Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу Дементьевой Светланы Сергеевны на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора труда от 27 июля 2021 года N 16/4-491-21-ППР/12-10686-И/45-55, решение судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 16 декабря 2021 года, решение судьи Верхового Суда Республики Татарстан от 2 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя начальника по управлению персоналом и социальным вопросам сервисного локомотивного депо "Бугульма" - Куйбышевского управления сервиса общества с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис" Дементьевой Светланы Сергеевны,
УСТАНОВИЛА:
постановлением государственного инспектора труда от 27 июля 2021 года N 16/4-491-21-ППР/12-10686-И/45-55, оставленным без изменения решением судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 16 декабря 2021 года и решением судьи Верхового Суда Республики Татарстан от 2 марта 2022 года, заместитель начальника по управлению персоналом и социальным вопросам сервисного локомотивного депо "Бугульма" - Куйбышевского управления сервиса общества с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис" - Дементьева С.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 15 500 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Дементьева С.С. просит отменить состоявшиеся отношении нее постановление должностного лица административного органа и судебные акты, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
Потерпевшие ФИО4, ФИО5, уведомленные в соответствии с частью 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы на указанные выше акты, в установленный в извещении срок возражения на жалобу не представили.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Согласно статье 213 Трудового кодекса Российской Федерации, работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 212 названного Кодекса, предусмотрено, что работодатель, в том числе обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности" утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и работающими в условиях повышенной опасности (далее - Правила).
Данными Правилами определен порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования названной категорией работников, в том числе работающих в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
Как усматривается из материалов дела, в отношении сервисного локомотивного депо "Бугульма" - Куйбышевского управления сервиса ООО "СТМ-Сервис" на основании плана работы Камской транспортной прокуратуры на 1 полугодие 2021 года, решением о проведении проверки от 20 апреля 2021 года N 61 Камским транспортным прокурором совместно с государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Татарстан проведена проверка исполнения требований трудового законодательства (л.д.57).
По результатам проведенной прокуратурой проверки выявлено, что в нарушение статей 212 и 213 Трудового Кодекса Российской Федерации сервисного локомотивного депо "Бугульма" - Куйбышевского управления сервиса ООО "СТМ-Сервис" допущены к работе без прохождения в установленном порядке. Работники прошли освидетельствование в рамках психиатрических заболеваний, но не прошли освидетельствование в рамках выявления психических расстройств и расстройств поведения, связанных (вызванных) употреблением психоактивных веществ (алкоголизм, наркомания, токсикомания).
Вышеуказанные нарушения послужили основанием для возбуждения Камским транспортным прокурором Республики Татарстан дела об административном правонарушении в отношении заместителя начальника по управлению персоналом сервисного локомотивного депо "Бугульма" - Куйбышевского управления сервиса ООО "СТМ-Сервис" Дементьевой С.С. и ее привлечения постановлением Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республики Татарстан к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными по делу доказательствами: копией постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении (л.д. 40-43); копией решения Камского транспортного прокурора от 20 апреля 2021 года о проведении проверки соблюдения сервисным локомотивным депо "Бугульма" - Куйбышевского управления сервиса ООО "СТМ-Сервис" требований трудового законодательства (л.д.57); копия справки, подготовленной по результатам проверки государственным инспектором труда ФИО6 (л.д. 58-61); копией решения врачебной психиатрической комиссии от 26 сентября 2020 год N 1444, вынесенного по результатам освидетельствования ФИО5 (л.д. 70); копией приказа начальника депо о принятии ФИО1 на работу в качестве заместителя начальника депо по работе с персоналом и социальным вопросам (л.д. 51); копией должностной инструкции заместителя начальника депо по управлению персоналом и социальным вопросам сервисного локомотивного депо "Бугульма" - Куйбышевского управления сервиса ООО "СТМ-Сервис" из которой следует, что указанное должностное лицо призвано в числе прочего организовывать своевременное прохождение медицинского освидетельствования и переосвидетельствования работников депо (л.д. 52-56) и иными материалами дела, которые оценены по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Названным доказательствам была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении Дементьевой С.С. административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правовой подход изложен в постановлении Верховного Суда Российской Федерации по делу N 11-АФ22-103-К6 от 13 июня 2022 года.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Законность и обоснованность постановления о назначении Дементьевой С.С. административного наказания проверены судьей городского суда и судьей верховного суда с соблюдением требований статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Все доводы жалобы на постановление по делу об административном правонарушении были предметом рассмотрения, отклонены по основаниям, подробно изложенным в судебных актах, не согласиться с выводами суда первой и второй инстанций оснований не установлено.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Дементьева С.С. в обоснование незаконности состоявшихся в отношении нее актов указывает на отсутствие события административного правонарушения, поскольку работники локомотивного депо Бугульма в ГУАЗ "РКПБ им. академика Бехтерева" на основании заключенного договора прошли психиатрическое освидетельствование. Действующее правовое регулирование не предусматривает, что психиатрическое освидетельствование должно проводится в рамках выявления психиатрических заболеваний и в рамках выявления наркологических заболеваний.
Следует признать, что все доводы жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, аналогичны доводам, заявленным при рассмотрении жалобы судьей городского суда и дословно повторяют доводы, содержащиеся в жалобе на постановление должностного лица и решение судьи районного суда, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, они являлись предметом проверки судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Дементьевой С.С. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем вышеуказанные доводы жалобы не могут повлечь отмену постановления должностного лица и судебных актов.
Вопреки доводам жалобы из представленных в материалы дела заключений врачебных комиссий "Альметьевского психоневрологического диспансера", следует, что проведение обследования для выявления наркологических заболеваний (таких как наркомания, токсикомания, алкоголизм) в отношении работников сервисного локомотивного депо "Бугульма" - Куйбышевского управления сервиса ООО "СТМ-Сервис" не проводилось.
В состав врачебной комиссии для решения вопросов, касающихся установления таких противопоказаний к выполнению работ как наркомания, токсикомания, алкоголизм, врач наркологического профиля не включен.
В то время как в перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержден постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377, в число дополнительных медицинских психиатрических противопоказаний для работников, привлеченных к работам, непосредственно связанным с движением поездов, то есть тех профессий и должностей, которые включены в перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 08 сентября 1999 года N 1020, за исключением работников группы машинистов, водителей и их помощников, входят алкоголизм, наркомания и токсикомания.
В этой связи в пункте 1 приказа Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 12 января 2014 года N 2028 "О порядке проведения обязательного психиатрического освидетельствования" указано, что обязательное психиатрическое освидетельствование работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляется государственным автономным учреждением здравоохранения "Республиканская клиническая психиатрическая больница имени В.М. Бехтерева Министерства здравоохранения Республики Татарстан" и государственным автономным учреждением здравоохранения "Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан".
Приведенные в обжалуемых актах выводы о наличии в деянии Дементьевой С.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Действия Дементьевой С.С. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и трудового законодательства.
Все доводы жалобы по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к обстоятельствам настоящего дела основано на иной оценке доказательств, исследованных и оцененных в постановлении должностного лица и судебных актах, не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, в связи с чем не может служить основанием для пересмотра судебных актов, поскольку вышестоящая судебная инстанция правом переоценки доказательств не наделена.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Право на защиту не нарушено.
Правила территориальной подсудности соблюдены, жалоба на постановление государственного инспектора труда от 27 июля 2021 года N 16/4-491-21-ППР/12-10686-И/45-55 рассмотрена в соответствии с требованиями пункта 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по месту вынесения постановления должностным лицом административного органа - "адрес", согласно приказа Государственной инспекции труда в Республике Татарстан "О закреплении территорий по делам инспекций" от 7 мая 2021 года N 229.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.13-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление государственного инспектора труда от 27 июля 2021 года N 16/4-491-21-ППР/12-10686-И/45-55, решение судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 16 декабря 2021 года, решение судьи Верхового Суда Республики Татарстан от 2 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя начальника по управлению персоналом и социальным вопросам сервисного локомотивного депо "Бугульма" - Куйбышевского управления сервиса общества с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис" Дементьевой Светланы Сергеевны, оставить без изменения, жалобу Дементьевой Светланы Сергеевны, - без удовлетворения.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.