Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Владивостокский морской торговый порт" на решение от 04.10.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2010 по делу N А51-5302/2010 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к открытому акционерному обществу "Владивостокский морской торговый порт" о взыскании 113289 руб. 44 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2011 г.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", дорога) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Владивостокский морской торговый порт" (далее - ОАО "ВМТП", порт) о взыскании платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, в размере 70516 руб. 80 коп., платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, в размере 42772 руб. 64 коп.
Решением арбитражного суда от 04.10.2010 иск удовлетворен частично, с порта в пользу дороги взыскано 91 253 руб., в остальной части иска отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2010 решение арбитражного суда изменено, с ОАО "РЖД" в пользу ОАО "ВМТП" взыскано 113289 руб. 44 коп.
ОАО "ВМТП" в кассационной жалобе просит решение арбитражного суда от 04.10.2010 и постановление апелляционного суда от 01.12.2010 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований полностью.
В обоснование кассационной жалобы порт со ссылкой на пункт 3.1 указанных Правил указывает на то, что дорогой не представлены доказательства, подтверждающие факт отсутствия технической возможности накопления вагонов на станции назначения Владивосток ДВЖД. Указывает на то, что акты общей формы, составленные на станции назначения Владивосток ДВЖД, подтверждающие занятость фронтов выгрузки ОАО "ВМТП" в спорный период, на подпись порту не предъявлялись и в его адрес по почте не направлялись. Кроме того, представитель порта, указанный в этих актах, в период задержки спорных вагонов на промежуточной станции находился в отпуске. Полагает, что основания для составления актов общей формы на промежуточной станции Красная речка ДВЖД отсутствовали. В этой связи считает ошибочным вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что актами общей формы подтверждается задержка спорных вагонов на промежуточной станции Красная речка. Указывает на то, что уведомление от 08.08.2009 N 153 о задержке поезда N 2406 на станции Красная Речка не содержит причину, по которой произошло бросание поезда, а также подписи соответствующего должностного лица.
При этом ОАО "Владивостокский морской торговый порт" заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Поскольку решение арбитражного суда от 04.10.2010 изменено постановлением апелляционного суда от 01.12.2010, суд кассационной инстанции проверяет законность этого постановления.
Как установлено судами в соответствии с материалами дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "ВМТП" (пользователь) заключен договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для ОАО "ВМТП" по станции Владивосток, согласно которому осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры и примыкающего стрелочными переводами N 381, 389, 393 к путям сортировочного парка, стрелочным переводом N 50/52 к продолжению 30-го пути пассажирского парка по станции Владивосток, локомотивом перевозчика (п. 1 договора).
В силу пунктов 4, 5 договора движение поездов по железнодорожному пути необщего пользования производится с соблюдением правил технической эксплуатации, инструкций по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте и инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования
ОАО "ВМТП". Подача вагонов на железнодорожный путь пользователя производится по интервалу 2 часа в соответствии с разнарядкой натурного листа; перед подачей вагонов на путь пользователя маневровый диспетчер станции по телефону 46-30 согласовывает со сменным диспетчером порта возможность заезда маневрового локомотива на погрузо-выгрузочные пути для производства маневров.
В период с 07.08.2009 по 14.08.2009 на промежуточной станции Красная Речка ДВЖД в ожидании приема станцией назначения Владивосток простаивали вагоны с грузом по причине неприема груза грузополучателем из-за занятости фронтов выгрузки, отправленные в адрес ОАО "ВМТП" по железнодорожным накладным NN ЭЯ710081, ЭЯ803212, ЭА007596, ЭЯ803554, ЭЯ802505, ЭЯ920369, ЭЯ780303, ЭЯ994012, ЭА149980, 93767088, ЭА160373, ЭЯ920614, ЭЯ780144, ЭЯ809368, которые прибыли на станцию назначения Владивосток 16.08.2009, 17.08.2009.
В обоснование факта задержки вагонов на станции Красная Речка ДВЖД представлены следующие документы: акты общей формы от 07.08.2009 NN 269, 246, 274, 244, 245, 271, 241, 243, 273, 272, 242, 270, составленные на промежуточной станции Красная Речка; акты общей формы от 18.08.2009 NN 600151, 600152, 600155, 600160, 600202, 600153, 600154, 600165, 600157, 600158, 600159, 600203, составленные на станции назначения Владивосток; приказы на бросание поезда от 07.08.2009 N 259 и на поднятие поезда от 14.08.2009 N 260; уведомление от 08.08.2009
N 153 об извещении грузополучателя о следовании груза в его адрес.
На основании вышеперечисленных документов ОАО "РЖД" начислило ООО "ВМТП" плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, в размере 70516 руб. 80 коп., плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, в размере 42772 руб. 64 коп., выставив для оплаты счет от 22.10.2009 N 803, неоплата которого послужила основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях установлен пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пунктом 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. Согласно названным Правилам документом, удостоверяющим факт задержки вагонов на промежуточной станции, является акт общей формы.
Как указано выше, в обоснование факта задержки вагонов на промежуточной станции Красная Речка ДВЖД представлены акты общей формы, составленные перевозчиком на соответствующей станции. В этих актах причиной их составления указано на неприем груза грузополучателем, на приказы перевозчика о "бросании" поезда, его "поднятии".
В соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Апелляционный суд, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в деле доказательства (акты общей формы, приказы, уведомление об извещении грузополучателя о следовании груза в его адрес, перечень памяток) в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь указанными выше нормами права, установив причину простоя спорных вагонов на промежуточной станции - неприем ответчиком вагонов из-за нарушения грузополучателем технологических сроков оборота вагонов, бросание всего поезда, пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ОАО "ВМТП" платы за пользование вагонами в размере 113289 руб. 44 коп.
В этой связи отклоняются доводы жалобы о недостоверности доказательств и недопустимости их по данному делу в связи с нарушением порядка оформления.
Выводы суда сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, не подлежат в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2010 по делу N А51-5302/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях установлен пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пунктом 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. Согласно названным Правилам документом, удостоверяющим факт задержки вагонов на промежуточной станции, является акт общей формы.
...
В соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 марта 2011 г. N Ф03-804/2011 по делу N А51-5302/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
21.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-804/2011