г. Хабаровск
06 июля 2009 г. |
N Ф03-2964/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Суминой Г.А. Судей: Голикова В.М., Лесненко СЮ.
при участии
от заявителя: МИФНС России N1 по Приморскому краю - представитель
не явился;
от Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам
Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому
краю -Молодых И.И., представитель по доверенности N10 от 13.01.2009;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по
Приморскому краю
на решение от 11.12.2008, постановление Пятого арбитражного
апелляционного суда от 14.04.2009
по делу N А51-10752/2008
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Куделинская Л.А., в
суде апелляционной инстанции судьи: Еремеева О.Ю., Бац З.Д.,
Симонова Г. А.
По заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы
N1 по Приморскому краю
к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам
Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю
об оспаривании постановления от 21.08.2008 N2060
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Приморскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю (далее - УФССП) от 21.08.2008 N2060 "Об отказе в возбуждении исполнительного производства".
Решением суда от 11.12.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что обязательным условием для возбуждения исполнительного производства по постановлению налогового органа является приложение инкассовых поручений обязательно с отметками банков об их полном или частичном неисполнении в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств. С данной мотивировкой суд апелляционной инстанции не согласился, но, тем не менее, оставил решение суда без изменения, так как установил, что у должника имеется открытый расчетный счет в ЗАО "Международный промышленный банк", и так как информация об отсутствии на данном расчетном счете денежных средств с приложением соответствующих документов не была представлена налоговым органом приставу-исполнителю при обращении с постановлением от 13.08.2008 N946, судебный пристав-исполнитель правомерно отказал в возбуждении исполнительного производства.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе налогового органа, который просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы указывает на то, что при вынесении постановления суд апелляционной инстанции вышел за пределы рассматриваемых требований и самостоятельно по собственной инициативе рассмотрел вопрос об отсутствии информации в отношении расчетного счета, находящегося в ЗАО "Международный промышленный банк".
Ходатайством от 19.06.2009 N12/07760 инспекция просит рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
Представитель УФССП в судебном заседании с доводами кассационной жалобы не согласен, считает судебные акты законными и обоснованными и просит оставить их без изменения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение представителя УФССП, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, 13.08.2008 сопроводительным письмом N 03/922 инспекция направила в УФССП постановление от 13.08.2008 N 946 "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя", вынесенное в отношении федерального государственного унитарного предприятия "30 судоремонтный завод" о взыскания налогов в сумме 599 659 руб., пеней в сумме 5 708 142,51 руб., всего 6 307 801,51 руб.
21.08.2008 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Приморскому краю И.И.Молодых вынесено постановление N 2060 "Об отказе в возбуждении исполнительного производства" со ссылкой на пункт 5 части 1 статьи 12, часть 6 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в связи с несоответствием постановления инспекции от 13.08.2008 N 946 требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, а именно: к постановлению не приложены документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований инспекции в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований. Кроме того, не возможно исчислить шестимесячный срок для предъявления к исполнению платежных документов, выставленных налоговым органом в банки, обслуживающие счета должника.
Не согласившись с постановлением судебного пристава-исполнителя от 21.08.2008 N 2060, налоговый орган обратился с заявлением в арбитражный суд.
Арбитражным судом обеих инстанций установлено, что в соответствии со статьями 45, 46, 69, 70 Налогового кодекса РФ инспекция
направила должнику (ФГУП "30 судоремонтный завод") требования об уплате налогов, сборов и пени. Поскольку налогоплательщик в установленный срок не погасил задолженность по обязательным платежам, инспекция приняла решения о бесспорном взыскании задолженности за счёт денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и выставила к расчетным счетам должника инкассовые поручения.
В связи с отсутствием денежных средств на счетах в банках, что подтверждено извещениями банков о постановке в картотеку инкассовых поручений, налоговый орган 13.08.2008 вынес решение N 996 "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя" на общую сумму 6 307 801,51 руб. и 13.08.2008 принял постановление N 946 "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя" на общую сумму 6 307 801,51 руб., которое 13.08.2008 сопроводительным письмом N 03/922 направил в Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам УФССП по Приморскому краю.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее -Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, со/держащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Как установлено арбитражным судом, в адрес судебного пристава-исполнителя направлено постановление налогового органа от 13.08.2008 N 946 с приложением сведений о счетах, открытых налогоплательщику должнику (ФГУП "30 судоремонтный завод") в банках, и извещений банков о постановке инкассовых поручений в картотеку с соответствующими отметками банков.
Кроме того, по тексту сопроводительного письма от 13.08.2008 N 03/922 инспекция указала перечень неисполненных налогоплательщиком требований об уплате налогов и пеней и выставленных за их неисполнение инкассовых поручений.
В силу части 6 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с Приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.
Между тем, устанавливая предельный срок для предъявления постановления налогового органа в службу судебных приставов, данная норма права не конкретизирует, что документами, которые должны быть приложены к постановлению инспекции, являются только инкассовые поручения, и не содержит обязательства по отзыву неисполненных инкассовых поручений из банка.
Частью 6 статьи 46 Налогового кодекса РФ установлено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком поручения налогового органа на перечисление налога такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на валютные счета, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.
Таким образом, инкассовое поручение налогового органа при отсутствии на счетах налогоплательщика (налогового агента) денежных средств возврату не подлежит, а вносится банком в картотеку неисполненных платежных документов к счёту согласно пункту 12.7 Положения о безналичных расчётах в РФ, утвержденного ЦБ РФ 03.10.2002 N 2-П, (зарегистрировано в Минюсте РФ 23.12.2002 N 4068), и банк продолжает дальнейшее его исполнение по мере поступления денежных средств. Аналогичная норма содержится в части 9 статьи 70 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Кроме того, в действующем законодательстве отсутствует норма, обязывающая инспекцию в случае принятия решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика и направления соответствующего постановления в службу судебных приставов отозвать из банка выставленные ранее инкассовые поручения.
В свою очередь, нахождение инкассовых поручений в картотеке неисполненных платежных документов, предъявленных к расчетному счету, свидетельствует о том, что данные инкассовые поручения не исполнены, о чём банк надлежащим образом уведомил налоговый орган, направив ему вышеуказанные извещения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что постановление налогового органа, к которому были приложены документы, подтверждающие невозможность бесспорного взыскания задолженности за счет денежных сре/дств на счетах организации-должника, отвечало признакам исполнительного документа, предусмотренным в пункте 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ.
Вывод арбитражного суда апелляционной инстанции о том, что указание судебного пристава-исполнителя в оспариваемом постановлении от 21.08.2008 N2060 "Об отказе в возбуждении исполнительного производства" на то, что в данном случае невозможно установить срок предъявления исполнительного документа к исполнению, не соответствует положениям пункта 5 части 1 статьи 12 и части 6 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ, является правильным в силу следующего.
Арбитражным судом установлено и подтверждается материалами дела, что в приложенных налоговым органом извещениях банков к постановлению от 13.08.2008 N946 указана причина помещения инкассовых поручений в Картотеку-2 (отсутствие денежных средств на счете) и даты такого помещения. В свою очередь, нахождение
инкассовых поручений в картотеке неисполненных платежных документов, предъявленных к расчетному счету, свидетельствует о том, что данные инкассовые поручения не исполнены, следовательно, отсутствуют какие-либо препятствия к проверке судебным приставом-исполнителем срока предъявления исполнительного документа к исполнению.
При этом судом апелляционной инстанции правомерно указано на то, что невозможность исчисления срока предъявления исполнительного документа к исполнению не указана в статье 31 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ в качестве основания для отказа в возбуждении исполнительного производства.
Вместе с тем, исходя из содержания положений статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд обязан рассмотреть иск в пределах заявленных требований и не вправе самостоятельно изменить его предмет или основание.
Как следует из материалов дела, вопрос об отсутствии информации в отношении расчетного счета должника, находящегося в ЗАО "Международный промышленный банк", не был предметом спора по настоящему делу, не заявлялся судебным приставом-исполнителем как основание для отказа в возбуждении исполнительного производства.
Кроме того, в материалах дела имеется сообщение данного банка об отсутствии на расчетном счете общества денежных средств.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, оставивший без изменения решение суда первой инстанции, вышел за пределы предоставленных ему процессуальных прав и самостоятельно сформировал предмет рассматриваемого спора, что привело к неправильному разрешению спора и является основанием к отмене принятого судебного акта.
Так как все обстоятельства установлены судом обеих инстанций, но неверно применены нормы права, судебные акты подлежат отмене с принятием своего решения по делу.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.12.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2009 по делу NА51-10752/2008 Арбитражного суда Приморского края отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
Постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю Молодых И.И. "Об отказе в возбуждении исполнительного производства" от 21.08.2008 N2060 признать недействительным как несоответствующее Федеральному закону от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.А. Сумина |
Судьи: |
В.М. Голиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 6 статьи 46 Налогового кодекса РФ установлено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком поручения налогового органа на перечисление налога такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на валютные счета, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.
Таким образом, инкассовое поручение налогового органа при отсутствии на счетах налогоплательщика (налогового агента) денежных средств возврату не подлежит, а вносится банком в картотеку неисполненных платежных документов к счёту согласно пункту 12.7 Положения о безналичных расчётах в РФ, утвержденного ЦБ РФ 03.10.2002 N 2-П, (зарегистрировано в Минюсте РФ 23.12.2002 N 4068), и банк продолжает дальнейшее его исполнение по мере поступления денежных средств. Аналогичная норма содержится в части 9 статьи 70 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Кроме того, в действующем законодательстве отсутствует норма, обязывающая инспекцию в случае принятия решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика и направления соответствующего постановления в службу судебных приставов отозвать из банка выставленные ранее инкассовые поручения.
В свою очередь, нахождение инкассовых поручений в картотеке неисполненных платежных документов, предъявленных к расчетному счету, свидетельствует о том, что данные инкассовые поручения не исполнены, о чём банк надлежащим образом уведомил налоговый орган, направив ему вышеуказанные извещения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что постановление налогового органа, к которому были приложены документы, подтверждающие невозможность бесспорного взыскания задолженности за счет денежных сре/дств на счетах организации-должника, отвечало признакам исполнительного документа, предусмотренным в пункте 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ.
...
инкассовых поручений в картотеке неисполненных платежных документов, предъявленных к расчетному счету, свидетельствует о том, что данные инкассовые поручения не исполнены, следовательно, отсутствуют какие-либо препятствия к проверке судебным приставом-исполнителем срока предъявления исполнительного документа к исполнению.
При этом судом апелляционной инстанции правомерно указано на то, что невозможность исчисления срока предъявления исполнительного документа к исполнению не указана в статье 31 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ в качестве основания для отказа в возбуждении исполнительного производства."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 июля 2009 г. N Ф03-2964/2009 по делу N А51-10752/2008