Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от открытого акционерного общества "Амурфармация" - Моисеенко Т.М., представитель по доверенности от 19.07.2010 б/н, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области - Долженкова О.В., представитель по доверенности от 11.01.2011 N 4, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области на решение от 16.09.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010 по делу N А04-2822/2010 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению открытого акционерного общества "Амурфармация" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области о признании недействительными решения и предписания.
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2011 г.
Открытое акционерное общество "Амурфармация" (далее - ОАО "Амурфармация", общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - УФАС по Амурской области, антимонопольный орган) о нарушении антимонопольного законодательства и выданного на его основании предписания.
Решением суда от 16.09.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010, требования общества удовлетворены: оспариваемые решение и предписание признаны недействительными, поскольку антимонопольным органом не доказан факт установления обществом монопольно высокой цены на лекарственные средства.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
ОАО "Амурфармация" просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, как законные и обоснованные.
Дело рассмотрено судом кассационной инстанции в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в порядке статьи 153 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив обоснованность доводов жалобы, отзыва на жалобу, выслушав присутствовавших в судебном заседании представителей антимонопольного органа и общества, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением в антимонопольный орган жительницы г. Тында Тындинского района Амурской области Пискорской В.С. с заявлением об установлении ОАО "Амурфармация" высоких цен в аптеке N 34, находящейся в г. Тында, антимонопольным органом возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Амурфармация".
Общество занимает доминирующее положение на товарном рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, в том числе на локальном рынке г. Тында и Тындинского района, что подтверждается приказом УФАС по Амурской области от 13.04.2009 N 117. Доля общества на локальном рынке лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров г. Тында и Тындинского района составляет более 50%.
При рассмотрении дела антимонопольным органом установлено, что при формировании розничных цен на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (далее - ЖНВЛС), общество применяло одновременно оптовую и розничную надбавки к отпускной цене производителя, в соответствии с пунктом 21 постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2001 N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства" (далее - постановление Правительства РФ N 782). Данной нормой установлено, что организации оптовой торговли лекарственными средствами, которые имеют структурные подразделения розничной торговли, могут формировать розничные цены на лекарственные средства с применением одновременно оптовой и розничной надбавок к фактической отпускной цене производителя, не превышающих предельную оптовую и предельную розничную надбавки, установленные в субъекте Российской Федерации, при условии ведения раздельного учета оптовой и розничной торговли. Однако, антимонопольный орган полагает, что применение одновременно оптовой и розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя при формировании розничной цены на лекарственные средства возможно только при условии недостаточности одной из надбавок для покрытия расходов и получения необходимой прибыли. По утверждению УФАС по Амурской области, установленная постановлением Правительства Амурской области от 17.04.2009 N 161 "Об утверждении предельных оптовых и предельных розничных надбавок на ЖНВЛС" предельная розничная надбавка в размере 35% к фактической отпускной цене производителя, обеспечивает аптечным учреждениям, расположенным в районах, приравненных к районам Крайнего Севера Амурской области, покрытие расходов, связанных с реализацией лекарственных средств и получение прибыли.
При этом антимонопольный орган указывает на то, что в соответствии с пунктом 15 постановления Правительства РФ N 782 предельная розничная надбавка на ЖНВЛС устанавливается органами исполнительной власти с учетом компенсации затрат и получения необходимой прибыли, поэтому у общества не имелось оснований для применения одновременно двух надбавок.
Кроме того, общество увеличило торговую надбавку на лекарственные средства, не включенные в перечень ЖНВЛС, до 70%. Размер розничной надбавки в 2008 - 1 квартал 2009 составлял 50%, которая, считает антимонопольный орган, обеспечивала обществу покрытие расходов, связанных с деятельностью общества, и получение необходимой прибыли.
Данные обстоятельства послужили основанием для принятия антимонопольным органом решения от 25.05.2010, которым общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) путем установления монопольно высоких цен на лекарственные средства, реализуемые аптечными учреждениями общества, расположенными на территории г. Тында и Тындинского района, в связи с применением при формировании розничных цен на лекарственные средства, включенные в перечень ЖНВЛС, одновременно двух торговых надбавок в размере 65% к цене производителя, и применении при формировании розничных цен на лекарственные средства, не включенных в перечень ЖНВЛС, и не являющихся наркотическими и психотропными, торговой надбавки в размере 70%. На основании решения обществу выдано предписание от 25.05.2010 N 50 о формировании цен на лекарственные средства с применением экономически обоснованного размера торговой надбавки, обеспечивающего покрытие сумм необходимых для производства и реализации товара расходов и прибыли.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
В силу статьи 6 Федерального закона N 135-ФЗ монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
Установленная обществом цена на лекарственные средства, включенные в перечень ЖНВЛС, признана антимонопольным органом монопольно высокой по критерию превышения суммы необходимых для производства и реализации лекарственных средств расходов и прибыли. Сопоставимый рынок лекарственных средств отсутствует.
Признавая вывод УФАС по Амурской области в данной части недействительным, суды обоснованно исходили из недоказанности факта злоупотребления обществом доминирующим положением, поскольку расчет, подтверждающий достаточность одной розничной надбавки в размере 35% при формировании цены для покрытия экономически обоснованных расходов и соответствующей им разумной прибыли, не представлен.
Признавая неправомерным вывод антимонопольного органа об установлении обществом монопольно высокой цены на лекарственные средства, не включенные в перечень ЖНВЛС, и не являющиеся наркотическими и психотропными, суды первой и апелляционной инстанций указали на непредставление антимонопольным органом доказательств, подтверждающих, что на момент установления розничной надбавки в размере 70% существовали условия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 135-ФЗ. Вывод судов соответствует материалам дела и антимонопольным органом не опровергнут.
Довод УФАС по Амурской области о нарушении судом норм процессуального права: не привлечение к участию в деле Пискорской В.С. по заявлению которой возбуждено антимонопольное дело о нарушении антимонопольного законодательства, не является основанием для отмены судебных актов.
Исходя из пункта 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", привлечение к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, лиц, заявления которых послужили основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом соответствующего дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также иных заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы оказались затронутыми в связи с рассмотрением антимонопольного дела, производится по их ходатайству. С таким ходатайством Пискорская В.С. в арбитражный суд не обращалась.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
решение от 16.09.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010 по делу N А04-2822/2010 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 6 Федерального закона N 135-ФЗ монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
...
Признавая неправомерным вывод антимонопольного органа об установлении обществом монопольно высокой цены на лекарственные средства, не включенные в перечень ЖНВЛС, и не являющиеся наркотическими и психотропными, суды первой и апелляционной инстанций указали на непредставление антимонопольным органом доказательств, подтверждающих, что на момент установления розничной надбавки в размере 70% существовали условия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 135-ФЗ. Вывод судов соответствует материалам дела и антимонопольным органом не опровергнут.
...
Исходя из пункта 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", привлечение к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, лиц, заявления которых послужили основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом соответствующего дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также иных заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы оказались затронутыми в связи с рассмотрением антимонопольного дела, производится по их ходатайству. С таким ходатайством Пискорская В.С. в арбитражный суд не обращалась."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 марта 2011 г. N Ф03-776/2011 по делу N А04-2822/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании