г. Хабаровск
03 июля 2009 г. |
N Ф03-2949/2009 |
Резолютивная часть постановления от 30 июня 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: В.А. Гребенщиковой Судей: Н.А. Комиссаровой, О.В. Цирулик
при участии
от лиц, участвующих в деле, представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Спасского муниципального района в лице Администрации Спасского
муниципального района
на решение от 21.11.2008, постановление Пятого арбитражного
апелляционного суда от 27.04.2009
по делу N А51-83 08/2008 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья С.Н. Горбачева,
в апелляционной инстанции - судьи И.С. Чижиков, Н.А. Скрипка,
Н.И. Фадеева
По иску Муниципального учреждения здравоохранения "Станция скорой
медицинской помощи"
к Спасскому муниципальному району в лице Администрации Спасского
муниципального района
Третье лицо: Финансовое управление Администрации Спасского
муниципального района
о взыскании 1 928 387, 80 руб.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Спасского муниципального района о взыскании 1 928 387, 80 руб. неосновательного обогащения за оказанные в период с 01.01.2006 по 31.12.2006 услуги скорой медицинской помощи населению муниципального района.
В качестве правового основания иска учреждение сослалось на пункт 2 статьи 167, статьи 1102, 1103 ГК РФ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Финансовое управление Администрации Спасского муниципального района.
Определением от 25.09.2008 арбитражный суд по ходатайству истца произвел замену ответчика - Администрацию Спасского муниципального района на Спасский муниципальный район в лице Администрации Спасского муниципального района.
До рассмотрения спора по существу истец в порядке статьи 49 АПК РФ изменил основание иска и размер предъявленной к взысканию суммы. Просил взыскать с ответчика 1 892 021, 52 руб. убытков, составляющих расходы учреждения по оказанию услуг скорой медицинской помощи населению муниципального района на основании статей 15, 16, 393, 1064, 1069 ГК РФ.
Решением от 21.11.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009, исковое требование МУЗ "Станция скорой медицинской помощи" (с учетом уточнения) удовлетворено в полном объеме. Со Спасского муниципального района в лице Администрации Спасского муниципального района за счет казны Спасского муниципального района в пользу истца взыскано 1 892 021, 52 руб.
Не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением апелляционного суда, Спасский муниципальный район в лице Администрации Спасского муниципального района в своей кассационной жалобе просит их отменить, как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального и процессуального права, и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции в ином составе суда.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы об отсутствии вины муниципального образования в причинении убытков истцу, необоснованном удовлетворении арбитражным судом ходатайства истца, повлекшим по мнению ответчика одновременное изменение основания и предмета иска.
МУЗ "Станция скорой медицинской помощи" в отзыве на кассационную жалобу выразило согласие с принятыми по делу судебными актами, полагая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания дела, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых решения от 21.11.2008 и постановления апелляционного суда от 27.04.2009, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец с учетом Программы государственных гарантий по оказанию гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Приморского края бесплатной медицинской помощи на 2006 год, в период с 01.01.2006 по 31.12.2006 оказывал услуги скорой медицинской помощи населению Спасского муниципального района.
Невозмещение государственными органами исполнительной власти расходов истца в сумме 1 892 021, 52 руб. послужило основанием для подачи настоящего иска в арбитражный суд.
При рассмотрении спора арбитражные суды первой и второй инстанций исследовали обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы материального права.
Так, согласно части 1 пункта 12 статьи 15 и части 1 пункта 14 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района и городского округа относятся: организация оказания на территории муниципального района и городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно - авиационной), первичной медико - санитарной помощи в амбулаторно - поликлинических, санитарно - поликлинических и больничных учреждениях.
В силу абзаца 4 статьи 39 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (в ред. от 30.12.2008) финансовое обеспечение мероприятий по оказанию скорой медицинской помощи (за исключением санитарно - авиационной) гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории в соответствии с настоящими Основами, является расходным обязательством муниципального образования.
Из содержания указанных выше правовых норм следует, что финансовое обеспечение мероприятий в рассматриваемой сфере является расходным обязательством муниципальных образований, которое реализуется посредством принятия соответствующих распорядительных актов и закладывается в бюджет соответствующего муниципального образования.
Арбитражные суды установили, что бюджетом Спасского муниципального района на 2006 год на услуги скорой медицинской помощи запланировано 1 708 000 руб., перечисленных учреждению в счет покрытия расходов последнего. Вместе с тем данных денежных средств оказалось недостаточно для полного возмещения затрат МУЗ "Станция скорой медицинской помощи".
Факт предоставления истцом услуг по оказанию скорой медицинской помощи на территории Спасского муниципального района подтвержден имеющимися в материалах дела поквартальными отчетами об оказанных услугах за спорный период, ежемесячными таблицами оказанных услуг с расшифровкой фамилий, адресов пациентов, которым оказаны услуги скорой медицинской помощи.
Таким образом, поскольку ответчиком не исполнены в полном объеме обязательства в части обеспечения денежными средствами мероприятий по оказанию скорой медицинской помощи населению муниципального района, судебные инстанции правомерно возложили ответственность за понесенные учреждением убытки на муниципально - правовое образование и удовлетворили иск за счет казны Спасского муниципального района согласно статьям 16, 1064, 1069 ГК РФ.
Доводы кассатора относительно отсутствия доказательств вины муниципального образования, выразившихся в недофинансировании мероприятий по оказанию услуг скорой медицинской помощи, а также в необоснованном удовлетворении ходатайства истца судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку являлись предметом рассмотрения в апелляционном суде, им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.11.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 по делу N А51-8308/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: |
В.А. Гребенщикова |
Судьи: |
Н.А. Комиссарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу абзаца 4 статьи 39 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (в ред. от 30.12.2008) финансовое обеспечение мероприятий по оказанию скорой медицинской помощи (за исключением санитарно - авиационной) гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории в соответствии с настоящими Основами, является расходным обязательством муниципального образования.
...
Факт предоставления истцом услуг по оказанию скорой медицинской помощи на территории Спасского муниципального района подтвержден имеющимися в материалах дела поквартальными отчетами об оказанных услугах за спорный период, ежемесячными таблицами оказанных услуг с расшифровкой фамилий, адресов пациентов, которым оказаны услуги скорой медицинской помощи.
Таким образом, поскольку ответчиком не исполнены в полном объеме обязательства в части обеспечения денежными средствами мероприятий по оказанию скорой медицинской помощи населению муниципального района, судебные инстанции правомерно возложили ответственность за понесенные учреждением убытки на муниципально - правовое образование и удовлетворили иск за счет казны Спасского муниципального района согласно статьям 16, 1064, 1069 ГК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 июля 2009 г. N Ф03-2949/2009 по делу N А51-8308/2008