Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 11 июля
2022 года кассационную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее - Министерство) на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 17 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 18 января 2022 года по административному делу N 2а-3070/2021 по административному исковому заявлению Ушковой Т.Г. к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, возражения административного истца Ушаковой Т.Г, полагавшей судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ушкова Т.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 988 квадратных метров, по адресу: "адрес", и расположенного на нем жилого дома (л.д. 55, 56, том 1).
19 марта 2021 года Ушкова Т.Г. обратилась в Министерство с заявлением о заключении соглашения о перераспределении принадлежащего ей земельного участка и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 255 квадратных метров (л.д. 187, том 1).
15 апреля 2021 года Министерством отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, и утверждении схемы расположения земельного участка на основании подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10, подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что из земель, расположенных вблизи земельного участка с кадастровым номером N, возможно сформировать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с отказом, Ушкова Т.Г. оспорила его в судебном порядке.
Решением Заволжского районного суда города Ульяновска
от 17 сентября 2021 года (с учетом определения того же суда об исправлении описки от 1 ноября 2021 года), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 18 января 2022 года, заявленные требования удовлетворены частично, отказ от 15 апреля 2021 года признан незаконным, на административного ответчика возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда заключить с Ушковой Т.Г. соглашение о перераспределении испрашиваемого земельного участка.
В кассационной жалобе Министерство просит об отмене судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права. Приводит доводы, аналогичные изложенным в решении об отказе от 15 апреля 2021 года, о возможности формирования самостоятельного земельного участка, а также указывает на незаконное использование Ушковой Т.Г. земельного участка площадью 255 квадратных метров. Ссылается на то, что возложение на Министерство обязанности по заключению соглашения о перераспределении земельного участка является вмешательством в компетенцию органа исполнительной власти, а также на невозможность исполнения решения суда в установленный срок.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, установлен в статье 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с соответствующим заявлением в уполномоченный орган
(пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Удовлетворяя заявленные требования судебные инстанции, проанализировав представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе заключение эксперта ООО "Экспертно-юридический центр"
от 15 сентября 2021 года N 99/21 (л.д. 119-149, том 1), обоснованно исходили из недоказанности выводов Министерства, изложенных в ответе от 15 апреля 2021 года о возможности образования самостоятельного земельного участка без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
При этом судами верно установлено, что земельный участок площадью 255 квадратных метров, государственная собственность на который не разграничена, фактически находится в границах земельного участка, принадлежащего Ушаковой Т.Г, которым она пользуется с 1978 года.
Аргументы кассационной жалобы о незаконном захвате Ушаковой Т.Г. земельного участка площадью 255 квадратных метров объективно ничем не подтверждены.
Другие доводы кассационной жалобы, полностью повторяющие аргументы апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку. Кроме того, из кассационной жалобы усматривается несогласие с данной судами оценкой доказательств по делу и установленными обстоятельствами. Между тем суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств по делу, отличных от ранее установленных судами.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 17 сентября 2021 года (с учетом определения того же суда об исправлении описки
от 1 ноября 2021 года) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 18 января
2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 26 августа
2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.