Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя - открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "ЛуТЭК": Кистенев А.А. - начальник отделения по доверенности от 05.10.2010 N 7/561, Ежеля Т.И. - ведущий юрисконсульт юридического отдела по доверенности от 03.02.2011 N 7/102; от Муниципального комитета Лучегорского городского поселения: Филатов С.А. - представитель по доверенности от 04.02.2011 N 1, Старченко Е.П. - представитель по доверенности от 04.02.2011 N 2, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Муниципального комитета Лучегорского городского поселения, открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "ЛуТЭК" на решение от 13.11.2010 по делу N А51-8631/2010 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "ЛуТЭК" к Муниципальному комитету Лучегорского городского поселения, Лучегорскому городскому поселению Пожарского муниципального района Приморского края о признании недействующим решения от 30.04.2010 N 491.
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2011 г.
Открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "ЛуТЭК" (далее - ОАО "ДГК", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействующим решения от 30.04.2010 N 491 "О нормативах на горячее водоснабжение", принятого муниципальным комитетом Лучегорского городского поселения (далее - комитет) и подписанного Главой Лучегорского городского поселения Пожарского муниципального района Приморского края.
В ходе судебного разбирательства общество уточнило заявленные требования, указав, что просит проверить оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе: статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ), подпунктам 1, 5 статьи 3, подпункту 8 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ), пунктам 4, 13, 27, подпункту "а" пункта 5 Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), пунктам 20, 21 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере действия организаций коммунального комплекса" (далее - Постановление N 520).
Решением арбитражного суда от 13.11.2010 заявленные требования удовлетворены частично. Решение муниципального комитета Лучегорского городского поселения от 30.04.2010 N 491 "О нормативах на горячее водоснабжение" признано недействующим полностью и не соответствующим Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Вместе с тем, в резолютивной части судебного акта указанное решение муниципального комитета признано соответствующим статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", подпунктам 1, 5 статьи 3, подпункту 8 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пунктам 20, 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере действия организаций коммунального комплекса".
Судебный акт мотивирован тем, что примененный комитетом показатель "n" не основан на результатах измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета и не подтвержден расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями.
При этом суд указал, что разница между плановым объемом реализации горячего водоснабжения с учетом принятых комитетом нормативов горячего водоснабжения и плановым объемом реализации, согласно письму департамента по тарифам Приморского края от 09.11.2010 N 6д/3977, свидетельствует о снижении объема предъявляемой к оплате потребителям горячей воды в связи с принятием норматива горячего водоснабжения, по сравнению с объемами, рассчитанными при утверждении тарифа, что привело к неполучению доходов, которые были рассчитаны при утверждении тарифа.
Законность принятого судебного акта проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационным жалобам Муниципального комитета Лучегорского городского поселения, ОАО "ДГК".
Муниципальный комитет Лучегорского городского поселения полагает, что судом неправильно применены нормы материального права, в связи с чем просит решение суда в части признания недействующим нормативного акта отменить и принять в указанной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
По мнению комитета, поскольку нормативный документ, регламентирующий количество процедур пользования водозаборным устройством одним человеком отсутствует, указанный показатель правомерно определен комитетом расчетным путем с использованием устного опроса населения.
ОАО "ДГК" в отзыве против доводов, изложенных в кассационной жалобе комитета, возражает, считает судебный акт в указанной части законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Общество полагает, что установленные нормативы не соответствуют физиологическим, санитарно-гигиеническим, хозяйственным потребностям жильцов.
ОАО "ДГК" в кассационной жалобе указывает на неправильное применение судом норм материального права, в связи с чем просит судебный акт в части признания оспариваемого нормативного акта соответствующим подпунктам 1, 5 статьи 3, подпункту 8 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пунктам 20, 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере действия организаций коммунального комплекса" отменить и принять новый судебный акт.
Общество полагает, что действующим законодательством не предусмотрена возможность изменения норматива на горячее водоснабжение в период действия тарифа на горячую воду.
Кроме того, по мнению ОАО "ДГК", формирование тарифа на 2010 год правомерно производилось согласно нормативам горячего водопотребления, утвержденным Постановлением Главы Пожарского района от 04.02.2002 N 75, действовавшим в период утверждения тарифов.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационных жалобах и отзыве общества, заслушав мнения представителей участвующих в деле лиц, а также проверив правильность применения судом норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Материалами дела подтверждается, что 03.03.2010 постановлением Администрации Приморского края N 76-па на период с 01.04.2010 по 31.03.2011 установлен тариф на услуги ОАО "ДГК" в сфере водоснабжения - на горячую воду, оказываемые потребителям, находящимся на территории Лучегорского городского поселения Пожарского муниципального района, за один кубический метр без налога на добавленную стоимость - 54,90 руб.
По итогам оказания услуг горячего водоснабжения за апрель 2010 года заявитель выставил потребителям счета на основании тарифа и норматива потребления горячего водоснабжения, установленного постановлением администрации Пожарского муниципального района Приморского края от 28.02.1997 N 148 "О нормах водопотребления" в размере 3,66 м.куб./мес.
В связи с тем, что данный размер норматива установлен на территории иного муниципального образования, и этот размер превышал норматив, использованный при утверждении тарифа на горячее водоснабжение, 30.04.2010 комитетом принято решение N 491 "О нормативах на горячее водоснабжение", которым с 01.04.2010 на территории поселения установлены и введены в действие нормативы на услуги систем горячего водоснабжения.
Указанное решение опубликовано в газете "Победа" от 07.05.2010 N 18 (12714). Пунктом 1 указанного решения предусмотрено введение нормативов на услуги систем горячего водоснабжения на территории Лучегорского городского поселения с 01.04.2010.
Полагая, что решение комитета принято с нарушением законодательства в области местного самоуправления и регулирования тарифов и нормативов на коммунальные услуги и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг определен Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Согласно пункту 2 Правил норматив потребления коммунальных услуг это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Установление нормативов потребления коммунальных услуг в силу пункта 8 Правил производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
Для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам, установленным в приложении к Правилам (пункт 14).
Вместе с тем, согласно пункту 19 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг должно быть подтверждено расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что при установлении нормативов потребления коммунальных услуг комитет документально не подтвердил обоснованность произведенных расчетов. Примененный показатель "n" не основан на результатах измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета и не подтвержден расчетами. Поскольку в силу пункта 19 Правил определение нормативов посредством любого метода должно быть документально подтверждено, в том числе соответствующими расчетами, свидетельствующими об обоснованности установления нормативов, суд правомерно признал оспариваемое решение противоречащим пункту 27 Правил.
Представленные в материалы дела протоколы опросов граждан, проживающих в п.Лучегорск, составленные после установления нормативов, обоснованно не признаны судом доказательствами по делу, так как не отвечают признакам относимости.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба Муниципального комитета Лучегорского городского поселения удовлетворению не подлежит.
Не подлежит удовлетворению и кассационная жалоба ОАО "ДГК" по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" настоящий Федеральный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса определяют принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также предельных индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Суд, установив, что оспариваемым решением приняты нормативы горячего водопотребления, а указанными выше нормативными правовыми актами регулируются вопросы установления тарифов для организаций коммунального комплекса, сделал обоснованный вывод об отсутствии противоречий оспариваемого решения комитета положениям Федерального закона N 210-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации N 520.
Доводы общества о необоснованных выводах, содержащихся в мотивировочной части решения арбитражного суда, относительно правомерности рассмотрения комитетом нового норматива горячего водопотребления при наличии ранее установленного тарифа, подлежат отклонению судом кассационной инстанции, поскольку суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии ранее установленного норматива. Данный вывод соответствует установленным по делу обстоятельствам и подтверждается следующими доказательствами: поселение как муниципальное образование образовано 01.01.2006, является самостоятельным муниципальным образованием, с момента образования поселения нормативы на горячее водоснабжение на территории поселения не устанавливались, Постановление администрации Пожарского района от 28.02.1997 N 148, действовавшее на территории поселения до принятия оспариваемого решения комитета, принято до введения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 306. Перечисленные доказательства подвергнуты судом оценке в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что судом признан оспариваемый нормативный акт недействующим полностью, требования заявителя признаются удовлетворенными в полном объеме в соответствии с положениями пункта 3 части 3 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Между тем, указание в резолютивной части судебного акта на соответствие оспариваемого нормативного акта иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, противоречит положениям статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и на отказ в удовлетворении заявленного требования или на признание оспариваемого акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части.
Учитывая, что требования заявителя удовлетворены и оспариваемый нормативный акт признан недействующим полностью, указание суда в резолютивной части на соответствие уже признанного недействующим оспариваемого нормативного акта другим законам, имеющим большую юридическую силу, противоречит требованиям части 3 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежит приведению в соответствие с названной нормой путем исключения из резолютивной части вышеназванных выводов.
Вывод арбитражного суда о том, что нарушение порядка принятия муниципального правового акта не привело к нарушению прав и законных интересов ОАО "ДГК", признается судом кассационной инстанции необоснованным.
В силу части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В соответствии с пунктом 17 Правил N 306 решение уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг в 10-дневный срок после его принятия публикуется в официальных средствах массовой информации с указанием даты введения в действие указанных нормативов.
Поскольку установление нормативов горячего водоснабжения затрагивает права граждан, применение нормативов, установленных решением комитета от 30.04.2010 N 491, возможно после его официального опубликования.
Материалами дела подтверждается, что оспариваемое решение принято комитетом 30.04.2010, опубликовано в газете "Победа" N 18 07.05.2010.
Распространение нормативного акта на отношения, возникшие до введения его в действие, и применение норматива, установленного 30.04.2010, с 01.04.2010, в силу прямого указания в пункте 1 решения комитета, является незаконным.
Не представление потребителями требований по перерасчету платы за горячую воду на момент подачи обществом заявлений не свидетельствует об отсутствии нарушения его прав и законных интересов, так как вышеназванные требования могут быть предъявлены в соответствии с порядком, предусмотренным нормами гражданского законодательства в установленные сроки.
Между тем, названные ошибочные выводы арбитражного суда не привели к принятию неправильного решения, поскольку оспариваемый нормативный акт признан недействующим в полном объеме.
При изложенных обстоятельствах, решение арбитражного суда подлежит оставлению без изменения, так как по существу соответствует нормам материального права, а допущенные нарушения норм процессуального права не привели к принятию неправильного решения и не являются основаниями для отмены решения арбитражного суда в любом случае, перечисленными в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
решение от 13.11.2010 по делу N А51-8631/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, исключив из резолютивной части названного решения абзац третий о признании решения Муниципального комитета Лучегорского городского поселения от 30.04.2010 N 491 "О нормативах на горячее водоснабжение" соответствующим статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", подпунктам 1, 5 статьи 3, подпункту 8 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пунктам 20, 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере действия организаций коммунального комплекса".
Кассационные жалобы оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и на отказ в удовлетворении заявленного требования или на признание оспариваемого акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части.
Учитывая, что требования заявителя удовлетворены и оспариваемый нормативный акт признан недействующим полностью, указание суда в резолютивной части на соответствие уже признанного недействующим оспариваемого нормативного акта другим законам, имеющим большую юридическую силу, противоречит требованиям части 3 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежит приведению в соответствие с названной нормой путем исключения из резолютивной части вышеназванных выводов.
...
В силу части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В соответствии с пунктом 17 Правил N 306 решение уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг в 10-дневный срок после его принятия публикуется в официальных средствах массовой информации с указанием даты введения в действие указанных нормативов."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 февраля 2011 г. N Ф03-9707/2010 по делу N А51-8631/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-9707/2010