Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Бушминой А.Е, Калугина Д.М.
при секретаре Защитниковой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению зарегистрированного кандидата на должность Главы Удмуртской Республики Сырова Александра Юрьевича, выдвинутого избирательным объединением "УДМУРТСКОЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 5 августа 2022 года N 216.2-6 "О регистрации Бречалова Александра Владимировича кандидатом на должность Главы Удмуртской Республики", отмене регистрации Бречалова Александра Владимировича кандидатом на должность Главы Удмуртской Республики по апелляционной жалобе и дополнениям к ней Сырова Александра Юрьевича на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 17 августа 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Сорокина М.С, объяснения представителей Сырова А.Ю. -Коваля А.П, представителей Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики - Ульенко А.М, Матвеева А.С, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 7 июня 2022 года N 1264-VI "О назначении выборов Главы Удмуртской Республики" на 11 сентября 2022 года назначены выборы Главы Удмуртской Республики.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 5 августа 2022 года N 216.2-6 "О регистрации Бречалова Александра Владимировича кандидатом на должность Главы Удмуртской Республики" (далее - Постановление N 216.2-6, ЦИК УР) Бречалов А.В, выдвинутый избирательным объединением "Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", зарегистрирован кандидатом на должность Главы Удмуртской Республики.
Сыров А.Ю, являясь зарегистрированным кандидатом на должность Главы Удмуртской Республики (постановление ЦИК УР от 4 августа 2022 года N 215.1-6), обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением об отмене Постановления N 216.2-6, об отмене регистрации Бречалова А.В. кандидатом на должность Главы Удмуртской Республики.
В обоснование заявленных требований указывает на то, что в нарушение требований части 9 статьи 26 Закона Удмуртской Республики от 28 июня 2012 года N 35-РЗ "О выборах Главы Удмуртской Республики" (далее - Закон УР N 35-РЗ), в силу которых в листе поддержки кандидата указываются фамилия, имя, отчество и дата рождения депутата представительного органа муниципального образования, ставящего подпись, наименование представительного органа муниципального образования, депутатом которого является лицо, ставящее подпись, наименование указанного муниципального образования, во всех 57 листах поддержки кандидата Бречалова А.В. отсутствует такой элемент как наименование представительного органа муниципального образования, депутатом которого является лицо, ставящее подпись. Поскольку кандидат Бречалов А.В. дополнительно не подтвердил достоверность подписей в листах поддержки в порядке, предусмотренном законом, или не заменил листы поддержки в порядке части 10 статьи 28 Закона УР N 35-РЗ, административный истец полагает, что все подписи во всех 57 листах поддержки должны быть признаны недостоверными. Административный истец считает, что Постановление N 216.2-6 нарушает его права как кандидата на участие в законно проводимых выборах, а также предусмотренный пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) принцип равенства кандидатов.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 17 августа 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Сыров А.Ю, приводя доводы, изложенное в административном иске, ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятого при неправильном определении и при недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела, просит принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В дополнениях к апелляционной жалобе административный истец также поясняет, что ЦИК УР знала о допущенном кандидатом Бречаловым А.В. нарушении, но сознательно проигнорировала нормы закона и поданные по этому поводу жалобы.
Относительно апелляционной жалобы ЦИК УР, Бречаловым А.В. и прокурором, участвующим в деле, представлены возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Сырова А.Ю. - Коваль А.П. (с использованием систем видео-конференц-связи) просил апелляционную жалобу и дополнения к ней удовлетворить, решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ЦИК УР - Ульенко А.М, Матвеев А.С, (с использованием систем видео-конференц-связи) просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Куренкова Е.А, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 3 статьи 3, части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы и, в связи с этим, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы Федеральным законом N 67-ФЗ, Законом УР N 35-РЗ.
В соответствии с пунктом 17 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ). Указанные подписи могут собираться со дня выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Депутат представительного органа муниципального образования и (или) избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования ставят свои подписи на листе поддержки кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (далее - лист поддержки кандидата). В листе поддержки кандидата указываются фамилия, имя и отчество кандидата, дата его рождения, основное место работы или службы, занимаемая им должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий); наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата; сведения о выдвижении кандидата (выдвинут политической партией или ее региональным отделением (с указанием наименования политической партии или ее регионального отделения) или в порядке самовыдвижения); если у кандидата имелась или имеется судимость, - сведения о судимости кандидата. В листе поддержки кандидата также указываются фамилия, имя, отчество и дата рождения депутата представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, ставящих подпись; наименование представительного органа муниципального образования, депутатом которого является лицо, ставящее подпись, или наименование должности главы муниципального образования, которым является лицо, ставящее подпись; наименование муниципального образования. Депутат представительного органа муниципального образования или глава муниципального образования собственноручно ставит свою подпись, а также указывает дату и время ее проставления. Подлинность подписи на листе поддержки кандидата должна быть нотариально засвидетельствована (пункт 18 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ).
Как установлено положениями частей 6, 7 статьи 20 Федерального закона N 414-ФЗ, выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований. Депутаты представительного органа муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, а также депутаты представительного органа городского округа с внутригородским делением, формируемого путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов этого городского округа, учитываются только один раз. В числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов, муниципальных и городских округов субъекта Российской Федерации.
Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов, муниципальных и городских округов на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов, муниципальных и городских округов субъекта Российской Федерации. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов, муниципальных и городских округов субъекта Российской Федерации.
В силу положений статьи 26 Закона УР N 35-РЗ:
в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы Удмуртской Республики должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований, находящихся на территории Удмуртской Республики. Число таких подписей должно составлять 7 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Главы Удмуртской Республики (часть 1);
в числе лиц, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, должны быть депутаты представительных органов муниципальных округов и городских округов. Число подписей таких депутатов должно составлять 7 процентов от общего числа депутатов представительных органов муниципальных округов и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных округов и городских округов на день принятия решения о назначении выборов Главы Удмуртской Республики (часть 2);
кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных округов, городских округов не менее чем в трех четвертях муниципальных округов и городских округов, находящихся на территории Удмуртской Республики (часть 4);
числа лиц и муниципальных образований, которые (в абсолютном выражении) необходимы для поддержки выдвижения кандидата в соответствии с частями 1 - 4 настоящей статьи, определяются и обнародуются Центральной избирательной комиссией Удмуртской Республики в течение трех дней со дня назначения выборов Главы Удмуртской Республики. Если полученные числа лиц и муниципальных образований, которые (в абсолютном выражении) необходимы для поддержки выдвижения кандидата в соответствии с частями 1 - 4 настоящей статьи, имеют дробные части, то такие числа подлежат округлению в сторону ближайшего большего целого числа (часть 5).
При этом листы поддержки кандидата изготавливаются по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону, в них, среди прочего, указывается статус лица: депутат представительного органа муниципального образования, наименование представительного органа муниципального образования, депутатом которого является лицо, ставящее подпись, наименование указанного муниципального образования (часть 8 статьи 26 Закона УР N 35-РЗ и приложение 1 к нему).
В соответствии с частями 3, 5 статьи 28 Закона УР N 35-РЗ для проверки соблюдения порядка выдвижения кандидата, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, Центральная избирательная комиссия Удмуртской Республики создает своим решением рабочие группы из числа членов Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики, нижестоящих избирательных комиссий и работников их аппаратов. Проверке подлежат все подписи, представленные кандидатом для регистрации, и соответствующие им сведения, содержащиеся в листах поддержки кандидата, за исключением подписей, содержащихся в листах поддержки кандидата, но исключенных (вычеркнутых) кандидатом, если это специально оговорено им в листе поддержки кандидата до представления указанных листов в Центральную избирательную комиссию Удмуртской Республики.
Постановлением ЦИК УР от 10 июня 2022 года N 197.6-6 "Об определении числа лиц, которое необходимо для поддержки выдвижения кандидата на должность Главы Удмуртской Республики, и числа муниципальных образований, в которых должен быть поддержан кандидат на должность Главы Удмуртской Республики" определено, что:
в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы Удмуртской Республики должны быть собраны подписи 55 депутатов представительных органов муниципальных образований, находящихся на территории Удмуртской Республики;
в числе лиц, поставивших подписи в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы Удмуртской Республики, должны быть 55 депутатов муниципальных округов и городских округов Удмуртской Республики;
максимальное число подписей депутатов представительных органов муниципальных и городских округов, представляемых в ЦИК УР для регистрации кандидата на должность Главы Удмуртской Республики, составляет 57;
кандидат на должность Главы Удмуртской Республики должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных и городских округов не менее чем в 23 муниципальных и городских округах, находящихся на территории Удмуртской Республики.
Согласно пункту 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата, в том числе, являются:
отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в");
наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1");
недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (подпункт "д.1").
Аналогичные положения содержатся в пунктах 3, 4, 6 части 2 статьи 29 Закона УР N 35-РЗ.
Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом (пункт 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ).
Проанализировав приведенные положения федерального и регионального законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обстоятельств, являющихся в силу требований подпунктов "в", "в.1", "д.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, пунктов 3, 4, 6 части 2 статьи 29 Закона УР N 35-РЗ основанием для отмены Постановления N 216.2-6, а также - в силу требований подпункта "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для отмены регистрации кандидата на должность Главы Удмуртской Республики Бречалова А.В, не имеется, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на законе.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Бречаловым А.В. в ЦИК УР для регистрации в качестве кандидата на должность Главы Удмуртской Республики были, среди прочих документов, представлены листы поддержки с подписями 57 депутатов представительных органов муниципальных и городских округов.
29 июля 2022 года рабочей группой по приему и проверке документов, представляемых кандидатами и избирательными объединениями в ЦИК УР при проведении выборов Главы Удмуртской Республики и выборов депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики седьмого созыва, созданной постановлением ЦИК УР от 26 мая 2022 года N 195.4-6, проведена проверка подписей, проставленных в листах поддержки кандидата на должность Главы Удмуртской Республики Бречалова А.В, установлено количество незачтенных подписей - 0, количество достоверных подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, - 57.
5 августа 2022 года состоялось заседание ЦИК УР, на котором по результатам проверки соблюдения требований Закона УР N 35-РЗ при выдвижении избирательным объединением Бречалова А.В. кандидатом на должность Главы Удмуртской Республики, рассмотрения представленных для регистрации кандидата документов и приложений к ним, проверки достоверности сведений, указанных в листах поддержки кандидата, принято решение о регистрации Бречалова А.В. кандидатом на должность Главы Удмуртской Республики ("за" - 10, "против" - 1, "воздержался" - 0), о чем принято Постановление N 216.2-6.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца об отмене названного постановления, суд верно исходил из того, что оно принято компетентным органом с соблюдением предусмотренной для этого процедуры и подписано в установленном порядке.
Поскольку материалами дела достоверно подтверждается, что все представленные кандидатом Бречаловым А.В. листы поддержки изготовлены по форме согласно приложению 1 к Закону УР N 35-РЗ, а их содержание соответствует приведенным требованиям федерального и регионального законодательства, в том числе, все они содержат наименование представительного органа муниципального образования, депутатом которого является лицо, ставящее подпись, судом первой инстанции вопреки доводам апелляционной жалобы сделан обоснованный вывод о том, что Постановление N 216.2-6 отвечает всем требованиям, предъявляемым к порядку составления и содержанию такого рода документов, а содержащиеся в листах поддержки кандидата подписи депутатов представительных органов муниципальных и городских округов представлены в ЦИК УР в необходимом количестве и являются достоверными.
Позиция суда об этом подробно и аргументированно изложена в обжалуемом решении, с ней судебная коллегия согласна.
Более того, суд правомерно указал и на то, что содержащиеся в листах поддержки наименования представительных образований исключают иное толкование кроме как указание на представительный орган муниципального образования, депутатом которого является лицо, проставившее подпись на листе поддержки.
Судебная коллегия, исследовав в судебном заседании имеющиеся в материалах дела копии листов поддержки кандидата Бречалова А.В, соглашается с данными выводами суда, будучи убежденной в том, что вопреки доводам апелляционной жалобы они по форме и по содержанию в полной мере соответствуют нормам Федерального закона N 67-ФЗ, Федерального закона N 414-ФЗ, Закона УР N 35-РЗ, в них содержится наименование представительных органов муниципальных и городских округов, а данные о депутатах, поставивших свои подписи, позволяют с достоверностью идентифицировать как этих лиц, так и представительные органы, депутатами которых они являются.
Ссылки в дополнениях к апелляционной жалобе на то, что ЦИК УР знала о допущенном кандидатом Бречаловым А.В. нарушении, но сознательно проигнорировала нормы закона и поданные по этому поводу жалобы, являются несостоятельными, поскольку каких-либо нарушений, влекущих, в том числе с учетом положений пункта 1.1 статьи 38, пункта 6.1 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 12 марта 2021 года N 6-П, отмену Постановления N 216.2-6, в данном случае не допущено.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на наличие оснований для отмены Постановления N 216.2-6 и для отмены регистрации кандидата Бречалова А.В, предусмотренных подпунктами "в", "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Вместе с тем, Федеральный закон N 67-ФЗ не относит их, а равно подпункт "д.1" пункта 24 статьи 38 к числу оснований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38, наличие вновь открывшихся обстоятельств по которым может повлечь отмену регистрации кандидата.
Учитывая изложенное, ввиду отсутствия оснований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ, в удовлетворении требований административного истца об отмене регистрации кандидата Бречалова А.В. обоснованно отказано.
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом в суде первой инстанции, которым в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного, принятое по делу решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 17 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней Сырова Александра Юрьевича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 августа 2022 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.