Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству - Симхович М.В., представитель по доверенности от 11.01.2011 N 05-07/14; от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю - Юрьев А.А., представитель по доверенности от 11.01.2011 N 04-Д; от Федерального агентства по рыболовству - Симхович М.В., представитель по доверенности от 23.09.2009 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству на решение от 08.09.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2010 по делу N А24-2570/2010 Арбитражного суда Камчатского края, по заявлению Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю, третьи лица: Федеральное государственное учреждение "Севвострыбвод", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Камчатскому краю, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору,об обязании определить пообъектный состав имущества, передаваемого в связи с передачей функций контроля и надзора за водными биологическими ресурсами и средой их обитания, путем подписания прилагаемого перечня имущества.
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2011 года.
Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю (далее - Управление Россельхознадзора по Камчатскому краю), оформленного письмом от 24.03.2010 N УФС-СД-01-04/669, а также об обязании Управления Россельхознадзора по Камчатскому краю определить пообъектный состав имущества, передаваемого в связи с передачей функций контроля и надзора за водными биологическими ресурсами и средой их обитания, путем подписания прилагаемого перечня имущества:
1. помещения административного здания, расположенные в г. Петропавловске-Камчатском, ул. Академика Королева, дом 58:
- 1 этаж - помещения NN 13-14,15-33,34-38 общей площадью 330,10 кв.м;
- 2 этаж - помещения NN 1-37 общей площадью 835,7 кв.м;
- подвал (литер А1) - помещения NN 1-11 общей площадью 216,1 кв.м;
- подвал (литер А) - помещения NN 4-10, часть помещения N 14 общей площадью 377,7 кв.м;
2. здание инспекции (камеральный корпус), расположенное в г. Елизово, ул. Гаражная, дом 9, площадью 297,4 кв.м.
Право требования заявителем обосновано Указом Президента Российской Федерации от 24.09.2007 N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти", распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2008 N 34-р "О передаче Госкомрыболовству России имущества и бюджетных ассигнований на его содержание", совместным приказом Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 14.03.2008 N 38/232 "О передаче имущества и бюджетных ассигнований на его содержание от территориальных управлений Россельхознадзора территориальным органам Госкомрыболовства России, необходимым для осуществления функций по контролю и надзору за водными биоресурсами и средой их обитания" и мотивировано незаконностью отказа Управления Россельхознадзора по Камчатскому краю в передаче указанного имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное учреждение "Севвострыбвод", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Камчатскому краю, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 08.09.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что закрепление за Госкомрыболовстом России и его территориальными органами имущества, подлежащего передаче от Россельхознадзора, осуществляется органами Росимущества путем издания распорядительных актов об изъятии из оперативного управления Россельхознадзора и его территориальных органов объектов федерального имущества и закреплении их на праве оперативного управления за Росрыболовством и его территориальными органами. Такое закрепление возможно после определения пообъектного состава имущества, подлежащего передаче, с обоснованием потребности Росрыболовства и его территориальных органов в данном имуществе путем совместного совершения сторонами спора юридически значимых действий с соблюдением установленного порядка передачи государственного имущества, находящегося в оперативном управлении.
Законность принятых судебных актов проверена в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству, полагающего, что судами обеих инстанций не верно применены нормы материального права, в связи с чем, просит решение от 08.09.2010 и постановление от 09.11.2010 отменить.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству, Федерального агентства по рыболовству доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме. Представитель Управления Россельхознадзора по Камчатскому краю, ссылаясь на их несостоятельность, просил судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные. Помимо этого, Управление Россельхознадзора по Камчатскому краю на основании статьи 48 АПК РФ заявило ходатайство о замене его на Управление Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу.
Федеральное государственное учреждение "Севвострыбвод", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Камчатскому краю, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в заседание арбитражного суда кассационной инстанции своих представителей не направили.
В отзыве на кассационную жалобу Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Камчатскому краю выразило несогласие с изложенными в ней доводами и предложило оставить судебные акты без изменения.
Рассмотрев ходатайство о процессуальном правопреемстве с учетом, представленных в его обоснование документов, свидетельствующих о государственной регистрации Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю и Чукотской автономному округу, суд кассационной инстанции считает данное ходатайство подлежащим удовлетворению на основании статьи 48 АПК РФ.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее, суд кассационной инстанции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам, не усматривает основания для их отмены.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, Указом Президента РФ от 24.09.2007 N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" Федеральное агентство по рыболовству преобразовано в Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству, с передачей ему функции Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, изучения, сохранения, воспроизводства и использования водных биологических ресурсов, а также функции Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в сфере контроля и надзора за водными биологическими ресурсами и средой их обитания.
Распоряжением Правительства РФ от 19.01.2008 N 34-р "О передаче Госкомрыболовству России имущества и бюджетных ассигнований на его содержание" Россельхознадзору предписано осуществить в установленном порядке передачу Госкомрыболовству России имущества, необходимого для обеспечения выполнения им функций по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания, а также бюджетных ассигнований на его содержание.
Совместным приказом Госкомрыболовства РФ и Россельхознадзора РФ N 38/232 от 14.03.2008 в целях обеспечения вышеназванного распоряжения Правительства РФ руководителям территориальных управлений органов приказано организовать работы совместных комиссий, при подготовке перечня имущества, подлежащего передаче территориальным управлениям Госкомрыболовства России от территориальных управлений Россельхознадзора России, включать имущество, принятое территориальными управлениями Россельхознадзора от Росрыболовства. Данным приказом указано на необходимость обеспечения при передаче объектов недвижимого и движимого имущества соблюдения требований, содержащихся в письме Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 11.02.2008 N СС-07/2623.
Как установлено судами, сторонами подписаны акты приема-передачи имущества от 25.04.2008 и от 10.07.2008, утвержденные руководителем Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Камчатскому краю, в которые спорные объекты не вошли.
Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству 19.03.2010 направило Управлению Россельхознадзора по Камчатскому краю письмо N 05-12/1353 о необходимости передачи ему спорного имущества, не вошедшего в подписанные сторонами акты приема-передачи.
Письмом от 24.03.2010 N УФС-СД-01-04/669 Управление Россельхознадзора по Камчатскому краю указало на отсутствие оснований для принятия решения о передаче заявителю спорного недвижимого имущества, со ссылкой на то, что ответчик пользуется спорным имуществом исключительно в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, в пределах установленных действующим законодательством. Кроме того в письме указано на дефицит служебных помещений для осуществления деятельности Управлением Россельхознадзора по Камчатскому краю, в связи с чем последнее вынуждено арендовать нежилые помещения у сторонних организаций с целью размещения должностных лиц, выполняющих контрольно-надзорные функции, возложенные на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований являются правильными в силу следующего.
В силу статей 197, 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (без действие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Из положений указанных статей следует, что основанием для принятия решения о признании недействительным ненормативного правового акта является наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При проверке соответствия требованиям нормативных правовых актов отказа Управления Россельхознадзора по Камчатскому краю, изложенного в письме от 24.03.2010 N УФС-СД-01-04/669, суды правомерно исходили из того, что определение перечня передаваемого имущества возможно с обоснованием потребности Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству в данном имуществе, которая заявителем в рамках данного дела в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ не доказана.
Необходимость наличия данного основания при определении пообъектного состава передаваемого имущества предусмотрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2008 N 34-р, согласно которому подлежит передачи имущество, необходимое для обеспечения выполнения Госкомрыболовством России функций по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами.
Более того, в совместном приказе Госкомрыболовства России и Россельхознадзора России от 14.03.2008 N 38/232 указано, что при передаче объектов недвижимого и движимого имущества необходимо обеспечить соблюдение требований, содержащихся в письме Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 11.02.2008 N СС-07/2623, согласно которому осуществление Росимуществом юридических действий, направленных на закрепление в установленном порядке за Госкомрыболовством России и его территориальными органами указанного имущества возможно после определения Россельхознадзором и Госкомрыболовством пообъектного состава имущества, подлежащего передаче, с обоснованием потребности Госкомрыболовства России и его территориальных органов в данном имуществе.
Обращаясь в арбитражный суд, Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в качестве обоснования заявленного требования сослалось на факт передачи в 2005 году спорного имущества находящегося на праве оперативного управления у Федерального государственного учреждения "Севвострыбвод" Управлению Россельхознадзора во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2004 N 754 "О мерах по обеспечению деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" в связи с передачей контрольных и надзорных функций по охране, воспроизводству водных биологических ресурсов и регулированию рыболовства.
Вместе с тем, данное обстоятельство не подтверждает потребность заявителя в спорном имуществе. Указание в совместном приказе Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 14.03.2008 N 38/232 на необходимость при подготовке перечня имущества, подлежащего передаче, включать имущество, принятое территориальными управлениями Россельхознадзора от Росрыболовства не может быть расценено как основание для передачи всего ранее переданного имущества без обоснования заявителем потребности в данном имуществе.
Поскольку материалы дела такие доказательства не содержат, суды первой и апелляционной инстанций обосновано пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, указав на то, что решение вопроса о передаче спорного имущества возможно только путем совместного совершения сторонами спора юридически значимых действий с соблюдением установленного порядка передачи государственного имущества, находящегося в оперативном управлении.
Судами дана надлежащая правовая оценка всем приведенным доводам сторон в рамках рассмотрения заявленных требований, которые не содержат фактов, не являвшихся предметом проверки судами при рассмотрении дела по существу.
Неправильное применение норм материального права, влияющих на законность выводов суда, отсутствует.
Нарушение норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
решение от 08.09.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2010 по делу N А24-2570/2010 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Необходимость наличия данного основания при определении пообъектного состава передаваемого имущества предусмотрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2008 N 34-р, согласно которому подлежит передачи имущество, необходимое для обеспечения выполнения Госкомрыболовством России функций по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами.
Более того, в совместном приказе Госкомрыболовства России и Россельхознадзора России от 14.03.2008 N 38/232 указано, что при передаче объектов недвижимого и движимого имущества необходимо обеспечить соблюдение требований, содержащихся в письме Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 11.02.2008 N СС-07/2623, согласно которому осуществление Росимуществом юридических действий, направленных на закрепление в установленном порядке за Госкомрыболовством России и его территориальными органами указанного имущества возможно после определения Россельхознадзором и Госкомрыболовством пообъектного состава имущества, подлежащего передаче, с обоснованием потребности Госкомрыболовства России и его территориальных органов в данном имуществе.
Обращаясь в арбитражный суд, Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в качестве обоснования заявленного требования сослалось на факт передачи в 2005 году спорного имущества находящегося на праве оперативного управления у Федерального государственного учреждения "Севвострыбвод" Управлению Россельхознадзора во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2004 N 754 "О мерах по обеспечению деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" в связи с передачей контрольных и надзорных функций по охране, воспроизводству водных биологических ресурсов и регулированию рыболовства.
Вместе с тем, данное обстоятельство не подтверждает потребность заявителя в спорном имуществе. Указание в совместном приказе Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 14.03.2008 N 38/232 на необходимость при подготовке перечня имущества, подлежащего передаче, включать имущество, принятое территориальными управлениями Россельхознадзора от Росрыболовства не может быть расценено как основание для передачи всего ранее переданного имущества без обоснования заявителем потребности в данном имуществе."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 марта 2011 г. N Ф03-176/2011 по делу N А24-2570/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании