Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: ОАО "Российские железные дороги": Ковтун Е.И. - начальник Владивостокского отдела правового обеспечения, доверенность от 19.11.2010 N 687, от ответчика: ЗАО "Востокбункер": Беляев С.В. - юрисконсульт, доверенность от 22.11.2010 N 32, Филиппенко Е.В. - юрист, доверенность от 24.08.2010 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Востокбункер" на решение от 17.11.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2011 по делу N А51-12832/2010 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к закрытому акционерному обществу "Востокбункер" о взыскании 806881,05 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2011 г.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Дальневосточной железной дороги филиала ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к закрытому акционерному обществу "Востокбункер" (далее - ЗАО "Востокбункер") о взыскании 806 881 руб. 05 коп., составляющих плату за пользование вагонами, в период с 26.01.2010 г. по 07.02.2010 г.
Решением суда от 17.11.2010г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2011 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ЗАО "Востокбункер" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как несоответствующие нормам права. Заявитель ссылается на неправильное применение к спорным правоотношениям Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" 08.09.2004 N 3263р, п. 12 Тарифного руководства N 2, поскольку указанными нормами установлен размер платы за пользование вагонами, контейнерами федерального железнодорожного транспорта, в данном случае вагоны не принадлежат перевозчику. Не согласен с расчетами истца по плате за пользование вагонами, с применением коэффициента, который договором не предусмотрен. Полагает незаконным факт бросания вагонов по вине общества, поскольку отсутствуют надлежащие доказательства по задержке вагонов на промежуточной станции, указывает на недостатки в оформлении соответствующих документов: приказов от 26.01.2010 N 1079, от 07.02.2010 N 1080; на отсутствие актов общей формы, подтверждающих задержку вагонов на станции назначения. Считает, что факт составления актов общей формы на промежуточной станции не является доказательством наличия всех существенных условий для применения ст. 39 УЖТ РФ. Указывает, что истцом не представлены выписки из книги приказов и уведомлений, книги исходящих распоряжений на задержку поезда. Полагает, что нарушение технологических сроков оборота вагонов не является самостоятельным основанием для начисления и взимания платы.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ЗАО "Востокбункер" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ОАО "РЖД", возражая относительно доводов жалобы, просил оставить ее без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов и обоснованность доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, между ОАО Российские железные дороги" (перевозчик) и ЗАО "Востокбункер" (контрагент) заключен договор N 645 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Востокбункер" по станции Блюхер, согласно которому осуществляется эксплуатация принадлежащего контрагенту железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелочными переводами N 381, 389, 393 к путям сортировочного парка, стрелочным переводом N 33 к пути необщего пользования ОАО "Славянский РСЗ" локомотивом контрагента.
В соответствии с пунктом 20 договора контрагент уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику за задержку вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема их станцией назначения, по причинам, зависящим от контрагента, а также за время ожидания подачи или приема вагонов на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от контрагента, в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2, в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
В период с 14.01.2010г. по 22.01.2010г. в адрес грузополучателя - ЗАО "Востокбункер" на станцию назначения Блюхер по дорожным ведомостям: ЭЕ185423, ЭЕ401574, ЭЕ376745, ЭЕ376411, ЭЕ401731, ЭЕ376360, ЭЕ376264, ЭЕ401837, ЭЕ401918, ЭЕ420113 отправлены вагоны с грузом - топливо дизельное, мазут топочный. В ведомостях указано, что срок доставки груза истекает 28.01.2010, 02.02.2010.
Вагоны прибыли на станцию назначения Блюхер 05.02.2010, 08.02.2010.
В период с 26.01.2010 по 07.02.2010 в ожидании приема станцией Блюхер указанные вагоны были "брошены" на промежуточной станции Виневитино по причине их неприема грузополучателем из-за занятости фронта выгрузки, о чем оставлен акт общей формы от 26.01.2010 N 3/600008.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ и Тарифным руководством N 2, утвержденным 19.06.2002 постановлением ФЭК России N 35/12, ОАО "РЖД" начислена плата за пользование вагонами, задержанными на промежуточной станции, в размере 806 881,05 руб., ответчику выставлен счет от 26.05.2010 N 359, неоплата которого послужила основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражные суды исходил из следующего.
В силу статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В частности, факт задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях урегулирован п.п. 6.5, 6.6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26.
В обоснование факта задержки указанных вагонов на промежуточной станции - ст. Виневитино представлены акты общей формы от 26.01.2010 N 3/600008, от 08.02.2010 N 1/600531, приказы от 26.01.2010 N 1079, от 07.02.2010 N 1080 на "бросание" и "поднятие" поезда, уведомления грузополучателя о задержке вагонов, накопительная ведомость, натурный лист.
Установлено, что простой вагонов произошел по вине грузополучателя; представленные документы оформлены в соответствии с требованиями, установленными вышеназванными правилами. При этом суды приняли во внимание данные о нарушении ответчиком технологических сроков оборота вагонов (памятки приемосдатчика).
При установленном судебные инстанции, исследовав и оценив представленные в деле документы (акты общей формы, приказы, уведомления, натурный лист) в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, признав их надлежащими доказательствами, подтверждающими факт простоя вагонов на промежуточной станции в указанный период по вине ответчика по причине неприема вагонов грузополучателем из-за занятости фронтов выгрузки, и руководствуясь статьями 39, 119 УЖТ РФ, Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45; пунктом 4.7 Правил от 18.06.2003 N 26, пунктом 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"; условиями договора N 645, обоснованно сделали вывод о наличии правовых оснований для взыскания платы за пользование вагонами в заявленной сумме.
Доказательств наличия предусмотренных статьей 39 УЖТ РФ обстоятельств, освобождающих от внесения платы за пользование вагонами, ответчиком не представлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что к спорным правоотношениям не подлежит применению п. 12 Тарифного руководства N 2, поскольку данной нормой установлен размер платы за пользование вагонами, контейнерами федерального железнодорожного транспорта (в данном случае вагоны не принадлежат перевозчику), о несогласии с применением при расчете платы коэффициента, не предусмотренного договором, судом кассационной инстанции отклоняются как противоречащие п.п. 18, 20, 22 договора N 645, согласно которым стороны согласовали условия внесения платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, и порядок определения размера платежа после издания правомочными органами нормативных актов, изменяющих коэффициенты на различные виды плат, сборов, штрафов, и порядок исчисления ставок плат за пользование вагонами.
Иные доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования судов, получили надлежащую оценку и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу ст. 286 АПК РФ недопустимо в суде кассационной инстанции.
При изложенном основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 17.11.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2011 по делу N А51-12832/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При установленном судебные инстанции, исследовав и оценив представленные в деле документы (акты общей формы, приказы, уведомления, натурный лист) в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, признав их надлежащими доказательствами, подтверждающими факт простоя вагонов на промежуточной станции в указанный период по вине ответчика по причине неприема вагонов грузополучателем из-за занятости фронтов выгрузки, и руководствуясь статьями 39, 119 УЖТ РФ, Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45; пунктом 4.7 Правил от 18.06.2003 N 26, пунктом 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"; условиями договора N 645, обоснованно сделали вывод о наличии правовых оснований для взыскания платы за пользование вагонами в заявленной сумме.
Доказательств наличия предусмотренных статьей 39 УЖТ РФ обстоятельств, освобождающих от внесения платы за пользование вагонами, ответчиком не представлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что к спорным правоотношениям не подлежит применению п. 12 Тарифного руководства N 2, поскольку данной нормой установлен размер платы за пользование вагонами, контейнерами федерального железнодорожного транспорта (в данном случае вагоны не принадлежат перевозчику), о несогласии с применением при расчете платы коэффициента, не предусмотренного договором, судом кассационной инстанции отклоняются как противоречащие п.п. 18, 20, 22 договора N 645, согласно которым стороны согласовали условия внесения платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, и порядок определения размера платежа после издания правомочными органами нормативных актов, изменяющих коэффициенты на различные виды плат, сборов, штрафов, и порядок исчисления ставок плат за пользование вагонами."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 марта 2011 г. N Ф03-861/2011 по делу N А51-12832/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании