Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Отделения по Фрунзенскому району г.Владивостока УФК по Приморскому краю - Домнич И.Г. - представитель, дов.N 2031-01-115/846 от 09.04.2010 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отделения по Фрунзенскому району г.Владивостока УФК по Приморскому краю на решение от 26.10.2010постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2010 по делу N А51-13842/2010 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Отдела судебных приставов по Фрунзенскому району Владивостокского городского округа к Отделению по Фрунзенскому району г.Владивостока УФК по Приморскому краю о признании незаконным отказа.
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2011 г.
Отдел судебных приставов по Фрунзенскому району Владивостокского городского округа (далее - ОСП по Фрунзенскому району Владивостокского городского округа) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Отделению по Фрунзенскому району г. Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - Отделение УФК по Приморскому краю) о признании незаконным отказа отделения в принятии к исполнению постановления судебного пристава-исполнителя от 30.06.2010 о взыскании исполнительского сбора, вынесенного в рамках исполнительного производства N 5/5/35563/44/2010.
Решением суда от 26.10.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2010, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, постановлением апелляционного суда, Отделение УФК по Приморскому краю обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального права, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании представитель Отделения УФК по Приморскому краю доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме.
ОСП по Фрунзенскому району Владивостокского городского округ надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимало.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав мнение представителя отделения казначейства, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, 27.02.2010 Отделом судебных приставов по Фрунзенскому району возбуждено исполнительное производство N 5/5/35563/44/2010 на основании исполнительного листа N 000421018 от 12.10.2010, выданного Арбитражным судом Приморского края, об обязании Владивостокской таможни возвратить ООО "Байс ДВ" судебные расходы в сумме 63617,86 руб.
Постановлением от 27.02.2010 о возбуждении исполнительного производства N 5/5/35563/44/2010 Владивостокской таможне установлен пятидневный срок с даты получения постановления для добровольного исполнения постановления ОСП; пунктом 1 данного постановления установлено, что таможня должна возместить ООО "БАЙС-ДВ" 63617,86 руб.; пунктом 4 постановления таможня была предупреждена, о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения с нее будет взыскан исполнительский сбор в сумме 7% от подлежащей взысканию суммы, но не менее 5000 руб.
В связи с неисполнением таможней исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель вынес постановление от 30.06.2010 о взыскании с Владивостокской таможни исполнительского сбора в размере 5000 рублей.
В ходе исполнения требований исполнительного документа установлено, что у должника - бюджетного учреждения (таможни) отсутствуют иные, помимо открытых в органах Федерального казначейства, счета, в связи с чем в соответствии со ст. 14, п. 8 ч. 1 ст. 31, ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", гл. 24.1 БК РФ постановление о взыскании исполнительского сбора направлено приставами для исполнения в Отделение по Фрунзенскому району г. Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.
13.08.2010 в ОСП по Фрунзенскому району Владивостокского городского округа поступил письменный отказ казначейства N 2031-01-107/1797 от 09.08.2010 в исполнении указанного постановления, в связи с тем, что органы Федерального казначейства исполняют судебные акты по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений в соответствии с главой 24.1 БК РФ только на основании исполнительных документов: исполнительного листа или судебного приказа. Кроме того, в соответствии с п. 2. ст. 242.1 БК РФ к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Не согласившись с действиями УФК по Приморскому краю, выразившихся в отказе в совершении действий, направленных на исполнение постановления о взыскании исполнительского сбора от 30.06.2010 по исполнительному производству N 5/5/35563/44/2010 и посчитав, что данные действия не соответствуют закону, ОСП по Фрунзенскому району Владивостокского городского округа обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Статьей 12 Федерального закона N 229-ФЗ к числу исполнительных документов наряду с исполнительными листами судов и судебными приказами отнесены, в том числе судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также постановления судебного пристава-исполнителя.
Согласно положениям Федерального закона N 229-ФЗ исполнение требований исполнительных документов производится во внесудебном порядке путем применения судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения, перечисленных в статье 68 данного Федерального закона, в частности, путем обращения им взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названным Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется для исполнения в орган Федерального казначейства.
Исключение из этого правила предусматривает пункт 13 статьи 242.3 БК РФ, который устанавливает, что в случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ.
Положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 БК РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений указанных штрафов, наложенных судебными приставами, и исполнительского сбора, которые согласно Федеральному закону от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" подлежат взысканию во внесудебном порядке на основании соответствующих исполнительных документов, каковыми являются постановления судебного пристава-исполнителя.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное постановление обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 БК РФ осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых ему в учреждении Банка России или в иной кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 БК РФ.
Арбитражный суд обеих инстанций исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришел к выводу, что поскольку должник, являясь федеральным бюджетным учреждением, не имеет счетов в Банке России или иной кредитной организации, то постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, подлежит исполнению казначейством в порядке, установленным статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При изложенных выше обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
решение от 26.10.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2010 по делу N А51-13842/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное постановление обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 БК РФ осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых ему в учреждении Банка России или в иной кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 БК РФ.
Арбитражный суд обеих инстанций исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришел к выводу, что поскольку должник, являясь федеральным бюджетным учреждением, не имеет счетов в Банке России или иной кредитной организации, то постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, подлежит исполнению казначейством в порядке, установленным статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 марта 2011 г. N Ф03-581/2011 по делу N А51-13842/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
03.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8049/11
30.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8049/11
20.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8049/11
17.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-581/2011