Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Негосударственного образовательного учреждения начального профессионального образования Магаданская объединенная техническая школа Магаданского областного совета Общероссийской общественной организации "Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ) - Жуков П.Б., представитель, доверенность от 01.02.2010, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области - Зимина К.В., ведущий специалист-эксперт отдела, доверенность от 25.12.2009 N 01-10/2714, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Негосударственного образовательного учреждения начального профессионального образования Магаданская объединенная техническая школа Магаданского областного совета Общероссийской общественной организации "Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ) на решение от 01.07.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2009 по делу N А37-755/2009 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению Негосударственного образовательного учреждения начального профессионального образования Магаданская объединенная техническая школа Магаданского областного совета Общероссийской общественной организации "Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области о признании незаконным приказа от 22.01.2009 N 01-12/5 и о возложении обязанности на управление исключить заявителя из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2010 г.
Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования Магаданская объединенная техническая школа Магаданского областного совета Общероссийской общественной организации "Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ) (далее - РОСТО (ДОСААФ), заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 22.10.2009 N 01-12/5 и о возложении обязанности на управление исключить заявителя из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.
Решением суда от 01.07.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу о том, что учреждение обоснованно включено в реестр хозяйствующих субъектов Магаданской области, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по кассационной жалобе учреждения, поддержанной его представителем в заседании суда кассационной инстанции, полагающего, что суды неправильно применили нормы материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы учреждение указывает на то, что в анализе управления за первое полугодие 2008 года не были учтены граждане подлежащие призыву, поскольку их обучение проходило во втором полугодии 2008 года, суд не наделен полномочиями самостоятельно проводить анализ рынка, дополняя данные, отсутствующие в утвержденном управлением анализе рынка. Также учреждение ссылается на нарушение срока издания оспариваемого приказа, установленного Административным регламентом по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов. Кроме того, учреждение указывает на то, что аналитический отчет и анализ рынка это различные документы.
Антимонопольный орган в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в заседании суда кассационной инстанции против доводов, изложенных в кассационной жалобе, возражают, считают состоявшиеся по делу судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 30.10.2008 антимонопольным органом составлен аналитический отчет по результатам анализа конкуренции на рынке услуг по подготовке водителей транспортных средств (категории "В", "ВС") на территории Магаданской области по итогам 2007 года и первого полугодия 2008 года.
На изученном рынке выявлено, что доля РОСТО (ДОСААФ) на данном рынке в первом полугодии 2007 года составила 37,3% во втором полугодии 2007 года - 72%, в первом полугодии 2008 - 43,8%.
По результатам проведенного анализа антимонопольным органом 22.01.2009 издан приказ N 01-12/5 о внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов Магаданской области, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35%, куда включен заявитель.
Не согласившись с указанным приказом антимонопольного органа, учреждение оспорило его в судебном порядке.
Как следует из пункта 8 части 1 статьи 23 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) в полномочия антимонопольного органа входит ведение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 N 896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов" (далее - Правила).
Пунктом 1 Правил установлен порядок формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
В соответствии с пунктом 3.6.1 Административного регламента по исполнению государственной функции по ведению Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 N 6 (далее - Регламент), основанием для начала действий по включению (исключению, внесению изменений) хозяйствующего субъекта из Реестра является аналитический отчет, подготовленный по результатам анализа конкуренции на рынке услуг.
Как следует из материалов дела основанием для издания оспариваемого приказа от 22.01.2009 N 01-12/5 явились выводы, содержащиеся в анализе рынка услуг по подготовке водителей транспортных средств на территории Магаданской области по итогам 2007 года и 1 полугодия 2008 года, согласно которым положение хозяйствующего субъекта РОСТО (ДОСААФ) квалифицировано как доминирующее.
В представленном антимонопольным органном анализе рынка услуг определены временные интервалы исследования товарного рынка, продуктовые и географические границы товарного рынка, состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, произведен расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что данный документ является аналитическим отчетом, предусмотренный пунктом 8 Правил.
При изложенных обстоятельствах судами сделан правильный вывод об обоснованном включении общества в реестр хозяйствующих субъектов с долей указанной в реестре.
Фактически доводы учреждения, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая, основанная на положениях статьи 71 АПК РФ, правовая оценка.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 01.07.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2009 по делу N А37-755/2009 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 Правил установлен порядок формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
В соответствии с пунктом 3.6.1 Административного регламента по исполнению государственной функции по ведению Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 N 6 (далее - Регламент), основанием для начала действий по включению (исключению, внесению изменений) хозяйствующего субъекта из Реестра является аналитический отчет, подготовленный по результатам анализа конкуренции на рынке услуг.
...
В представленном антимонопольным органном анализе рынка услуг определены временные интервалы исследования товарного рынка, продуктовые и географические границы товарного рынка, состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, произведен расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что данный документ является аналитическим отчетом, предусмотренный пунктом 8 Правил."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 февраля 2010 г. N Ф03-53/2010 по делу N А37-755/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании