Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Набиев Р.А., рассмотрев жалобу защитника Скрябиной Ирины Николаевны, действующей на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью УК "ЖИЛ-СЕРВИС-ПЛЮС", на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 56 Ленинского судебного района г. Кирова Кировской области от 10 марта 2022 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 24 июня 2022 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью УК "ЖИЛ-СЕРВИС-ПЛЮС",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 56 Ленинского судебного района г. Кирова Кировской области от 10 марта 2022 г, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 24 июня 2022 г, общество с ограниченной ответственностью УК "ЖИЛ-СЕРВИС-ПЛЮС" (далее - ООО УК "ЖИЛ-СЕРВИС-ПЛЮС", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Скрябина И.Н. просит отменить постановление мирового судьи и применить положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Согласно части 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
Из материалов дела следует, что на основании приказа ио начальника Государственной жилищной инспекции Кировской области N от 16 ноября 2021 г. в отношении ООО УК "ЖИЛ-СЕРВИС-ПЛЮС" назначена внеплановая документарная проверка с связи с поступившей информацией о ненадлежащем начислении платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес". Срок проведения проверки установлен с 19 ноября 2021 г. по 13 декабря 2021 г.
Пунктом 11 указанного приказа ООО УК "ЖИЛ-СЕРВИС-ПЛЮС" предложено предоставить в Государственную жилищную инспекцию в Кировской области перечень документов и информацию, необходимые для проведения проверки.
Согласно протокола об административном правонарушении от 13 января 2022 г. ООО УК "ЖИЛ-СЕРВИС-ПЛЮС" получило запрос о предоставлении документов, указанных в приказе ио начальника государственной жилищной инспекции Кировской области от 16 ноября 2021 г. N, 16 ноября 2021 г.
В установленный действующим законодательством срок, то есть в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса, запрашиваемые у ООО УК "ЖИЛ-СЕРВИС-ПЛЮС" документы, содержащиеся в пункте 11 приказа от 16 ноября 2021 г. N, в инспекцию предоставлены не были, пояснений о невозможности предоставить данные документы также в рамках проверки не поступало.
По данному факту должностным лицом Государственной жилищной инспекцией Кировской области был составлен протокол об административном правонарушении от 13 января 2022 г. NП в отношении юридического лица ООО УК "ЖИЛ-СЕРВИС-ПЛЮС".
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО УК "ЖИЛ-СЕРВИС-ПЛЮС" к административной ответственности по указанной норме постановлением мирового судьи судебного участка N 56 Ленинского судебного района г. Кирова Кировской области от 10 марта 2022 г, с выводами которого согласился судья Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области решением от 24 июня 2022 г.
Вместе с тем состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ООО УК "ЖИЛ-СЕРВИС-ПЛЮС" настоящего дела об административном правонарушении, имели место 1 декабря 2021 г.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 названного Кодекса, составляет 3 месяца.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 мая 2022 года N 19-П разъяснено, что впредь до внесения в законодательство об административных правонарушениях изменений, вытекающих из настоящего Постановления, исчисление срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - с учетом того, что в правовом государстве, высшей ценностью которого конституционно признан человек, его права и свободы (статья 2 Конституции Российской Федерации), неустранимые сомнения в правовом регулировании публичной, в том числе административной, ответственности не могут быть, по общему правилу, обращены против частных (физических и юридических) лиц как заведомо более слабой стороны складывающихся в связи с применением такой ответственности отношений, - должно осуществляться начиная со дня совершения административного правонарушения.
Следовательно, по настоящему делу трехмесячный срок давности привлечения заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начал исчисляться с 1 декабря 2021 г.
Между тем постановление вынесено мировым судьей судебного участка N 56 Ленинского судебного района г. Кирова Кировской области 10 марта 2022 г. по истечении срока давности привлечения ООО УК "ЖИЛ-СЕРВИС-ПЛЮС" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков давности привлечения к административной ответственности.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 56 Ленинского судебного района г. Кирова Кировской области от 10 марта 2022 г, решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 24 июня 2022 г, вынесенные в ООО УК "ЖИЛ-СЕРВИС-ПЛЮС" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 56 Ленинского судебного района г. Кирова Кировской области от 10 марта 2022 г, решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 24 июня 2022 г, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью УК "ЖИЛ-СЕРВИС-ПЛЮС" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Р.А. Набиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.