Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю - Распопова Л.В., представитель по доверенности от 11.01.2011 N 02-7 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2010 по делу N А24-2278/2010 Арбитражного суда Камчатского края, по заявлению открытого акционерного общества "Северо-Восточный ремонтный центр" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю о признании незаконными действий.
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2011 г.
Открытое акционерное общество "Северо-Восточный ремонтный центр" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением, с учетом его уточнения, о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) по отказу произвести реструктуризацию задолженности по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 4 квартал 2008 года в размере 42864233 руб., выразившихся в письмах N 08-23/05270 от 10.03.2010, N 08-51/15378 от 18.06.2010.
Решением суда от 27.09.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что задолженность по уплате НДС возникла у общества после 01.01.2009, поэтому оснований для реструктуризации задолженности не имелось.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2010 решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд апелляционной инстанции посчитал правомерным проведение реструктуризации задолженности, так как, хотя она и установлена после 01.01.2009, но подлежала уплате сумма 42864233 руб. за 4 квартал 2008 года.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой указывает на допущенные судом нарушения норм материального права, в связи с чем просит его отменить и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, проверялся налоговым органом 4 квартал 2008 года, сроки уплаты НДС - 20.01.2009, 20.02.2009, 20.03.2009, то есть задолженность возникла уже после 01.01.2009, поэтому основания для включения этой суммы в реструктуризацию отсутствовали.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержала заявленные требования.
В отзыве на кассационную жалобу общество отклоняет доводы инспекции, считает принятое судом апелляционной инстанции постановление законным и обоснованным; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы общество в судебном разбирательстве по делу участия не принимало.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителя налогового органа, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене постановления апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, 17.02.2010 общество обратилось в налоговый орган с заявлением о проведении реструктуризации задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом по НДС за 4 квартал 2008 года в размере 42864233 руб.
Письмом от 10.03.2010 N08-23/05270 инспекция отказала в проведении реструктуризации. Отказ налогового органа мотивирован тем, что реструктуризации подлежат только суммы доначислений по НДС по срокам уплаты по 01.01.2009, а сроки уплаты НДС за 4 квартал 2008 года установлены 20.01.2009, 20.02.2009, 20.03.2009.
26.05.2010 общество повторно обратилось в инспекцию с настоящим заявлением.
Письмом от 18.06.2010 N 08-51/15378 инспекция отказала обществу в реструктуризации задолженности по НДС за 4 квартал 2008 года, доначисленной на основании решения налогового органа от 30.06.2009 N 07-34/2204, принятого по результатам камеральной проверки налоговой декларации за 4 квартал 2008 года в сумме 42864233 руб., поскольку сроки образования такой задолженности позднее 1 января 2009 года.
Не согласившись с отказом произвести реструктуризацию задолженности за 4 квартал 2008 года, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Как установлено судом обеих инстанций, указанная сумма НДС доначислена инспекцией в результате проведения камеральной проверки налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2008 года. Основанием для доначисления налога послужило нарушение обществом подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), что привело к необоснованному применению льготы по НДС в отношении выручки от реализации услуг по осуществлению ремонтных работ морских судов.
Следует согласиться с доводами апелляционной инстанции о том, что спорная сумма доначислена за период до 01.01.2009 (за 4 квартал 2008 года), следовательно, такая задолженность считается исчисленной по состоянию на 01.01.2009, независимо от срока ее уплаты, учитывая также и то основание, что проверка проведена налоговым органом и решение о доначислении налога принято 30.06.2009, то есть уже после истечения срока уплаты НДС за 4 квартал 2008 года.
Согласно пункту 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2009 N 995 "О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности организацией оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических организаций, по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и списания этих пеней и штрафов" сумма задолженности по налогам и сборам, доначисленная в результате проверок налоговых органов за период до 01.01.2009, проведенных после принятия решения о реструктуризации, подлежит включению в график погашения задолженности за последний год реструктуризации задолженности по налогам и сборам.
Федеральная налоговая служба Министерства финансов Российской Федерации, разъясняя порядок применения указанного выше Постановления Правительства Российской Федерации в письме от 07.04.2010 N СН-22-8/264@, указала, что по вопросу о включении в сумму реструктурированной задолженности, начисленной по итогам деклараций, сданных за период, предшествующий 01.01.2009, данная сумма задолженности подлежит реструктуризации в случае, если срок ее образования предшествует 01.01.2009.
Так как задолженность по уплате НДС имела место за 4 квартал 2008 года, то суд апелляционной инстанции правомерно посчитал, что указанная задолженность образовалось до 01.01.2009, поэтому подлежала включению в график реструктуризации задолженности, в связи с чем у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа обществу в реструктуризации задолженности в сумме 42864233 руб. за 4 квартал 2008 года.
При этом судом кассационной инстанции принято во внимание, что общество оспаривало правомерность доначисления суммы 42864233 руб. в судебном порядке, считая, что правомерно пользовалось льготой, предусмотренной подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ, и учитывая то основание, что изменилась судебно-арбитражная практика по данной категории дел и фактически доначисление произведено налоговым органом только в июне 2009 года, в связи с чем нет оснований для установления срока уплаты налога - 20.01.2009, 20.02.2009, 20.03.2009, на что указывает в своей кассационной жалобе инспекция.
Руководствуясь вышеизложенным, а также статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2010 по делу NА24-2278/2010 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральная налоговая служба Министерства финансов Российской Федерации, разъясняя порядок применения указанного выше Постановления Правительства Российской Федерации в письме от 07.04.2010 N СН-22-8/264@, указала, что по вопросу о включении в сумму реструктурированной задолженности, начисленной по итогам деклараций, сданных за период, предшествующий 01.01.2009, данная сумма задолженности подлежит реструктуризации в случае, если срок ее образования предшествует 01.01.2009.
Так как задолженность по уплате НДС имела место за 4 квартал 2008 года, то суд апелляционной инстанции правомерно посчитал, что указанная задолженность образовалось до 01.01.2009, поэтому подлежала включению в график реструктуризации задолженности, в связи с чем у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа обществу в реструктуризации задолженности в сумме 42864233 руб. за 4 квартал 2008 года.
При этом судом кассационной инстанции принято во внимание, что общество оспаривало правомерность доначисления суммы 42864233 руб. в судебном порядке, считая, что правомерно пользовалось льготой, предусмотренной подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ, и учитывая то основание, что изменилась судебно-арбитражная практика по данной категории дел и фактически доначисление произведено налоговым органом только в июне 2009 года, в связи с чем нет оснований для установления срока уплаты налога - 20.01.2009, 20.02.2009, 20.03.2009, на что указывает в своей кассационной жалобе инспекция."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 февраля 2011 г. N Ф03-211/2011 по делу N А24-2278/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-211/2011