Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу отделения по Советско-Гаванскому району управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 26.10.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011 по делу N А73-11334/2010 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N5 по Хабаровскому краю к отделению по Советско-Гаванскому району управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю третье лицо: войсковая часть 20322 о признании незаконными действий.
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2011 г.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю (далее - инспекция, взыскатель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконными действий отделения по Советско-Гаванскому району управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - казначейство, отделение УФК), выразившихся в возврате без исполнения исполнительного листа серии АС N000457919 от 18.09.2009, и об обязании принять к исполнению указанный исполнительный документ, выданный арбитражным судом для взыскания с войсковой части 20322 в доход федерального бюджета расходов по уплате государственной пошлины в размере 500 руб.
Определением суда от 30.09.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена войсковая часть 20322 (далее - в/ч 20322, должник).
Решением суда от 26.10.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011, заявленные требования удовлетворены: оспариваемые действия казначейства признаны незаконными, суд также обязал отделение УФК принять исполнительный лист к исполнению.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе казначейства, поддержанной его представителем в судебном заседании, которые просили их отменить в связи с неправильным применением судами норм материального права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных инспекцией требований. Заявитель жалобы полагает, что отделение УФК действовало точно в соответствии с порядком, установленным в данной сфере бюджетным законодательством Российской Федерации, согласно которому последнее не вправе принять исполнительный документ, предъявленный к организации-должнику, не имеющей открытых в органах Федерального казначейства лицевых счетов.
Кроме того, по мнению заявителя жалобы, в данной ситуации произведен не возврат исполнительного листа, а отказ в принятии документов к рассмотрению (с указанием мотивом отказа и рекомендовано обратиться в арбитражный суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения судебного акта), поскольку исполнение требований по предъявленному к войсковой части 20322 исполнительному листу не представляется возможным в силу того, что имеют место быть обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист.
Инспекция в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, указывая на их несостоятельность, просила принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные; явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, как и в/ч 20322, хотя они надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения жалобы.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителя казначейства, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, инспекцией (взыскатель) 03.02.2010 для исполнения в казначейство направлен исполнительный лист серии АС N000457919, выданный Арбитражным судом Хабаровского края 18.09.2009 по делу N А73-1375/2008-10 о взыскании с в/ч 20322 (должник) в доход федерального бюджета расходов по уплате госпошлины в сумме 500 руб.
Письмом от 10.02.2010 N 04-36/165 казначейство возвратило исполнительный лист без исполнения со ссылкой на отсутствие у должника лицевого счета получателя бюджетных средств в органах Федерального казначейства, сообщив при этом, что открытый ранее счет закрыт 03.02.2009 в связи с ликвидацией организации-должника по исполнительному листу. Взыскателю также предложено обратиться в арбитражный суд для взыскания в судебном порядке денежных средств с Министерства обороны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности и в случае удовлетворения требования предъявить исполнительный документ в специализированное отделение УФК по г.Москве.
21.07.2010 инспекция повторно направила поименованный выше исполнительный лист в казначейство, представив выписку и ЕГРЮЛ по состоянию на 18.06.2010, согласно которой в/ч 20322 является действующим юридическим лицом.
Письмом от 10.08.2010 N04-03/796 казначейство вновь возвратило исполнительный лист без исполнения, поскольку должник не имеет открытых лицевых счетов в органах Федерального казначейства, а также указав на обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, а именно: в соответствии с приказом командира в/ч 20322 с 01.01.2009 зачислена на финансовое обеспечение и довольствие в/ч 26856, которая с 01.01.2010 реорганизована в федеральное бюджетное учреждение - в/ч 26856. Взыскателю рекомендовано обратиться в арбитражный суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения судебного акта, по результатам рассмотрения которого предъявить исполнительный документ в соответствующий орган Федерального казначейства.
Считая возврат исполнительного листа без исполнения незаконным, инспекция обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд, который, удовлетворяя заявленные требования, исходил, в том числе из положений пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), содержащих исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю исполнительного документа, в котором такое основание, как отсутствие лицевого счета должника, не содержится. Выводы суда первой инстанции, поддержанные апелляционным судом, являются правильными.
Оценив представленные сторонами доказательства с учетом статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), руководствуясь статьями 16, 318 АПК РФ, статьями 241, 242.1, 242.3 БК РФ, а также принимая во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.10.2008 N6758/08, суды обеих инстанций пришли к выводу, что спорный исполнительный документ необоснованно возвращен взыскателю, поскольку отсутствие у должника лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства не является в силу действующего законодательства основанием для возвращения исполнительного листа без исполнения.
Орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, исполнительный лист направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание.
Поскольку в данном случае казначейство такие действия не произвело, а возвратило исполнительный лист взыскателю по основаниям, не предусмотренным БК РФ, суды правомерно признали его действия незаконными.
Иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, в связи с чем жалоба казначейства удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
решение от 26.10.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011 по делу NА73-11334/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Считая возврат исполнительного листа без исполнения незаконным, инспекция обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд, который, удовлетворяя заявленные требования, исходил, в том числе из положений пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), содержащих исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю исполнительного документа, в котором такое основание, как отсутствие лицевого счета должника, не содержится. Выводы суда первой инстанции, поддержанные апелляционным судом, являются правильными.
Оценив представленные сторонами доказательства с учетом статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), руководствуясь статьями 16, 318 АПК РФ, статьями 241, 242.1, 242.3 БК РФ, а также принимая во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.10.2008 N6758/08, суды обеих инстанций пришли к выводу, что спорный исполнительный документ необоснованно возвращен взыскателю, поскольку отсутствие у должника лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства не является в силу действующего законодательства основанием для возвращения исполнительного листа без исполнения."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 марта 2011 г. N Ф03-989/2011 по делу N А73-11334/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5536/11
20.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5536/11
24.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-989/2011
18.01.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5854/2010