г. Хабаровск
06 июля 2009 г. |
N003-3001/2009 |
Резолютивная часть постановления от 01 июля 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Суминой Г.А. Судей: Голикова В.М., Лесненко СЮ. при участии
от заявителя: ИП Дудении В.Г. - представитель не явился;
от Межрайонной ИФНС России N1 по Сахалинской области -представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по
Сахалинской области
на решение от 26.03.2009
по делу N А59-571/2009
Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Киселев С.А.
По заявлению индивидуального предпринимателя Дуденина Владислава
Георгиевича
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по
Сахалинской области
о признании незаконным и отмене постановления N33 от 04.02.2009
Индивидуальный предприниматель Дуденин Владислав Георгиевич (свидетельство о госрегистрации от 10.09.2004 серии 65 N000179593, далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Сахалинской области (далее - инспекция, административный орган) N33 от 04.02.2009 о назначении административного наказания.
Решением суда от 26.03.2009 заявленные требования удовлетворены: оспариваемое постановление инспекции признано незаконным и отменено со ссылкой на то, что административным органом не доказано событие вменяемого предпринимателю правонарушения.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного акта проверяется по кассационной жалобе инспекции, которая просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований, поскольку считает, что факт покупки товара непосредственно работником инспекции не дает оснований говорить о превышении должностными лицами налоговых органов своих полномочий. Заявитель жалобы со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), предусматривающий, что дело об административном правонарушении возбуждается должностным лицом при непосредственном обнаружении им достаточных данных, указывающих на наличие правонарушения, полагает, что такие данные, указывающие на нарушение законодательства по применению контрольно-кассовой техники, были обнаружены при покупке товара в личное пользование, и послужили основанием для возбуждения должностным лицом инспекции административного производства, в связи с чем, по его мнению, у инспекции имелись основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности по статье 14.5 КоАП.
Предприниматель отзыв на жалобу не представил, участие своего представителя в судебное заседание не обеспечил, так же как и инспекция, хотя они надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, 22.01.2009 на основании поручения заместителя начальника инспекции N6501/6 от 19.01.2009 должностными лицами инспекции проведена проверка выполнения Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карг" (далее - Закон от 22.05.2003 N54-ФЗ) предпринимателем Дудениным В.Г. на арендуемом им торговом месте N22, находящимся в м/р "Центральный", расположенном по адресу: г.Южно-Сахалинск, пр.Мира, 106,А, в ходе которой установлено, что при расчете за продажу одной пачки зубочисток стоимостью 25 руб. деньги у покупателя в сумме 30 руб. были приняты продавцом, товар и соответствующая сдача выданы, при этом контрольно-кассовая техника не была применена, чек не пробит и не выдан, что зафиксировано в акте проверки от 22.01.2009 N005149.
По факту осуществления денежных расчетов при продаже товаров без применения контрольно-кассовой техники в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении N33 от 23.01.2009, рассмотрев который руководитель инспекции вынес постановление N33 от 04.02.2009 о привлечении Дуденина В.Г. к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 3 000 руб.
Предприниматель, не согласившись с названным постановлением, оспорил его в арбитражный суд, который, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что инспекцией не представлено достоверных доказательств, подтверждающих событие правонарушения, поскольку в нарушение пункта 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 12.08.1995 N144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее -Закон от 12.08.1995 N144-ФЗ) контрольная закупка, которая относится к оперативно-розыскным мероприятиям, произведена должностным лицом инспекции, не наделенным правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона от 22.05.2003 N54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин предусмотрена статьей 14.5 КоАПРФ.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона от 22.05.2003 N54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники. Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Судом установлено, что сотрудником инспекции лично осуществлена проверочная закупка в торговой точке, принадлежащей предпринимателю. Между тем проверочная закупка в силу Закона от 12.08.1995 N144-ФЗ допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что проведение должностным лицом инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением предпринимателем контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями Закона, подтверждающее событие правонарушения, является правильным.
Данная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.09.2008 N3125/08.
В связи с изложенным оснований для отмены обжалуемого судебного решения не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Сахалинской области от 26.03.2009 по делу NА59-571/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: |
Сумина Г.А. |
Судьи: |
Голиков В.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона от 22.05.2003 N54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
...
Судом установлено, что сотрудником инспекции лично осуществлена проверочная закупка в торговой точке, принадлежащей предпринимателю. Между тем проверочная закупка в силу Закона от 12.08.1995 N144-ФЗ допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что проведение должностным лицом инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением предпринимателем контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями Закона, подтверждающее событие правонарушения, является правильным.
Данная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.09.2008 N3125/08."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 июля 2009 г. N Ф03-3001/2009 по делу N А59-571/2009