Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ГУ "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края" - Апенышева И.С. - заведующий сектором правового обеспечения, дов.N 03/20 от 12.01.2011 от ответчика: Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю - Рягузов А.А. - заместитель начальника юридического отдела, дов. б/н от 15.06.2010 от третьего лица: Правительства Хабаровского края - Тимошенко С.Н. - консультант отдела судебной работы, дов.N 9.3.28-20624 от 24.12.2010, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Хабаровского края на решение от 21.07.2010 постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2010 по делу N А73-6094/2010 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Государственного учреждения "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края" о признании действий незаконными.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 26 января 2011 г.
Государственное учреждение "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - УФК по Хабаровскому краю, орган казначейства) с заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконными действий о приостановлении операций по расходованию средств на лицевом счете 03222000080.
Определением от 04.06.2010 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Сигматек" (далее - ООО "Сигматек"), администрация Ульчского муниципального района Хабаровского края, администрация Советско-Гаванского района, Правительство Хабаровского края.
Решением суда от 21.07.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что приостановление расходных операций по лицевому счету соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "Об исполнительном производстве", поскольку при невыполнении должником требований Бюджетного кодекса Российской Федерации вне зависимости от того, какие денежные средства отражаются на данном счете, орган казначейства обязан приостановить расходные операции.
Не согласившись с решением суда, постановлением апелляционного суда, Правительство Хабаровского края обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального права. Заявитель жалобы указывает на ошибочность вывода суда о том, что действия УФК по Хабаровскому краю являются правомерными, поскольку на лицевом счете ГУ "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края" в период приостановления операций денежные средства от предпринимательской или иной деятельности отсутствовали и доказательств того, что учреждением не предпринимались необходимые меры для получения из краевого бюджета денежных средств не имеется.
В судебном заседании представитель Правительства Хабаровского края доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме. Представитель ГУ "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края" в судебном заседании согласился с доводами кассационной жалобы.
Представитель УФК по Хабаровскому краю в отзыве на жалобу и в судебном заседании против доводов жалобы возражал, просил решение суда, постановление апелляционного суда оставить без изменения.
ООО "Сигматек", администрация Ульчского муниципального района Хабаровского края, администрация Советско-Гаванского района, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установил.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Арбитражного суда Хабаровского края от 13.03.2009 по делу N А73-7144/2008 с ГУ "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края" в пользу ООО "Сигматек" взыскано 4510771,91 руб. основного долга, 29849,64 руб. государственной пошлины, расходы на проведение экспертизы в сумме 154673,05 руб.
Во исполнение данного решения 13.08.2009 взыскателю выдан исполнительный лист АС N 000493108, который 23.04.2010 предъявлен обществом для исполнения в УФК по Хабаровскому краю, где ГУ "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края" открыт лицевой счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности.
УФК по Хабаровскому краю уведомлением от 30.04.2010 N 08-24/3328 сообщило учреждению о поступлении исполнительного документа и необходимости представления в течение 10 рабочих дней после получения настоящего уведомления следующих документов:
- информации в письменном виде об источнике образования задолженности, а при образовании задолженности в результате деятельности должника, финансируемой из бюджета, о кодах бюджетной классификации РФ, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, применительно к бюджетной классификации РФ текущего финансового года;
- платежного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа;
- при отсутствии или недостаточности остатка лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов, необходимых для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, заверенную копию запроса-требования распорядителю о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования в целях исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В связи с неисполнением в установленный срок исполнительного листа от 13.08.2009 АС N 000493108 УФК по Хабаровскому краю на основании пункта 3 статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ приостановило осуществление операций по расходованию средств на лицевом счете 03222000080 до момента устранения нарушений (уведомление от 18.05.2010 N08-24/3650).
Не согласившись с действиями органа казначейства, ГУ "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с названным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ).
Статьей 242.4 Бюджетного кодекса РФ установлен порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 242.4 Кодекса органы Федерального казначейства наделены полномочиями по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений. Исполнительный документ в данном случае направляется взыскателем или судом в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику, как получателю средств соответствующего бюджета, лицевых счетов для учета бюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В пункте 3 статьи 242.4 Кодекса установлено, что для исполнения исполнительного документа по задолженности, образовавшейся в результате осуществления должником предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должник в определенные настоящим пунктом сроки представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, платежное поручение на перечисление средств в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
При нарушении должником требований, установленных статьей 242.4 Бюджетного кодекса РФ, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.
Таким образом, в силу прямого указания закона в случае невыполнения должником требований, установленных статьей 242.4 Бюджетного кодекса РФ, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, вправе приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), взыскатель вправе обжаловать действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты.
Поскольку судами установлено и подтверждается материалами дела, что учреждением в срок, определенный БК РФ, требования исполнительного документа не исполнены, вывод суда о правомерности приостановления операций по расходованию средств по лицевым счетам заявителя, является законным и обоснованным.
Таким образом, арбитражные суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
решение от 21.07.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2010 по делу N А73-6094/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 3 статьи 242.4 Кодекса установлено, что для исполнения исполнительного документа по задолженности, образовавшейся в результате осуществления должником предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должник в определенные настоящим пунктом сроки представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, платежное поручение на перечисление средств в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
При нарушении должником требований, установленных статьей 242.4 Бюджетного кодекса РФ, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.
Таким образом, в силу прямого указания закона в случае невыполнения должником требований, установленных статьей 242.4 Бюджетного кодекса РФ, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, вправе приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), взыскатель вправе обжаловать действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 января 2011 г. N Ф03-9526/2010 по делу N А73-6094/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-9526/2010