Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Е.Б.Степанова, заместитель начальника по доверенности от 19.11.2010 N673; А.Е.Кузина, ведущий юрисконсульт по доверенности от 19.11.2010 N675 от ответчика: Т.А.Славина, юрисконсульт по доверенности б/н от 27.10.2010 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 29.07.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2010 по делу N А51-22264/2009 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к открытому акционерному обществу "Восточный порт" о взыскании 470062 руб. 44 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 31 января 2011 г.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу "Восточный порт" (далее - ОАО "Восточный порт") о взыскании 470062 руб. 44 коп. платы за пользование вагонами, прибывшими в адрес ответчика и простаивавшими на промежуточной станции с 28.11.2008 по 03.12.2008, по причине, зависящей от грузополучателя.
Решением арбитражного суда от 29.07.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2010, в удовлетворении исковых требований отказано по мотиву недоказанности вины ответчика в неприеме вагонов под выгрузку.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить решение и постановление в связи несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права (ст. 39, 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, далее - УЖТ РФ; п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N26, далее - Правила от 18.06.2003 N 26), и нарушении норм процессуального права (ст. 71 АПК РФ) и дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы в обоснование своих доводов указывает на то, что обе судебные инстанции не исследовали представленные истцом доказательства, не установили обстоятельства, являющиеся предметом доказывания по делу (факт задержки вагонов на промежуточной станции, наличие вины грузополучателя, истечение сроков доставки груза в связи с задержкой на промежуточной станции), что привело к принятию незаконных судебных актов.
Полагает несостоятельными выводы суда о ненадлежащем извещении грузополучателя о задержке вагонов на путях общего пользования промежуточных станций и недоказанности отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Представители истца в судебном заседании поддержали доводы жалобы, дав дополнительные пояснения.
Представитель ОАО "Восточный порт" в судебном заседании и отзыве привел свои возражения относительно доводов жалобы и, считая выводы судебных инстанций соответствующими материалам дела и закону, просил оставить решение и постановление без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность принятых по делу судебных актов с учетом доводов жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как видно из материалов дела, со станции Нерюнгри в адрес ОАО "Восточный порт" 25.11.2008 по транспортной железнодорожной накладной N ЭЦ 046790 на станцию Находка-Восточная были отправлены вагоны с углем каменным со сроком доставки 02.12.2008, которые простаивали на промежуточной станции Кнорринг в период с 28.11.2008 по 03.12.2008 в ожидании приема станцией Находка - Восточная по причинам, зависящим от грузополучателя ОАО "Восточный порт" ввиду занятости фронтов выгрузки.
Названные вагоны были брошены на промежуточной станции Кнорринг на основании приказа N 1257 от 28.11.2008, подняты по приказу N1258 от 03.12.2008 и прибыли на станцию назначения 04.12.2008, о чем составлены акты общей формы N 1/600104 от 28.11.2008 , 3/638624 от 04.12.2008.
На основании статьи 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов в пути следования на промежуточной станции Кнорринг в период с 28.11.2008 по 03.12.2008 по причине, зависящей от грузополучателя, начислена плата за пользование вагонами в соответствии с Тарифным руководством N 2 в размере 1417879 руб. 86 коп. и выставлен счет N 131 от 08.04.2009, который ответчиком оплачен частично в сумме 803235 руб. 10 коп.
Неоплата 470062 руб. 44 коп. послужила основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, обе судебные инстанции исходили из следующего.
В силу пункта 4.7 Правил от 18.06.2003 N 26, основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения по факту задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в
установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути, удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров, а также отсутствие технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Исследовав представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 39, 119 УЖТ РФ, пунктом 4.7 Правил от 18.06.2003 N 26, условиями заключенного между истцом и ответчика договора, установив, что извещение ответчика о задержке вагонов N 2706 от 29.11.2008 не может служить в качестве доказательства по делу, поскольку составлено с нарушениями транспортного законодательства, а акты общей формы не содержат сведений об отсутствии технологических возможностей накопления вагонов на станции назначения в спорный период, а также отсутствие в материалах дела извещения станцией назначения грузоотправителя, обе судебные инстанции сделали правильные выводы о недоказанности истцом факта задержки вагонов на промежуточной станции по вине ответчика и наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
В этой связи отклоняются доводы жалобы о неправомерном непринятии судебными инстанциями в качестве доказательств по делу извещения и актов общей формы.
Таким образом, выводы обеих судебных инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам и закону.
Доводы жалобы о неправильном применении норм материального права, неполном исследовании представленных истцом доказательств, не нашли своего подтверждения при проверке законности обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену решения и постановления, судебными инстанциями не допущено.
С учетом изложенного, не имеется оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 29.07.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2010 по делу N А51-22264/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути, удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров, а также отсутствие технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Исследовав представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 39, 119 УЖТ РФ, пунктом 4.7 Правил от 18.06.2003 N 26, условиями заключенного между истцом и ответчика договора, установив, что извещение ответчика о задержке вагонов N 2706 от 29.11.2008 не может служить в качестве доказательства по делу, поскольку составлено с нарушениями транспортного законодательства, а акты общей формы не содержат сведений об отсутствии технологических возможностей накопления вагонов на станции назначения в спорный период, а также отсутствие в материалах дела извещения станцией назначения грузоотправителя, обе судебные инстанции сделали правильные выводы о недоказанности истцом факта задержки вагонов на промежуточной станции по вине ответчика и наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 января 2011 г. N Ф03-9670/2010 по делу N А51-22264/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-9670/2010