Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Набиев Р.А., рассмотрев жалобу защитника Скрябиной Ирины Николаевны, действующей на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Забота", на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 66 Октябрьского судебного района г. Кирова Кировской области от 29 марта 2022 г., решение судьи Октябрьского районного суда г. Кирова Кировской области от 23 мая 2022 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Забота",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 66 Октябрьского судебного района г. Кирова Кировской области от 29 марта 2022 г, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Кирова Кировской области от 23 мая 2022 г, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Забота" (далее - ООО "УК Забота", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Скрябина И.Н. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Из материалов дела следует, что государственной жилищной инспекцией Кировской области была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "УК Забота", по результатам которой выдано предписание от 12 ноября 2021 г. N. В целях устранения нарушений в деятельности, указанных в акте проверки от 12 ноября 2021 г, и приведения в соответствие обязательным требованиям действующего законодательства необходимо выполнить следующие мероприятия: согласно пункту 1 провести комплекс мероприятий по устранению выявленных нарушений, указанных в акте от 12 ноября 2021 г, и провести комплекс мероприятий, направленных на безопасное использование и содержание внутридомового газового оборудования в рамках процедуры проведения технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования, процедуры проведения технического диагностирования, процедуры проведения надлежащего содержания дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений, процедуры проведения аварийно-диспетчерского обеспечения, а также в рамках исполнения своих обязательств по договорам управления многоквартирными домами. Согласно пункту 2 предоставить в инспекцию отчет о выполнении всех предписанных мероприятий, с предоставлением документов, подтверждающих их исполнение в срок до 12 января 2022 г.
На основании приказа и.о. начальника государственной жилищной инспекции Кировской области от 19 января 2022 г. N проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "УК Забота" в целях проверки исполнения предписания инспекции от 12 ноября 2021 N.
В ходе внеплановой документарной проверки, проводимой с 3 февраля 2022 г. по 11 февраля 2022 г, установлено, что на момент окончания проверки (11 февраля 2022 г.) в инспекцию ООО "УК Забота" не представило отчет об исполнении предписания от 12 ноября 2021 г. N с предоставлением документов, подтверждающих его исполнение.
Таким образом, в установленный срок ООО "УК Забота" не выполнило законное предписание должностного лица, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные доказательства оформлены должностными лицами в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей в соответствии с требованиями закона. Причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ООО "УК Забота" не приняты все зависящие от него необходимые меры по надлежащему и своевременному исполнению предписания об устранении нарушений требований жилищного законодательства в установленный срок.
Доводы жалобы об отсутствии вины юридического лица в совершении административного правонарушения опровергаются объективными доказательствами, непосредственно исследованными судебными инстанциями, которые в совокупности свидетельствуют о том, что ООО "УК Забота" не выполнило в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, об устранении нарушений лицензионных требований.
Вывод предыдущих судебных инстанций о наличии в деянии юридического лица состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены. На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы в жалобе защитника о необоснованности квалификации действий ООО "УК Забота" по части 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и необходимости переквалификации действий общества на часть 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несостоятельны, поскольку направлены на иную оценку установленных по делу фактических обстоятельств и противоречат совокупности собранных по делу доказательств.
Порядок и срок давности привлечения ООО "УК Забота" к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Вместе с тем, имеются основания для изменения вынесенных по делу судебных актов.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Федеральным законом от 26 марта 2022 г. N 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, введена в действие с 6 апреля 2022 г. статья 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающая особенности назначения наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Согласно части 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица.
Из материалов дела следует, что ООО "УК Забота" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10 июня 2017 г. (категория субъекта малого или среднего предпринимательства - микропредприятие). Санкцией части 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, поэтому административный штраф ООО "УК Забота" должен назначаться в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией части 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть в размере от 100 000 рублей до 150 000 рублей.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 66 Октябрьского судебного района г. Кирова Кировской области от 29 марта 2022 г. ООО "УК Забота" подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей с применением части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть назначено наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера штрафа, подлежащего назначению за совершенное правонарушение.
Учитывая статус юридического лица, отсутствие в материалах дела сведений исполнения назначенного административного наказания на день рассмотрения жалобы заявителя кассационным судом, с учетом положений части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, улучшающей правовое положение общества, назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению с применением части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть назначение наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера штрафа, подлежащего назначению за совершенное правонарушение.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
В связи с чем, постановление судьи судебного участка N 66 Октябрьского судебного района г. Кирова Кировской области от 29 марта 2022 г, решение судьи Октябрьского районного суда г. Кирова Кировской области от 23 мая 2022 г, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "УК Забота", подлежат изменению, путем снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 95 000 рублей.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 66 Октябрьского судебного района г. Кирова Кировской области от 29 марта 2022 г, решение судьи Октябрьского районного суда г. Кирова Кировской области от 23 мая 2022 г, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Забота" изменить, снизив административное наказание в виде административного штрафа до 95 000 рублей.
В остальной части судебные акты оставить без изменения, жалобу защитника Скрябиной И.Н, действующей на основании доверенности, - без удовлетворения.
Судья Р.А. Набиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.