Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СЕРС" на решение от 22.09.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2010 по делу N А51-13729/2010 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению департамента здравоохранения Приморского края к обществу с ограниченной ответственностью "СЕРС" о привлечении к административной ответственности.
Резолютивная часть постановления от 16 февраля 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2011 г.
Департамент здравоохранения Приморского края (далее - департамент здравоохранения, административным орган) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "СЕРС" (далее - общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 22.09.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2010, заявленное требование удовлетворено со ссылкой на то, что материалами дела подтверждается факт совершения обществом вменяемого ему состава административного правонарушения.
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе ООО "СЕРС", которое просит их отменить, сославшись на нарушение судами норм материального и процессуального права, и производство по делу об административном правонарушении прекратить. В частности, заявитель указывает на то, что общество не было надлежащим образом извещено судом первой инстанции о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем оно было лишено возможности непосредственно отстаивать свои интересы в судебном заседании. Кроме этого, заявитель жалобы считает, что административным органом не добыто надлежащих доказательств, подтверждающих вину общества в реализации медицинского препарата "тропикамид" без рецепта врача. При оценке имеющихся доказательств судами нарушены требования статей 26.11 и 26.2 КоАП РФ, что привело к принятию незаконных судебных актов.
Департамент здравоохранения в отзыве на жалобу изложенные в ней доводы отклоняет в полном объеме и просит принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Общество и департамент здравоохранения явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, хотя они надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу общества не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в период с 04 по 30 августа 2010 года проведена внеплановая выездная проверка ООО "СЕРС", в ходе которой установлены грубые нарушения обществом лицензионных требований и условий, выразившиеся в том, что, являясь аптечной организацией розничной торговли, общество отпускает покупателям лекарственный препарат "тропикамид 1% 10 мл" без рецепта врача, что нашло отражение в акте проверки N 17ЛОкф от 30.08.2010 и протоколе об административном правонарушении от 30.08.2010, составленным с участием исполнительного директора общества Нерсесян К.Р.
Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, департамент здравоохранения обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, который пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и назначил ему наказание в виде взыскания административного штрафа в размере 40000 руб. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом. При этом суды правомерно исходили из следующего.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 Федерального закона N 128-ФЗ).
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления фармацевтической деятельности определены в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение).
В силу пункта 5 Положения осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 Положения.
Согласно пункту 4 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (подпункт "в").
В пункте 3 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" установлено, что перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, пересматривается и утверждается один раз в пять лет федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств. Дополнение к перечню публикуется ежегодно.
В соответствии с пунктом 76 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, который согласуется с пунктом 6.1 Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (ОСТ 91500.05.0007-2003), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80, продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В пункте 2.1 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785, установлено, что все лекарственные средства, за исключением включенных в перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам врача, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.
В Перечне лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.09.2005 N 578, лекарственное средство "тропикамид 1% 10 мл" отсутствует.
Факт грубого нарушения обществом условий, предусмотренных лицензией (реализация лекарственного средства "тропикамид 1% 10 мл" без рецепта врача), а также его вина в совершении данного правонарушения судами первой и апелляционной инстанций установлены и материалами дела подтверждены.
С учетом изложенного арбитражные суды обеих инстанций сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного в части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с чем общество обоснованно привлечено к административной ответственности по указанной норме права.
Довод заявителя жалобы о ненадлежащем его извещении судом первой инстанции о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции во внимание не принимается, поскольку в материалах дела имеется конверт с судебной корреспонденцией, направленной судом по последнему известному суду месту нахождения организации и возвращенной органом почтовой связи за истечением срока хранения.
В силу пунктов 2, 3 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) общество считается надлежаще уведомленным о месте и времени судебного заседания. Кроме того, директор общества принимал участие в судебном заседании апелляционного суда, который повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам, поэтому общество имело возможность непосредственно представить возражения против привлечения его к административной ответственности.
Довод заявителя жалобы о нарушении судами статей 26.11 и 26.2 КоАП РФ является ошибочным и во внимание судом кассационной инстанции не принимается, поскольку он фактически направлен на переоценку обстоятельств, установленных обеими судебными инстанциями, что в силу статьи 286 АПК РФ выходит за пределы полномочий, установленные данной нормой права для суда кассационной инстанции, в связи с чем жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289, 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
решение от 22.09.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2010 по делу N А51-13729/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "СЕРС" из федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 руб., как ошибочно уплаченную при подаче кассационной жалобы.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Факт грубого нарушения обществом условий, предусмотренных лицензией (реализация лекарственного средства "тропикамид 1% 10 мл" без рецепта врача), а также его вина в совершении данного правонарушения судами первой и апелляционной инстанций установлены и материалами дела подтверждены.
С учетом изложенного арбитражные суды обеих инстанций сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного в части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с чем общество обоснованно привлечено к административной ответственности по указанной норме права.
...
В силу пунктов 2, 3 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) общество считается надлежаще уведомленным о месте и времени судебного заседания. Кроме того, директор общества принимал участие в судебном заседании апелляционного суда, который повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам, поэтому общество имело возможность непосредственно представить возражения против привлечения его к административной ответственности.
Довод заявителя жалобы о нарушении судами статей 26.11 и 26.2 КоАП РФ является ошибочным и во внимание судом кассационной инстанции не принимается, поскольку он фактически направлен на переоценку обстоятельств, установленных обеими судебными инстанциями, что в силу статьи 286 АПК РФ выходит за пределы полномочий, установленные данной нормой права для суда кассационной инстанции, в связи с чем жалоба общества удовлетворению не подлежит."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 февраля 2011 г. N Ф03-302/2011 по делу N А51-13729/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
21.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-302/2011