Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" - Супрунов А.Ю., представитель по доверенности от 24.11.2010 N б/н; Жаров Е.В., представитель по доверенности от 27.05.2010 N б/н, от Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Хабаровска - Оксюта О.В., представитель по доверенности от 11.01.2011 N 04-30/3, от третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю - Кузьмичева О.Н., представитель по доверенности от 11.01.2011 N 05-05, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Хабаровска на решение от 01.10.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2010 по делу N А73-7483/2010 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Хабаровска, третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю, Управление социальной защиты населения администрации г. Хабаровска, о признании недействительным решения.
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2011 г.
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" далее - МУП г. Хабаровска "Служба заказчика по ЖКУ", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы Центрального района города Хабаровска (далее - ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска, налоговый орган) в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и предложения уплатить недоимку по НДС в сумме 7 651 345 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, определением суда от 04.08.2010 привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - УФНС России по Хабаровскому краю) и Управление социальной защиты населения администрации города Хабаровска.
Решением от 01.10.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2010, заявленные требования удовлетворены: решение налогового органа в оспариваемой части признано недействительным, как несоответствующее налоговому законодательству.
В кассационной жалобе ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов материалам дела.
УФНС России по Хабаровскому краю считает жалобу ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска обоснованной и подлежащей удовлетворению, поскольку спорные денежные средства не являются субсидией и соответственно необоснованно не включены налогоплательщиком в налогооблагаемую базу по НДС на основании абзаца 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
МУП г. Хабаровска "Служба заказчика по ЖКУ" просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, указывая на их законность и обоснованность.
Управление социальной защиты населения администрации г. Хабаровска извещено в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения дела, однако своего представителя для участия в судебном заседании не направило.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 24.02.2011. Определение о перерыве размещено на официальном сайте Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа http://www.fasdvo.arbitr.ru 17.02.2011. Представители ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска, УФНС России по Хабаровскому краю, МУП г. Хабаровска "Служба заказчика по ЖКУ", присутствовавшие в судебном заседании, извещены о перерыве в судебном заседании под роспись.
Проверив обоснованность доводов жалобы, пояснений на жалобу, выслушав присутствовавших в судебном заседании представителей ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска, УФНС России по Хабаровскому краю, МУП г. Хабаровска "Служба заказчика по ЖКУ", кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, решением ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска от 24.02.2010 N 392, вынесенным по материалам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2008 года, представленной МУП г. Хабаровска "Служба заказчика по ЖКУ", доначислен НДС за 1 квартал 2008 года в сумме 7 651 345 руб.
Основанием для принятия решения в указанной части послужил вывод налогового органа о том, что налогоплательщиком необоснованно исключены из налогооблагаемой базы денежные средства в сумме 50 158 817 руб., полученные из бюджета в связи с предоставлением льгот отдельным категориям потребителей по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации. По мнению налогового органа, полученные денежные средства являются оплатой жилищно-коммунальных услуг и на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ подлежат включению в налогооблагаемую базу по НДС.
Решением УФНС России по Хабаровскому краю от 21.06.2010 N 13-10/197/14101, принятым по апелляционной жалобе налогоплательщика, решение ИФНС России по Центральному району г.Хабаровска от 24.02.2010 N 392 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением налогового органа, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования МУП г. Хабаровска "Служба заказчика по ЖКУ", суды исходили из следующего.
МУП г. Хабаровска "Служба заказчика по ЖКУ" в проверяемом периоде оказывало жилищно-коммунальные услуги населению, в том числе с учетом льгот, установленным федеральным законодательством и законодательством Хабаровского края. Расходы, связанные с предоставлением льгот, возмещались налогоплательщику из бюджета г. Хабаровска на основании соглашения от 19.02.2008 N 1.1-22/155 и дополнительного соглашения от 19.06.2008, заключенных с администрацией города Хабаровска в лице Управления социальной защиты населения.
Из соглашения от 19.02.2008 N 1.1-22/155 следует, что денежные средства перечисляются из бюджета за предоставленные льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, то есть на возмещение расходов налогоплательщика, связанных с предоставлением льгот, в пределах средств субвенций, переданных из федерального и краевого бюджета для исполнения государственных полномочий по предоставлению льгот в соответствии с действующим законодательством.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Поскольку факт реализации МУП г. Хабаровска "Служба заказчика по ЖКХ" услуг по государственным регулируемым ценам и с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, а также получение из бюджета денежных средств на возмещение расходов по предоставленным льготам судами установлен и подтвержден материалами дела, суды пришли к правильному выводу о том, что спорная сумма 50 158 817 руб., правомерно исключена налогоплательщиком из налогооблагаемой базы по НДС.
Довод налогового органа о том, что указанная сумма получена налогоплательщиком на оплату услуг льготным категориям граждан и, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ подлежит включению в налогооблагаемую базу по НДС, рассмотрен судами первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонен, как не подтвержденный документально.
Ссылка налогового органа на то, что денежные средства, перечисленные обществу из бюджета включают НДС, который подлежит перечислению в бюджет, также правомерно признана неосновательной, как неподтвержденная материалами дела. Кроме того, сумма НДС, полученная по утверждению налогового органа налогоплательщиком в составе перечисленных из бюджета денежных средств, налоговым органом не определена.
С учетом изложенного оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 01.10.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2010 по делу N А73-7483/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основанием для принятия решения в указанной части послужил вывод налогового органа о том, что налогоплательщиком необоснованно исключены из налогооблагаемой базы денежные средства в сумме 50 158 817 руб., полученные из бюджета в связи с предоставлением льгот отдельным категориям потребителей по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации. По мнению налогового органа, полученные денежные средства являются оплатой жилищно-коммунальных услуг и на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ подлежат включению в налогооблагаемую базу по НДС.
...
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
...
Довод налогового органа о том, что указанная сумма получена налогоплательщиком на оплату услуг льготным категориям граждан и, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ подлежит включению в налогооблагаемую базу по НДС, рассмотрен судами первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонен, как не подтвержденный документально."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 марта 2011 г. N Ф03-88/2011 по делу N А73-7483/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
03.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-88/2011