАО "Хабаровский аэропорт" - Страфун М.А., представитель по доверенности от 16.09.2009 N 49, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Хабаровский аэропорт" на решение от 14.10.2009 по делу N А73-15073/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) к открытому акционерному обществу "Хабаровский аэропорт", третье лицо: Дальневосточное управление государственного авиационного надзора, о привлечении к административной ответственности.
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2010 г.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) (далее - Ространснадзор) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Хабаровский аэропорт" (далее - общество, ОАО "Хабаровский аэропорт") к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено Дальневосточное управление государственного авиационного надзора (далее - Госавианадзор).
Решением суда от 14.10.2009 заявленные требования удовлетворены; ОАО "Хабаровский аэропорт" привлечено к административной ответственности по указанной выше норме КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30000 руб. со ссылкой на доказанность материалами дела факта осуществления обществом предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В кассационной жалобе общество предлагает принятый по делу судебный акт отменить и принять новое решение, которым прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Заявитель жалобы не согласен с выводами суда и полагает, что в его действиях отсутствует вина во вменяемом ему административном правонарушении, поскольку обществом были надлежащим образом выполнены все требования по процедуре досмотра, как того требуют Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденные Приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142 (далее - Требования авиационной безопасности); "Правила по производству досмотра гражданских воздушных судов", утвержденные Приказом Федеральной авиационной службы России от 29.07.1998 N 238 (далее - Правила по производству досмотра гражданских воздушных судов), а также Инструкция по производству предполетного досмотра гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях в аэропорту Хабаровск, следовательно, по мнению общества, лицензионные требования им нарушены не были.
Кроме того, общество полагает, что на момент принятия обжалуемого судебного акта истек срок давности привлечения к ответственности.
В заседании суда кассационной инстанции представитель общества доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Ространснадзор и Госавианадзор в отзывах на жалобу, а также представители Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебном заседании доводы общества отклонили, указывая на их несостоятельность, просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения как законный и обоснованный.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее, заслушав мнение участвующих в деле лиц, проверив в порядке и пределах требований статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 10.08.2009 N ВП-139-р (фс) и поступившей из СМИ информации о нарушении 09.08.2009 в аэропорту Владивосток при обслуживании рейса N ЖЛК486 Иркутск-Хабаровск-Владивосток обществом требований авиационной безопасности Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзором) проведена внеплановая проверка деятельности ОАО "Хабаровский аэропорт".
В ходе проверочных мероприятий установлен факт осуществления обществом предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Результаты проверки отражены в акте от 14.08.2009 и протоколе об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ от 04.09.2009.
Материалы дела об административном правонарушении на основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены в арбитражный суд, который при рассмотрении возникшего спора пришел к обоснованному выводу о привлечении ОАО "Хабаровский аэропорт" к административной ответственности, предусмотренной указанной выше нормой КоАП РФ, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в обоснование требований Ространснадзора и возражений на них общества.
При этом суды правомерно руководствовались положениями статей 2 и 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; 83 и 84 Воздушного кодекса Российской Федерации; пункта 4 "Положения о лицензировании деятельности по обеспечению авиационной безопасности", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 784 (далее - Положение о лицензировании); пунктов 1, 3, 4, 45, 46, 47, 53 Требований авиационной безопасности; пунктов 1, 1.7, 1.8, 1.11, 2.1-2.3, 3.5-3.7 Правил по производству досмотра гражданских воздушных; пунктов 2.6, 2.7, 2.12, 4.4, 4.5, 4.9, 5.5 разработанной ОАО "Хабаровский аэропорт" и согласованной Госавианадзором Инструкции по производству предполетного досмотра гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях в аэропорту Хабаровск.
Обстоятельства дела, установленные судом первой инстанции, свидетельствуют о том, что внеплановая проверка Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзором) деятельности ОАО "Хабаровский аэропорт" проводилась по факту обнаружения 09.08.2009 в аэропорту назначения Владивосток трупа мужчины в нише левой стойки шасси воздушного судна А-320, бортовой номер VQ-BCG, рейс N 486 Иркутск-Хабаровск-Владивосток, эксплуатант "Владивосток Авиа".
При этом в день обнаружения трупа мужчины при подготовке к вылету вышеуказанного воздушного судна, специалисты службы авиационной безопасности ОАО "Хабаровский аэропорт", в функциональные обязанности которой входит предупреждение актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации и контроль за обеспечением авиационной безопасности в аэропорту Хабаровск, не в полном объеме провели его предполетный досмотр.
Данный факт подтверждается и, в том числе, имеющейся в материалах дела объяснительной запиской инспектора досмотра САБ ОАО "Хабаровский аэропорта Анисинова К.И. от 10.08.2009, обслуживающего воздушное судно 09.08.2009 в аэропорту Хабаровска, из содержания которой следует, что при досмотре ниши шасси он ограничился внешним осмотром пространства отсека с применением фонарика и поворотных зеркал без открытия люков (створок) ниши шасси, что свидетельствует о нарушений технологии досмотра и несоблюдении Технологической карты предполетного досмотра воздушного судна данного типа, а также действующих Правил досмотра воздушного судна, которыми общество обязано руководствоваться при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
При изложенных обстоятельствах, следует признать правильным вывод суда о нарушении обществом требований авиационной безопасности и порядка их выполнения, устанавливаемых в соответствии со статьей 84 Воздушного кодекса Российской Федерации, предусмотренных Инструкцией по производству предполетного досмотра гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях в аэропорту Хабаровск, что в силу подпункта "а" пункта 4 Положения о лицензировании является нарушением лицензионных требований и условий.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Поскольку арбитражным судом установлен и материалами дела (акт проверки от 14.09.2009, протокол об административном правонарушении от 04.09.2009 N УТБ-АБ-021/09, объяснение инспектора досмотра службы авиационной безопасности ОАО "Хабаровский аэропорт" Анисимова К.И. от 10.08.2009, технологические карты предполетного досмотра) подтвержден факт осуществления обществом предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), поэтому законным и обоснованным является привлечение ОАО "Хабаровский аэропорт" к административной ответственности по указанной выше норме КоАП РФ.
Подлежат отклонению доводы заявителя кассационной жалобы относительно отсутствия вины ОАО "Хабаровский аэропорт" во вменяемом ему административном правонарушении, поскольку являлись предметом исследования и оценки при рассмотрении дела по существу заявленных требований и фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, что недопустимо в суде кассационной инстанции. Кроме того, суд кассационной инстанции считает, что доводы жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда оценке доказательств, не могут служить основанием к отмене оспариваемого судебного акта, так как они не свидетельствуют о несоответствии выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В связи с изложенным обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 14.10.2009 по делу N А73-15073/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обстоятельства дела, установленные судом первой инстанции, свидетельствуют о том, что внеплановая проверка Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзором) деятельности ОАО "Хабаровский аэропорт" проводилась по факту обнаружения 09.08.2009 в аэропорту назначения Владивосток трупа мужчины в нише левой стойки шасси воздушного судна А-320, бортовой номер VQ-BCG, рейс N 486 Иркутск-Хабаровск-Владивосток, эксплуатант "Владивосток Авиа".
При этом в день обнаружения трупа мужчины при подготовке к вылету вышеуказанного воздушного судна, специалисты службы авиационной безопасности ОАО "Хабаровский аэропорт", в функциональные обязанности которой входит предупреждение актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации и контроль за обеспечением авиационной безопасности в аэропорту Хабаровск, не в полном объеме провели его предполетный досмотр.
Данный факт подтверждается и, в том числе, имеющейся в материалах дела объяснительной запиской инспектора досмотра САБ ОАО "Хабаровский аэропорта Анисинова К.И. от 10.08.2009, обслуживающего воздушное судно 09.08.2009 в аэропорту Хабаровска, из содержания которой следует, что при досмотре ниши шасси он ограничился внешним осмотром пространства отсека с применением фонарика и поворотных зеркал без открытия люков (створок) ниши шасси, что свидетельствует о нарушений технологии досмотра и несоблюдении Технологической карты предполетного досмотра воздушного судна данного типа, а также действующих Правил досмотра воздушного судна, которыми общество обязано руководствоваться при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
При изложенных обстоятельствах, следует признать правильным вывод суда о нарушении обществом требований авиационной безопасности и порядка их выполнения, устанавливаемых в соответствии со статьей 84 Воздушного кодекса Российской Федерации, предусмотренных Инструкцией по производству предполетного досмотра гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях в аэропорту Хабаровск, что в силу подпункта "а" пункта 4 Положения о лицензировании является нарушением лицензионных требований и условий.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Поскольку арбитражным судом установлен и материалами дела (акт проверки от 14.09.2009, протокол об административном правонарушении от 04.09.2009 N УТБ-АБ-021/09, объяснение инспектора досмотра службы авиационной безопасности ОАО "Хабаровский аэропорт" Анисимова К.И. от 10.08.2009, технологические карты предполетного досмотра) подтвержден факт осуществления обществом предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), поэтому законным и обоснованным является привлечение ОАО "Хабаровский аэропорт" к административной ответственности по указанной выше норме КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 февраля 2010 г. N Ф03-289/2010 по делу N А73-15073/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании