Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии: от ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства": Попова Ю.Н. - временный исполняющий обязанности заместителя начальника юридического отдела по доверенности от 11.01.2011 N 4/1, от ФГУ "Управление Тихоокеанского флота": Коробицкий А.А. - офицер финансово-экономического управления по доверенности от 02.09.2010 N 230, от войсковой части 36005: Коробицкий А.А. - представитель по доверенности от 02.12.2010 N 33/1/3/1622, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного учреждения "Управление Тихоокеанского флота" на решение от 13.09.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2010 по делу N А51-3515/2010 Арбитражного суда Приморского края, по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" к Федеральному государственному учреждению "Управление Тихоокеанского флота", Министерству обороны Российской Федерации, третье лицо: войсковая часть 36005, о взыскании 9346765 руб. 85 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2011 г.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" (далее - ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском о взыскании с Федерального государственного учреждения "Управление Тихоокеанского флота" (далее - ФГУ "Управление ТОФ", учреждение) 9346765 руб. 85 коп., составляющих сумму основного долга по государственному контракту от 15.06.2009 N 628/17, а при недостаточности денежных средств у учреждения истец просил произвести взыскание указанной суммы с Министерства обороны РФ за счет казны Российской Федерации (с учетом уточнения, принятого судом в порядке статей 46, 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена войсковая часть 36005.
Решением от 13.09.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2010, с ФГУ "Управление ТОФ", а при недостаточности денежных средств у учреждения - с Министерства обороны РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" взыскано 9346765 руб. 85 коп. основного долга.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ФГУ "Управление ТОФ" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление апелляционного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Мотивируя свою позицию, заявитель указал на то, что в ходе проведенной Финансовой инспекцией Министерства обороны РФ проверки установлено нарушение порядка применения индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ по государственному контракту от 15.06.2009, приведшее к удержанию заявленной в настоящем споре суммы (9346765 руб. 85 коп.). При этом пояснил, что увеличение расходов средств федерального бюджета явилось следствием необоснованного включения в цену государственного контракта от 15.06.2009 надбавки за работу в районах Крайнего Севера на 100% рабочих. Поэтому считает, что правовых оснований для взыскания с ответчика удержанной суммы не имеется. По мнению заявителя, судами не исследовано имеющее существенное значение обстоятельство того, что представленный в деле расчет начальной (максимальной) цены государственного контракта от 15.06.2009 подтверждает факт определения его стоимости генподрядчиком. Указывает на наличие мотивированного ответа (письмо от 17.02.2010 N 33/1/3-152) на предъявленные истцом претензии. Настаивает на представлении в материалы дела первичных документов по проведенной Финансовой инспекцией Министерства обороны РФ проверке финансово-хозяйственной деятельности ответчика.
В отзыве на кассационную жалобу, поддержанном представителем в судебном заседании, ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России", считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просило оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ФГУ "Управление ТОФ" и войсковой части 36005 доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали в полном объеме, дав по ним пояснения.
Министерство обороны РФ, извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, участия в судебном заседании не принимало.
Проверив законность состоявшихся судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа правовых оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены не усмотрел.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 15.06.2009 между ФГУ "Управление ТОФ" (заказчик), войсковой частью 36005 (плательщик) и ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" (генподрядчик) заключен государственный контракт N 628/17, по условиям которого генподрядчик обязался выполнить комплекс работ по строительству, поставке и монтажу оборудования с его пусконаладкой в "холостую" и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства - пяти этажного 60-ти квартирного монолитного площадью 5062 кв.м жилого дома, расположенного по адресу: Камчатский край, п.Рыбачий, ул.Крашенникова (по генеральному плану п.Рыбачий N 1, шифр объекта 628/17) с комплектацией мебелью, а плательщик - обеспечить оплату выполненных генподрядчиком и принятых заказчиком работ в соответствии с условиями контракта. Цена контракта составляет 304695620 руб. с учетом НДС., при этом стоимость работ определялась в проектно-сметной документации, которая передавалась заказчиком генподрядчику и является собственностью плательщика.
Пунктом 4.1 государственного контракта от 15.06.2009 стороны установили сроки выполнения работ: начало - с даты подписания настоящего контракта, окончание - декабрь 2009 года.
В соответствии с пунктами 3.5, 3.7 государственного контракта от 15.06.2009 генподрядчик до 25 числа отчетного месяца представляет заказчику акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3). Заказчик в течение 3 рабочих дней рассматривает, оформляет представленные документы (формы КС-2, КС-3) и передает их на оплату плательщику или направляет обоснованный отказ. Сумма, выплачиваемая в соответствии с переданными заказчиком документами, перечисляется плательщиком на расчетный счет генподрядчика в течение 5 рабочих дней с момента получения указанных документов.
При этом пунктом 3.9 государственного контракта от 15.06.2009 предусмотрено, что окончательный расчет осуществляется не позднее 30 календарных дней после даты подписания акта приемки объекта капитального строительства и получения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации.
Во исполнение условий государственного контракта от 15.06.2009 генподрядчиком выполнены, а заказчиком приняты работы на общую сумму 11978025 руб. 70 коп., что подтверждается подписанными сторонами без возражений и замечаний актами о приемке выполненных работ формы КС-2 и справками о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3.
Для оплаты выполненных работ подрядчик выставил заказчику счета от 05.10.2009 N 312, от 25.11.2009 N 361 на общую сумму 11978025 руб. 70 коп., которые последним оплачены частично на сумму 2631259 руб. 85 коп. Задолженность заказчика по оплате выполненных генподрядчиком работ составила 9346765 руб. 85 коп.
23.12.2009 и 01.02.2010 генподрядчик направил в адрес заказчика претензии с требованием в трехдневный срок оплатить сумму задолженности - 9346765 руб. 85 коп. по оплате выполненных генподрядчиком работ по государственному контракту от 15.06.2009.
Неоплата ФГУ "Управление ТОФ" оставшейся суммы задолженности послужила основанием для обращения ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая настоящий спор, арбитражные суды правильно квалифицировали спорные правоотношения, основанные на государственном контракте от 15.06.2009, как регулируемые параграфом 3 главы 37 ГК РФ о договоре строительного подряда, а также Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ).
В соответствии со статьей 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить обусловленную цену.
Проверяя обоснованность требования истца о взыскании суммы основного долга (9346765 руб. 85 коп.), арбитражными судами установлено и не оспаривается сторонами, что факт выполнения истцом работ по государственному контракту от 15.06.2009 в полном объеме подтверждается представленными в материалы дела актами о приемке выполненных работ формы КС-2 и справками о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, а также разрешением отдела архитектуры и градостроительства администрации Вилючинского городского округа от 30.09.2009 N RU 41302000-89 на ввод объекта в эксплуатацию. При этом все указанные акты и справки подписаны без возражений и замечаний, претензий к сроку и качеству выполненных работ в установленные сроки ответчик не предъявил.
Вместе с тем, между сторонами возник спор по стоимости выполненных работ.
Согласно условиям спорного государственного контракта от 15.06.2009 цена контракта составляет 304695620 руб. с учетом НДС. Стоимость работ определялась в проектно-сметной документации, которая передавалась заказчиком генподрядчику и является собственностью плательщика. При этом, заключая вышеназванный государственный контракт, стороны согласовали, что цена контракта может быть изменена только путем оформления дополнительного соглашения.
Согласно статье 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
В соответствии со статьей 9 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом. Цена государственного или муниципального контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения государственного или муниципального контракта.
Дав оценку условиям государственного контракта от 15.06.2009 и пояснениям сторон, судебные инстанции установили, что соглашение об изменении стоимости контракта сторонами не заключалось, договоренность сторон об уменьшении стоимости выполненных работ отсутствует.
Доказательств, свидетельствующих о внесении в проектно-сметную документацию изменений в отношении сметной стоимости строительства, сторонами в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах судебные инстанции, установив факт выполнения генподрядчиком обусловленных государственным контрактом от 15.06.2009 работ, признали, что у ФГУ "Управление ТОФ" возникла обязанность перед ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" по оплате выполненных строительно-монтажных работ по государственному контракту от 15.06.2009 в заявленном размере.
При этом согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Установив, что собственником имущества ФГУ "Управление ТОФ", не исполнившего надлежащим образом денежное обязательство, является Российская Федерация в лице главного распорядителя бюджетных средств - Министерства обороны РФ, арбитражные суды удовлетворили требование истца, взыскав с основного должника (ФГУ "Управление ТОФ"), а при недостаточности денежных средств - с субсидиарного (Министерства обороны РФ за счет средств казны Российской Федерации) сумму основного долга в размере 9346765 руб. 85 коп.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств с правильным применением норм действующего законодательства.
Арбитражными судами правомерно отклонен довод ФГУ "Управление ТОФ", аналогичный изложенному в кассационной жалобе, о нарушении по государственному контракту от 15.06.2009 порядка применения индексов изменения стоимости выполненных генподрядчиком работ, выявленном в ходе проведенной Финансовой инспекцией Министерства обороны РФ проверки, что послужило основанием для удержания суммы 9346765 руб. 85 коп. Как правильно установлено судами, при получении актов и справок формы КС-2, КС-3 войсковая часть 36005 как плательщик по государственному контракту от 15.06.2009 возражения относительно стоимости выполненных работ не заявляла. Более того, результаты проверки финансово-хозяйственной деятельности ответчика сами по себе не могут являться основанием для изменения цены государственного контракта от 15.06.2009. Поэтому суды правомерно признали удержание ФГУ "Управление ТОФ" и войсковой частью 36005 предъявленной ко взысканию в настоящем споре суммы (9346765 руб. 85 коп.) несоответствующим положениям статей 424, 709 ГК РФ, статьи 9 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, касающиеся факта определения генподрядчиком цены государственного контракта от 15.06.2009, наличия в материалах дела мотивированного ответа на предъявленные истцом претензии и первичных документов по проведенной Финансовой инспекцией Министерства обороны РФ проверке, не имеют правового значения для правильного разрешения настоящего спора, а также не влияют на установленную судами обязанность ФГУ "Управление ТОФ" по оплате выполненных ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" работ по государственному контракту от 15.06.2009.
С учетом изложенного решение и постановление апелляционного суда отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
решение от 13.09.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2010 по делу N А51-3515/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
...
Арбитражными судами правомерно отклонен довод ФГУ "Управление ТОФ", аналогичный изложенному в кассационной жалобе, о нарушении по государственному контракту от 15.06.2009 порядка применения индексов изменения стоимости выполненных генподрядчиком работ, выявленном в ходе проведенной Финансовой инспекцией Министерства обороны РФ проверки, что послужило основанием для удержания суммы 9346765 руб. 85 коп. Как правильно установлено судами, при получении актов и справок формы КС-2, КС-3 войсковая часть 36005 как плательщик по государственному контракту от 15.06.2009 возражения относительно стоимости выполненных работ не заявляла. Более того, результаты проверки финансово-хозяйственной деятельности ответчика сами по себе не могут являться основанием для изменения цены государственного контракта от 15.06.2009. Поэтому суды правомерно признали удержание ФГУ "Управление ТОФ" и войсковой частью 36005 предъявленной ко взысканию в настоящем споре суммы (9346765 руб. 85 коп.) несоответствующим положениям статей 424, 709 ГК РФ, статьи 9 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 марта 2011 г. N Ф03-413/2011 по делу N А51-3515/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-413/2011