г. Хабаровск
11 мая 2011 г. |
N Ф03-736/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: И.А.Тарасова
Судей: С.Н.Новиковой, О.П.Дружиной
при участии
от истца: Юн А.В. - начальник отдела судебно-арбитражной работы
от ответчика: Лысаков В.В. - юрисконсульт по судебной и аналитической работе, доверенность от 21.12.2010 N 46
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 08.10.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010
по делу N А73-5952/2010
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья А.В.Бутковский, в апелляционном суде судьи Т.Д.Козлова, Т.С.Гетманова, Е.Н.Головнина
По иску
к закрытому акционерному обществу "Дальтрансуголь"
о взыскании 1 803 547,05 руб.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к закрытому акционерному обществу "Дальтрансуголь" (далее - ЗАО "Дальтрансуголь") о взыскании 1 803 547,05 руб. платы за пользование вагонами.
Решением суда от 08.10.2010 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить состоявшиеся судебные акты, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы заявитель указывает на неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, несоответствие выводов, изложенных в постановлении суда, фактическим обстоятельствам дела. Со ссылкой на ст. 39 УЖТ РФ, Тарифное руководство N 2, Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, п. 16 договора от 16.01.2009 N 651 указывает на то, что у перевозчика имелись основания для задержки спорных вагонов на промежуточных станциях и для начисления платы за пользование вагонами. Указывает, что судом не дана оценка первичным документам; представленные памятки приемосдатчика свидетельствуют о нарушении ответчиком технологического срока оборота вагонов, установленного договором N 651. Не согласен со ссылкой суда на Технологию от 24.03.2008, поскольку последняя не является нормативно-правовым актом.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ЗАО "Дальтрансуголь", возражая относительно доводов кассационной жалобы, просил оставить ее без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных ст. 288 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Дальтрансуголь" (владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, подп. Б п. 16 которого установлено, что владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами перевозчика, а также за время нахождения вагонов независимо от их принадлежности на промежуточных станциях в поездах, временно отставленных от движения по причинам, зависящим от владельца, по ставкам Тарифного руководства N 2 "Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта".
В период с 21.05.2009 по 13.06.2009 на промежуточных станциях: Иса, Облучье, Джармен, Пивань, Бира, Хальгасо, Февральск, Волочаевка-1 задержаны вагоны с грузом, отправленные по железнодорожным накладным на ст. Ванино в адрес грузополучателя - ООО "Дальтрансуголь".
Факт задержки вагонов на промежуточных станциях: Иса, Облучье, Джармен, Пивань, Бира, Хальгасо, Февральск, Волочаевка-1 подтвержден актами общей формы от 21.05.2009 NN2/600158-2/600190, от 02.06.2009 NN2/1168, 2/1189, 2/1160, 2/1161, 2/1162, 2/1163, 2/1164, 2/1165, 2/1166, 2/1167, 2/1172, 2/1171, 2/1169, 2/1180, 2/1179, 2/1178, 2/1177, 2/1176, 2/1175, 2/1174, 2/1173, 2/1184, 2/1183, 2/1182, 2/1181, от 06.06.2009 NN600149-600154, от 21.05.2009 NN600126, 600127, 600128, 600132, 600133, от 30.05.2009 NN601/182-601/185, от 30.05.2009 NN600484-600499, от 21.05.2009 N79/1-92/1, от 10.06.2009 N600597.
О факте задержки вагонов перевозчик известил грузополучателя, направив уведомления от 25.05.2009 N 340, от 25.05.2009 N 342, от 01.06.2009 N 378, от 01.06.2009 N 376, от 03.06.2009 N 404, от 06.06.2009 N 410, от 10.06.2009 N 435, которые получены последним 29.05.2009, 08.06.2009, 15.06.2009.
На основании вышеперечисленных документов ОАО "РЖД" начислило ООО "Дальтрансуголь" плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, в размере 1 803 547,05 руб., выставив для оплаты счет от 27.11.2009 N 899, неоплата которого послужила основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
В соответствии со ст. 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях установлен п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, п. 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. Согласно названным Правилам документом, удостоверяющим факт задержки вагонов на промежуточной станции, является акт общей формы.
Как указано выше, в обоснование факта задержки вагонов на промежуточных станциях представлены акты общей формы, составленные перевозчиком на соответствующих станциях. В актах причиной их составления указано на неприем груза грузополучателем, на приказы перевозчика о "бросании" поезда, его "поднятии".
В соответствии с п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Суды, оценив согласно ст. 71 АПК РФ представленные в деле документы (акты общей формы, приказы, уведомления об извещении грузополучателя), обоснованно не приняли их в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих факт задержки вагонов на промежуточных станциях, поскольку отсутствуют данные о своевременном уведомлении грузополучателя о возможной задержке, о технической возможности накопления вагонов на станции назначения, невозможности их принятия и подачи на подъездные пути грузополучателя. Кроме того, суд принял во внимание отсутствие доказательств нарушения ответчиком технологических сроков оборота вагонов.
В связи с чем суды сделали правильный вывод об отсутствии правовых оснований для взыскания с грузополучателя платы за пользование вагонами в сумме 1 803 547,05 руб.
Выводы судов сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, не подлежат в силу положений статьи 286 АПК РФ.
При изложенном основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 08.10.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 по делу N А73-5952/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тарасов |
Судьи: |
С.Н. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях установлен п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, п. 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. Согласно названным Правилам документом, удостоверяющим факт задержки вагонов на промежуточной станции, является акт общей формы.
...
В соответствии с п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 мая 2011 г. N Ф03-736/2011 по делу N А73-5952/2010
Текст постановления официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
11.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-736/11