Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ИФНС России по Первомайскому району г.Владивостока - Нечаева М.В., представитель по доверенности от 11.01.2011 N 03-06/06; от Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю - Молодых И.И., представитель по доверенности от 11.01.2011 N52; рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю на решение от 17.08.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2010 по делу NА51-12325/2010 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г.Владивостока к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю третье лицо: открытое акционерное общество "92 ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод" об отмене постановления от 16.07.2010 N7568
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2011 г.
По окончании объявленного в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) перерыва судебное заседание продолжено.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г.Владивостока (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю Чеботаревой О.Г. (далее - судебный пристав-исполнитель) от 16.07.2010 N 7568 об отказе налоговому органу в возбуждении исполнительного производства на основании постановления налогового органа от 18.09.2008 N1617. Одновременно инспекцией заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено открытое акционерное общество "92 ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод" (далее - ОАО "92 СРЗ", общество).
Решением суда от 17.08.2010, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда от 21.10.2010, с учетом удовлетворения заявленного ходатайства о восстановлении пропущенного срока, обжалуемое постановление судебного пристава-исполнителя признано недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю (далее - Межрайонный отдел УФССП России по Приморскому краю), поддержанной его представителем в судебном заседании, который просит их отменить, сославшись на неправильное применение судами норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе налоговому органу в удовлетворении заявленных требований. В частности, заявитель жалобы указывает на нарушение судами пункта 5 части 1 статьи 12, частей 7, 8 статьи 30, пункта 4 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве, а также на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Инспекция в отзыве на жалобу и ее представитель в судебном заседании изложенные в жалобе доводы отклоняют в полном объеме и просят принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Общество отзыв на жалобу не представило и явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, хотя надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителей налогового органа и Межрайонного отдела УФССП России по Приморскому краю, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 24.09.2008 постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Первомайского района по Владивостокскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю (далее - судебный пристав-исполнитель ОСП Первомайского района) на основании постановления инспекции от 18.09.2008 N1617 возбуждено исполнительное производство N1/29812/2113/74/2008 о взыскании с должника: ФГУП "92 СРЗ" МО РФ (в настоящее время - ОАО "92 СРЗ") в пользу взыскателя: ИФНС России по Первомайскому району г.Владивостока задолженности по налогам, пеням и штрафам - в размере 8059697,46 руб. за счет имущества должника.
31.05.2010 руководителем УФССП России по Приморскому краю принято постановление N120 о передаче сводного исполнительного производства N5/2/7110/138/2009-СД в отношении ОАО "92 СРЗ", в состав которого входит 439 исполнительных производств на общую сумму 208574859,83 руб., для дальнейшего исполнения в Межрайонный отдел УФССП России по Приморскому краю.
В этот же день судебным приставом-исполнителем ОСП Первомайского района вынесено постановление об окончании исполнительного производства на основании пункта 5 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве, в связи с передачей исполнительного производства для исполнения в Межрайонный отдел УФССП России по Приморскому краю.
23.06.2010 судебному приставу-исполнителю передано постановление налогового органа от 18.09.2008 N 1617 о взыскании спорной суммы задолженности по налогам и пени за счет имущества ОАО "92 СРЗ". Остаток задолженности, подлежащий взысканию, составляет 8059697,46 руб.
25.06.2010 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление N 7568 об отказе в возбуждении исполнительного производства в связи с невыполнением налоговым органом условий, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве, так как к вышеназванному постановлению N 1617 не приложены документы, содержащие отметки банков и иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований.
13.07.2010 судебному приставу - исполнителю вновь поступило для исполнения постановление N 1617, к которому налоговым органом приложены ксерокопии извещений Приморского филиала ОАО АКБ "Росбанк" от 16.08.2008, 21.08.2008, 11.09.2008 в количестве 28 шт. о постановке в картотеку инкассовых поручений, предъявленных к счету, принадлежащему должнику.
16.07.2010 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление N7568 об отказе в возбуждении исполнительного производства в связи с нарушением пункта 5 части 1 статьи 12 вышеназванного Закона, так как налоговым органом не представлены документы, содержащие отметки об отсутствии денежных средств на втором счете должника в ОАО "Дальневосточный банк" и на счете в ПУ Банка России "Экипажное", сведения об открытии которых представлены инспекцией. Кроме этого, ксерокопии извещений о постановке инкассовых поручений в картотеку, приложенные к постановлению N1617, не заверены надлежащим образом, поэтому не могут быть приняты как копии документов, являющихся обязательным приложением к предъявленному постановлению.
По этим основаниям судебный пристав-исполнитель посчитала, что постановление от 18.09.2008 N1617, выданное ИФНС России по Первомайскому району г.Владивостока, не является исполнительным документом и в возбуждении исполнительного производства отказала.
Инспекция не согласилась с данным постановлением и обжаловала его в арбитражный суд, который, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в обоснование заявленных требований и возражений на них, признал его недействительным как не соответствующим Закону об исполнительном производстве. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом. При этом суды правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона об исполнительном производстве в исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны:
1) наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица;
2) наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;
3) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;
4) дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение;
5) сведения о должнике и взыскателе:
а) для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также - год и место рождения, место работы (если оно известно);
б) для организаций - наименование и юридический адрес;
в) для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования - наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве;
6) резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий;
7) дата выдачи исполнительного документа.
Судами обеих инстанций установлено, что в адрес судебного пристава-исполнителя направлено постановление N 1617 от 18.09.2008, соответствующее вышеуказанным требованиям, предъявляемым к исполнительному документу, с приложением, в том числе сведений об открытых счетах налогоплательщика в кредитных организациях и ксерокопий извещений банка о постановке инкассовых поручений в картотеку в связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете с соответствующими отметками банка.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что постановление налогового органа отвечает признакам исполнительного документа.
Кроме этого, статья 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусматривает возможность принятия налоговым органом решения о взыскании налоговой задолженности за счет иного имущества налогоплательщика и соответствующего постановления, являющегося исполнительным документом, как при неисполнении инкассовых поручений, так и при отсутствии у инспекции информации о счетах должника. Проверка обоснованности принятия решения и постановления о взыскании задолженности за счет иного имущества налогоплательщика путем оценки того, была ли соблюдена инспекцией предшествующая процедура взыскания за счет денежных средств в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса, не входит в компетенцию судебного пристава-исполнителя.
С учетом изложенного, следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции и апелляционного суда о том, что у судебного пристава-исполнителя отсутствовали правовые основания для отказа в возбуждении исполнительного производства на основании постановления налогового органа N1617 от 18.09.2008 в связи с непризнанием его исполнительным документом.
Подходы судов соответствуют правовой позиции, сформированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, нашедшей отражение, в том числе в Постановлении от 19.07.2005 по делу N 853/05.
Судом третьей инстанции не принимаются во внимание иные доводы заявителя жалобы, поскольку они не имеют отношения к возникшему спору, а касаются вопроса взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы) и пеней за счет имущества должника. При этом, согласно Федеральному закону от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" соответствующее учреждение Фонда социального страхования Российской Федерации самостоятельно обращает взыскание на денежные средства должника в целях взыскания страховых взносов. Право указанных учреждений самостоятельного обращения взыскания на имущество должника в целях взыскания страховых взносов данным Законом не предусмотрено, поэтому обращение взыскания на имущество должника осуществляет судебный пристав-исполнитель, и только в случаях отсутствия (недостаточности) денежных средств у должника либо при отсутствии информации о его счетах, в связи с чем представление такой информации судебному приставу-исполнителю вышеуказанными учреждениями является обязательным.
Суд кассационной инстанции считает, что в данном случае при разрешении спора об урегулировании правоотношений налоговых органов и судебных приставов-исполнителей по взысканию задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика, следует принимать во внимание установленный законодательно порядок принятия налоговыми инспекциями решений и постановлений об обращении взыскания на имущество налогоплательщика, урегулированный статьями 46, 47 НК РФ. Отсюда, принимая такое постановление к исполнению, судебный пристав-исполнитель должен проверить его на соответствие предъявляемым к исполнительным документам требованиям по правилам статьи 13 Закона об исполнительном производстве. Предъявление судебным приставом-исполнителем к данному постановлению иных требований, чем предусмотрено указанной нормой права, в том числе приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований налогового органа в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, является незаконным.
Из изложенного следует, что арбитражные суды обоснованно признали обжалуемое постановление судебного пристава-исполнителя недействительным, и у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
решение от 17.08.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2010 по делу NА51-12325/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом третьей инстанции не принимаются во внимание иные доводы заявителя жалобы, поскольку они не имеют отношения к возникшему спору, а касаются вопроса взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы) и пеней за счет имущества должника. При этом, согласно Федеральному закону от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" соответствующее учреждение Фонда социального страхования Российской Федерации самостоятельно обращает взыскание на денежные средства должника в целях взыскания страховых взносов. Право указанных учреждений самостоятельного обращения взыскания на имущество должника в целях взыскания страховых взносов данным Законом не предусмотрено, поэтому обращение взыскания на имущество должника осуществляет судебный пристав-исполнитель, и только в случаях отсутствия (недостаточности) денежных средств у должника либо при отсутствии информации о его счетах, в связи с чем представление такой информации судебному приставу-исполнителю вышеуказанными учреждениями является обязательным.
Суд кассационной инстанции считает, что в данном случае при разрешении спора об урегулировании правоотношений налоговых органов и судебных приставов-исполнителей по взысканию задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика, следует принимать во внимание установленный законодательно порядок принятия налоговыми инспекциями решений и постановлений об обращении взыскания на имущество налогоплательщика, урегулированный статьями 46, 47 НК РФ. Отсюда, принимая такое постановление к исполнению, судебный пристав-исполнитель должен проверить его на соответствие предъявляемым к исполнительным документам требованиям по правилам статьи 13 Закона об исполнительном производстве. Предъявление судебным приставом-исполнителем к данному постановлению иных требований, чем предусмотрено указанной нормой права, в том числе приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований налогового органа в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, является незаконным."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 февраля 2011 г. N Ф03-9969/2010 по делу N А51-12325/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании