Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройинструмент" на решение от 15.09.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2010 по делу N А59-2927/2010 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску общества с ограниченной ответственностью "Стройинструмент" к Министерству имущественных и земельных отношений Сахалинской области о признании незаконным решения.
Резолютивная часть постановления от 15 марта 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2011 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Стройинструмент" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Сахалинской области о признании незаконным решения, изложенного в письме от 22.04.2010 N 04-680/10, об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в городе Южно-Сахалинске, на восточной стороне пр.Мира, западнее территории ООО "Стройинструмент" по пр.Мира, 5-б, испрашиваемого в качестве дополнительного к участку, находящемуся в собственности общества, для строительства магазина.
Решением от 15.09.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2010 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Стройинструмент" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как несоответствующие нормам права. Заявитель полагает, что Министерство не обратилось в установленном порядке в орган местного самоуправления о проведении работ по предварительному согласованию места размещения объекта. Ссылается на отсутствие надлежащих доказательств по такому согласованию в объеме, необходимом и достаточном для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта (п.п 2, 5, 6 ст. 31 ЗК РФ, п. 3.1 Порядка организации работы по распоряжению земельными участками, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, государственная собственность на которые не разграничена в ГО "Город Южно-Сахалинск", утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 14.05.2008 N 125-ПА). Ссылаясь на письмо ДАГУН от 01.03.2010 N 1542-014/012, указывает на возможность размещения объекта строительства в зоне, в границах которой находится испрашиваемый земельный участок. Не согласен с доводами о том, что площадь земельного участка недостаточна для строительства объекта, поскольку общество, обращаясь с соответствующим заявлением, предполагало использование смежного земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности; с доводами об отсутствии данных по реконструкции объекта, находящегося на указанном земельном участке. Полагает, что суд в нарушение норм процессуального права рассмотрел требование заявителя не в том объеме.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области просит оставить ее без удовлетворения.
В судебное заседание кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились, при этом о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. От Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Проверив законность обжалуемых судебных актов и обоснованность доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 27.01.2010 ООО "Стройинструмент" обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области с заявлением о предоставлении дополнительного земельного участка площадью 240 кв.м, расположенного в г.Южно-Сахалинске по восточной стороне пр.Мира, западнее территории общества по пр.Мира, 5Б, для строительства магазина на испрашиваемом и смежных земельных участках, находящихся в собственности общества.
Письмом от 22.04.2010 N 04-680/10 Министерство со ссылкой на письмо ДАГУН г.Южно-Сахалинска от 01.03.2010 N 1542-014/012 уведомило общество о невозможности осуществить строительство магазина на испрашиваемом земельном участке согласно СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
ООО "Стройинструмент", расценив данное письмо, как отказ в проведении работ по предварительному согласованию места размещения объекта, и, полагая такой отказ несоответствующим требованиям ст. 31 ЗК РФ, п. 3.1 Порядка организации работы по распоряжению земельными участками, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Южно-Сахалинск", утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 14.05.2008 N 125-па (далее - Порядок), нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При разрешении спора установлены следующие обстоятельства.
Так, за ООО "Стройинструмент" зарегистрировано право собственности: на земельные участки площадью 795 кв.м, кадастровый номер 65:01:03 12 003:0086, площадью 335 кв.м, кадастровый номер 65:01:03 12 003:0087, расположенные в г.Южно-Сахалинске пр. Мира, 5 б; разрешенное использование - под здание магазина с прилегающей территорией; на нежилое здание - магазин, общей площадью 140,9 кв.м, расположенное по указанному адресу. Данное подтверждено соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права.
Испрашиваемый земельный участок площадью 240 кв.м по отношению к земельном участкам площадью 795 кв.м, 335 кв.м является смежным. Государственная собственность на испрашиваемый земельный участок не разграничена.
В соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ", Законом Сахалинской области от 20.02.2008 N 6-30 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Южно-Сахалинск", п. 3.36 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Сахалинской области, утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 16.12.2009 N 522-па, последнее выступает уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством в МО ГО "Город Южно-Сахалинск".
Согласно тексту заявления от 27.01.2010 общество просило дополнительный земельный участок площадью 240 кв.м для строительства на нем и смежном земельном участке магазина. К заявлению приложена схема границ земельного участка. Схема данных об объекте строительства не содержит; на схеме отображены границы земельных участков, находящихся в собственности общества, существующий объект недвижимости - магазин; границы испрашиваемого земельного участка.
Установлено, что испрашиваемый земельный участок площадью 240 кв.м в соответствии с Правилами землепользования и застройки в г.Южно-Сахалинске расположен в коммерческо-производственной зоне, в которой размещение объектов торговли разрешено.
Согласно схемам земельного участка, л.д. 81, 106, испрашиваемый земельный участок примыкает к земельному участку, занятому объектом недвижимости - здание магазина (пр.Мира, 5Б), собственник - ООО "Стройинструмент", к земельному участку, занятому объектом недвижимости - многоэтажный жилой дом (пр.Мира, 5/1).
Процедура выбора земельного участка для строительства, в том числе с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения, урегулирована ст.ст. 30, 31 ЗК РФ. Начинается эта процедура с заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, в котором должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения.
Суды, приняв во внимание, что заявление общества не содержит данных: каким образом будут использоваться земельные участки, находящиеся в его собственности (полностью либо частично), за счет реконструкции существующего здания либо строительства нового, установив, что испрашиваемый земельный участок недостаточен для нового строительства; что размещение объекта строительства не будет соответствовать требованиям СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", обоснованно сделали вывод о невозможности осуществления строительства объекта на испрашиваемом земельном участке.
Данный вывод соответствует установленным по делу обстоятельствам, вышеприведенным нормам права.
При изложенном основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со ст. 333.40 НК РФ, ст. 104 АПК РФ излишне уплаченная госпошлина по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Стройинструмент" в сумме 1000 руб. подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 104, 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
решение от 15.09.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2010 по делу N А59-2927/2010 Арбитражного суда Сахалинской области края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Стройинструмент" излишне уплаченную государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ", Законом Сахалинской области от 20.02.2008 N 6-30 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Южно-Сахалинск", п. 3.36 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Сахалинской области, утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 16.12.2009 N 522-па, последнее выступает уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством в МО ГО "Город Южно-Сахалинск".
...
Процедура выбора земельного участка для строительства, в том числе с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения, урегулирована ст.ст. 30, 31 ЗК РФ. Начинается эта процедура с заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, в котором должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения.
Суды, приняв во внимание, что заявление общества не содержит данных: каким образом будут использоваться земельные участки, находящиеся в его собственности (полностью либо частично), за счет реконструкции существующего здания либо строительства нового, установив, что испрашиваемый земельный участок недостаточен для нового строительства; что размещение объекта строительства не будет соответствовать требованиям СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", обоснованно сделали вывод о невозможности осуществления строительства объекта на испрашиваемом земельном участке."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 марта 2011 г. N Ф03-166/2011 по делу N А59-2927/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-166/2011