Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 17.08.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2010 по делу N А73-5592/2010 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к закрытому акционерному обществу "Дальтрансуголь" о взыскании 2728707 руб. 99 коп.
Резолютивная часть постановления от 22 февраля 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2011 г.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", перевозчик) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к закрытому акционерному обществу "Дальтрансуголь" (далее - ЗАО "Дальтрансуголь") о взыскании платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, в размере 775024 руб. 59 коп., платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в составе брошенных поездов в размере 1953683 руб. 40 коп.
Решением арбитражного суда от 17.08.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2010, в удовлетворении иска отказано полностью.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит решение арбитражного суда от 17.08.2010 и постановление апелляционного суда от 29.10.2010 отменить как вынесенные с неправильным применением норм материального права при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы заявитель со ссылкой на положения статей 39, 119 УЖТ РФ, пункта 12 Тарифного руководства N 2, утвержденного Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, пунктов 4.3, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования), пункта 16 договора от 16.01.2009 N 651 указывает на то, что у перевозчика имелись основания для задержки спорных вагонов на промежуточных станциях и для начисления платы за пользование вагонами. Ссылается на определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.04.2010 N ВАС-4112/10.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не обеспечили.
При этом ОАО "РЖД" заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как установлено судами в соответствии с материалами дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Дальтрансуголь" (владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 16.01.2009 N 651, подпунктом Б пункта 16 которого установлено, что владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами перевозчика, а также за время нахождения вагонов независимо от их принадлежности на промежуточных станциях в поездах, временно отставленных от движения по причинам, зависящим от владельца, по ставкам Тарифного руководства N 2 "Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта".
24.05.2009, 26.05.2009, 28.05.2009, 29.05.2009, 01.06.2009 на промежуточных станциях Февральск, Кундур-Хабаровский, Ин, Ургал-1, Облучье, Архара ДВЖД задержаны вагоны с грузом, отправленные на станцию Ванино в адрес ООО "Дальтрансуголь" по железнодорожным накладным: NN ЭЬ 729536, ЭЬ 730950, ЭЬ 730746, ЭЬ 730682, ЭЬ 619792, ЭЬ 619854, ЭЬ 620083, ЭЬ 620016, ЭЬ 619967, ЭЬ 619938, ЭЬ 725221, ЭЬ 725071, ЭЬ 724920, ЭЬ 726810, ЭЬ 726280, ЭЬ 724820, ЭЬ 724127,
ЭЬ 723791, ЭЬ 728814, ЭЬ 726065, ЭЬ 724689, ЭЬ 727896; 90566017, 90566016, 90566015, 90566014, 90566013, 905566012; 90565983, 90565982, 90565981, 90565980, 90565979, 90565978, 90565977, 90565976, 90565975, 90565974, 90565973, 90565972, 90565971, 90565970, 90565969; 765510, 879822, 755712, 922383, 922408, 922003, 921964, 922041, 922151, 922101, 921899, 922271, 922245, 922184, 922346, 853553, 853498, 853243; 90565963, 90565964, 90565965, 90565966; 90566117, 90566118, 90566119, 90566120, 90566121.
В обоснование факта задержки вагонов на станции Февральск ДВЖД в период с 24.05.2009 по 28.05.2009 по железнодорожным накладным NN ЭЬ 729536, ЭЬ 730950, ЭЬ 730746, ЭЬ 730682, ЭЬ 619792, ЭЬ 619854, ЭЬ 620083, ЭЬ 620016, ЭЬ 619967, ЭЬ 619938, ЭЬ 725221, ЭЬ 725071,
ЭЬ 724920, ЭЬ 726810, ЭЬ 726280, ЭЬ 724820, ЭЬ 724127, ЭЬ 723791,
ЭЬ 728814, ЭЬ 726065, ЭЬ 724689, ЭЬ 727896 представлены следующие документы: акты общей формы от 24.05.2009 N 93/1-119/1, составленные на промежуточной станции Февральск; акты общей формы от 07.06.2009 NN 603261-603283, от 08.06.2009 NN 603255-603260, 603285, составленные на станции назначения Ванино; приказы на бросание поезда от 24.05.2009 N 609 и на поднятие поезда от 28.05.2009 N 610; уведомление от 25.05.2009 N 356 об извещении грузополучателя о следовании груза в его адрес (дата передачи уведомления - 25.05.2009).
В обоснование факта задержки вагонов на станции Кундур-Хабаровский ДВЖД в период с 24.05.2009 по 02.06.2009 по железнодорожным накладным NN 90566017, 90566016, 90566015, 90566014, 90566013, 905566012 представлены следующие документы: акт общей формы от 24.05.2009 N 600411/1, составленный на промежуточной станции Кундур-Хабаровский; акты общей формы от 06.06.2009
NN 603247, 603248, 603249, 603250, от 07.06.2009 NN 603246, 603251, от 08.06.2009 NN 603252, 603253, составленные на станции назначения Ванино; приказы на бросание поезда от 24.05.2009 N 597 и на поднятие поезда от 02.06.2009 N 598; уведомление от 25.05.2009 N 346 об извещении грузополучателя о следовании груза в его адрес (дата передачи уведомления - 25.05.2009).
В обоснование факта задержки вагонов на станции Ин ДВЖД в период с 26.05.2009 по 09.06.2009 по железнодорожным накладным NN 90565983, 90565982, 90565981, 90565980, 90565979, 90565978, 90565977, 90565976, 90565975, 90565974, 90565973, 90565972, 90565971, 90565970, 90565969 представлены следующие документы: акты общей формы от 26.05.2009 NN 600/110-600/124, составленные на промежуточной станции Ин; акты общей формы от 11.06.2009 NN 603286-603298, от 13.06.2009 NN 603299-603302, составленные на станции назначения Ванино; приказы на бросание поезда от 26.05.2009
N 641 и на поднятие поезда от 09.06.2009 N 642; уведомление от 26.05.2009 N 361 об извещении грузополучателя о следовании груза в его адрес (дата передачи уведомления - 26.05.2009).
В обоснование факта задержки вагонов на станции Ургал-1 ДВЖД в период с 28.05.2009 по 03.06.2009 по железнодорожным накладным NN 765510, 879822, 755712, 922383, 922408, 922003, 921964, 922041, 922151, 922101, 921899, 922271, 922245, 922184, 922346, 853553, 853498, 853243 представлены следующие документы: акты общей формы от 28.05.2009 NN 600014-600036, составленные на промежуточной станции Ургал-1; акты общей формы от 05.06.2009 N 603310-603329, составленные на станции назначения Ванино; приказы на бросание поезда от 28.05.2009
N 687 и на поднятие поезда от 03.06.2009 N 688; уведомление от 01.06.2009 N 373 об извещении грузополучателя о следовании груза в его адрес (дата передачи уведомления - 01.06.2009).
В обоснование факта задержки вагонов на станции Облучье ДВЖД в период с 25.05.2009 по 29.05.2009 по железнодорожным накладным NN 90565963, 90565964, 90565965, 90565966 представлены следующие документы: акты общей формы от 26.05.2009 NN 2/1087-2/1089, от 29.05.2009 NN 2/1097-2/1100, составленные на промежуточной станции Облучье; акты общей формы от 05.06.2009 N 603304-603308, составленные на станции назначения Ванино; приказы на бросание поезда от 25.05.2009 N 643 и на поднятие поезда от 29.05.2009 N 644; уведомление от 26.05.2009 N 365 об извещении грузополучателя о следовании груза в его адрес (дата передачи уведомления - 26.05.2009).
В обоснование факта задержки вагонов на станции Архара ДВЖД в период с 01.06.2009 по 04.06.2009 по железнодорожным накладным NN 90566117, 90566118, 90566119, 90566120, 90566121 представлены следующие документы: акты общей формы от 01.06.2009 NN 1/600701-1/600706, составленные на промежуточной станции Архара; акты общей формы от 18.06.2009 N 603331, от 19.06.2009 NN 603332-603335, от 21.06.2009 N 603336, от 12.06.2009 N 603337, составленные на станции назначения Ванино; приказы на бросание поезда от 01.06.2009 N 17 и на поднятие поезда от 04.06.2009 N 18; уведомление от 02.06.2009 N 385 об извещении грузополучателя о следовании груза в его адрес (дата передачи уведомления - 02.06.2009).
На основании вышеперечисленных документов ОАО "РЖД" начислило ООО "Дальтрансуголь" плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, в размере 775 024 руб. 59 коп., плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в составе брошенных поездов в размере 1 953 683 руб. 40 коп., выставив для оплаты счет от 15.10.2009 N 782, неоплата которого послужила основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях установлен пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пунктом 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. Согласно названным Правилам документом, удостоверяющим факт задержки вагонов на промежуточной станции, является акт общей формы.
Как указано выше, в обоснование факта задержки спорных вагонов на промежуточных станциях Февральск, Кундур-Хабаровский, Ин, Ургал-1, Облучье, Архара ДВЖД представлены акты общей формы, составленные перевозчиком на соответствующих станциях. В этих актах причиной их составления указано: неприем груза грузополучателем, ссылка на приказы перевозчика о "бросании" поезда, его "поднятии".
В соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Суды, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в деле документы (акты общей формы, приказы, уведомления об извещении грузополучателя о следовании груза в его адрес) в их совокупности и взаимосвязи, обоснованно не приняли их в качестве допустимых доказательств, подтверждающих факт задержки спорных вагонов на промежуточных станциях Февральск, Кундур-Хабаровский, Ин, Ургал-1, Облучье, Архара ДВЖД, ввиду отсутствия в них сведений о количестве всех задержанных вагонов, их номерах, времени начала и окончания задержки этих вагонов, а также отсутствия доказательств нарушения ЗАО "Дальтрансуголь" технологических сроков оборота вагонов и в этой связи невозможности приема спорных вагонов железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя.
В этой связи отклоняется ссылка заявителя жалобы на определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.04.2010 N ВАС-4112/10.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания с ЗАО "Дальтрансуголь" платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, в размере 775 024 руб. 59 коп., платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в составе брошенных поездов в размере 1958683 руб. 40 коп.
Выводы судов сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, не подлежат в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 17.08.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2010 по делу N А73-5592/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Суды, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в деле документы (акты общей формы, приказы, уведомления об извещении грузополучателя о следовании груза в его адрес) в их совокупности и взаимосвязи, обоснованно не приняли их в качестве допустимых доказательств, подтверждающих факт задержки спорных вагонов на промежуточных станциях Февральск, Кундур-Хабаровский, Ин, Ургал-1, Облучье, Архара ДВЖД, ввиду отсутствия в них сведений о количестве всех задержанных вагонов, их номерах, времени начала и окончания задержки этих вагонов, а также отсутствия доказательств нарушения ЗАО "Дальтрансуголь" технологических сроков оборота вагонов и в этой связи невозможности приема спорных вагонов железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя.
В этой связи отклоняется ссылка заявителя жалобы на определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.04.2010 N ВАС-4112/10."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 марта 2011 г. N Ф03-12/2011 по делу N А73-5592/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-12/2011