Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Краевого государственного учреждения "Центр занятости населения Хабаровского края" - Васильева Е.Б, представитель по доверенности от 11.01.2010 N 1; Ёлтышева Н.А., представитель по доверенности от 01.03.2011 N 3 от Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Хабаровскому краю - Лукашина Т. В., представитель по доверенности от 30.03.2010 N 11 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Хабаровскому краю на решение от 15.10.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2010 по делу N А73-8331/2010 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Краевого государственного учреждения "Центр занятости населения Хабаровского края" к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Хабаровскому краю о признании недействительным представления от 23.04.2010 N 41 о ненадлежащем исполнении бюджета.
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2011 г.
Арбитражный суд Хабаровского края решением от 15.10.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2010, удовлетворил частично требование Краевого государственного учреждения "Центр занятости населения Хабаровского края" (далее - Центр занятости населения, учреждение), признав недействительным представление Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае (далее -Территориальное управление, Управление) от 23.04.2010 N 41 о ненадлежащем исполнении бюджета в части пунктов 1, 2, 4, 6, 7. В части пункта 5 представления в удовлетворении требований Центра занятости населения отказано.
В кассационной жалобе Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Хабаровскому краю, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, предлагает указанные судебные акт отменить, в части признания недействительными пунктов 1, 2, 6 Представления.
Кроме того, заявитель жалобы считает, что Представление о ненадлежащем исполнении бюджета от 23.04.2010 N 41 не является ненормативным правовым актом, который может быть предметом обжалования в арбитражном суде в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, на основании следующего.
В соответствии с Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденным Приказом Минфина РФ от 11.07.2005 N 89н (пункт 5.14.7), в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Управление имеет право направлять в проверенные организации обязательные для рассмотрения Представления о ненадлежащем исполнении бюджета или обязательные к исполнению Предписания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства.
Представление, в отличие от Предписания, адресовано руководителю организации (а не самой организации) и содержит предложение о рассмотрении Представления и предложение о применении мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных в Представлении нарушений (пункт 123 Административного регламента, утвержденного Приказом Минфина РФ от 04.09.2007 N 75н), то есть не содержит властно-распорядительных указаний, затрагивающих права и законные интересы организации как юридического лица.
Непринятие мер по Представлению не влечет никаких негативных последствий для организации, в том числе не влечет привлечение к ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Оспариваемые пункты Представления от 23.04.2010 N 41 носят информационно-разъяснительный характер и не являются властно-обязывающими в отношении Центра занятости, не нарушают права и законные интересы Центра занятости, не возлагают на Центр занятости каких-либо незаконных обязанностей и не создают препятствия для осуществления Центром занятости предпринимательской и иной экономической деятельности.
В отзыве на жалобу Краевое государственное учреждение "Центр занятости населения Хабаровского края" просит оставить эти судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Территориальным управлением проведена проверка Центра занятости населения по использованию субсидий, выделенных из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации за 2009 год.
По результатам проверки составлен акт от 09.04.2010 с указанием выявленных нарушений. Выдано представление от 23.04.2010 N 41, согласно которому Центру занятости населения предложено рассмотреть представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства.
Не согласившись с указанным представлением в части учреждение обжаловало его в суд.
Статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает в основе использования денежных средств лежит принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 289 названного Кодекса нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно -бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.
В соответствии с подпунктом 1.1.8 пункта 5 Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Хабаровского края в 2009 году, система основных мероприятий -заключение двухсторонних договоров между Центрами занятости и работодателями на компенсацию затрат на опережающее профессиональное обучение граждан, находящихся под риском высвобождения из предприятий, в целях обеспечения их занятости.
Согласно представленных платежных поручений: от 07.10.2009 N 561, N 562 - оплата произведена ООО "Коммунэнерго", от 30.09.2009 N788 - ООО "Галкино", от 29.09.2009 N 710 - МУП УСК ХМР, от 25.09.2009 N 455 - ООО "Дом", от 25.09.2009 N 452- ООО "Экосервис", от 25.09.2009 N 453 - ООО "Коммунальный центр".
Приложением N 8 к Постановлению Правительства Хабаровского края от 13.02.2009 N 40-пр утвержден перечень образовательных учреждений, на базе которых будет организовано профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения. ГОУ НП и ДО УКК Министерства ЖКХ Хабаровского края в данный перечень не вошло.
Приложением N 4 а к Программе утвержден расчет затрат на осуществление опережающего, профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения, согласно которму составлен расчет затрат по учреждениям профессионального образования, учебных центров, организаций, на базе которых будет проходить опережающее обучение, включая обучение на рабочих местах, в которых ГОУ НП и ДО УКК Министерства ЖКХ Хабаровского края входит.
Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что поскольку программа разработана на 2009 год, Центром занятости населения не допущены нарушения, кроме того, оплата произведена не учебному учреждению, а предприятиям, проводившим обучение своих работников.
Выплаты 21420,82 руб. ОАО "Племптицефармзавод Хабаровский", отнесенные на заработную плату работников, находящихся под угрозой увольнения, участвующих в общественных работах свыше трех месяцев - в обжалуемое представление не вошли.
Оценивая правомерность компенсации транспортных расходов Хохлову В.В., суд правомерно пришел к выводу о том, что Территориальным управлением необоснованно не приняты транспортные расходы по доставке безработного Хохлова В.В.
Согласно ответа, поступившего на запрос Арбитражного суда Хабаровского края, теплоход "И. Фархутдинов" принадлежит ЗАО МК "Сахалин-Курилы" г. Холмск, оформление проездных билетов не производилось, оплата осуществлялась по безналичному расчету на основании счет-фактуры после чего произведена отправка. Задержка в отправке произошла до 24.11.2009 из -за поломки теплохода.
Таким образом, Центром занятости населения правомерно, на основании акта выполненных работ и счет-фактуры, оплачены транспортные расходы. Других документов, подтверждающих приобретение билетов нет; данное обстоятельство не является нарушением Федерального закона РФ "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
Рассмотрев представление отчета о расходах средств, источником финансового обеспечения которых являлась субсидия, суд сделал правильный вывод о том, что требование подлежит удовлетворению, ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Правительства РФ от 31.12.2008 N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" в Федеральную службу по труду и занятости отчет о расходах консолидированного бюджета Российской Федерации, источником финансового обеспечения которого является субсидия, представляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.6 Приказа Минздравсоцразвития РФ N 17пр, субъект Российской Федерации представляет отчет о расходах бюджета, источником финансового обеспечения которого является субсидия.
Постановление Правительства Хабаровского края от 01.04.2009 N 109-пр, предусматривающее предоставление отчета в Управление государственной службы занятости населения Правительством Хабаровского края отменено, в связи с чем такая обязанность у КГУ Центр занятости населения Хабаровского района отсутствует.
Поскольку доводы, приведенные Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Хабаровскому краю в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм права, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1-4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
решение от 15.10.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2010 по делу N А73-8331/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ответа, поступившего на запрос Арбитражного суда Хабаровского края, теплоход "И. Фархутдинов" принадлежит ЗАО МК "Сахалин-Курилы" г. Холмск, оформление проездных билетов не производилось, оплата осуществлялась по безналичному расчету на основании счет-фактуры после чего произведена отправка. Задержка в отправке произошла до 24.11.2009 из -за поломки теплохода.
Таким образом, Центром занятости населения правомерно, на основании акта выполненных работ и счет-фактуры, оплачены транспортные расходы. Других документов, подтверждающих приобретение билетов нет; данное обстоятельство не является нарушением Федерального закона РФ "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
...
В соответствии с пунктом 16 Постановления Правительства РФ от 31.12.2008 N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" в Федеральную службу по труду и занятости отчет о расходах консолидированного бюджета Российской Федерации, источником финансового обеспечения которого является субсидия, представляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
...
Постановление Правительства Хабаровского края от 01.04.2009 N 109-пр, предусматривающее предоставление отчета в Управление государственной службы занятости населения Правительством Хабаровского края отменено, в связи с чем такая обязанность у КГУ Центр занятости населения Хабаровского района отсутствует."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 марта 2011 г. N Ф03-299/2011 по делу N А73-8331/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-299/2011