Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Федотовой Е.В, судей Ившиной Т.В, Пияковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сомова Александра Борисовича на решение Ленинского районного суда г. Самары от 27 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 6 мая 2022 года по гражданскому делу N 2а-342/2022 (2а-5002/2021) по иску Сомова Александра Борисовича к Губернатору Самарской области о признании незаконным решения о назначении на должность директора ТФОМС Самарской области, признании трудового договора с Романовым В.Е. незаконным, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В, объяснения Сомова А.Б, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ТФОМ Самарской области Лапиной А.В. (доверенность от 10 января 2022 года), Губернатора Самарской области - Филиппова С.С. (доверенность от 2 ноября 2021 года), полагавших доводы кассационной жалобы необоснованными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сомов А.Б. обратился в суд с иском к Губернатору Самарской области о признании незаконным решения о назначении на должность директора ТФОМС Самарской области, признании трудового договора с Романовым В.Е. незаконным, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указал на то, что Губернатором Самарской области издано распоряжение от 26 ноября 2018 г. N 602-р "О назначении на должность директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области" Романова В.Е. На основании указанного распоряжения с последним заключен трудовой договор от 26 ноября 2018 г. N. Полагал, что Губернатор не имел полномочий на издание указанного распоряжения, так как согласно Уставу Самарской области и ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ" директор ТФОМС должен назначаться на должность Правительством Самарской области. В этой связи, заключенный с Романовым В.Е. трудовой договор является незаконным.
Ссылаясь на изложенное, Сомов А.Б. просил суд признать незаконным решение Губернатора Самарской области в форме распоряжения от 26 ноября 2018 г. N "О назначении на должность директора ТФОМС Самарской области", признать трудовой договор от 26 ноября 2018 года N, заключенный между Правительством Самарской области и Романовым В.Е, незаконным, взыскать с административного ответчика компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.
Определением суда от 02 декабря 2021 г. при определении вида судопроизводства, в котором подлежат разрешению заявленные требования, суд пришел к выводу о рассмотрении дела в порядке административного судопроизводства.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 27 января 2022 года
в удовлетворении административного искового заявления Сомова Александра Борисовича к Губернатору Самарской области о признании незаконным решения о назначении на должность директора ТФОМС Самарской области, признании трудового договора с Романовым В.Е. незаконным, компенсации морального вреда, отказано.
Судья судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда определением от 30 марта 2022 г. перешел к рассмотрению административного дела по апелляционной жалобе Сомова А.Б. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 27 января 2022 г. по правилам гражданского судопроизводства, дело передано в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 6 мая 2022 года решение Ленинского районного суда г. Самары от 27 января 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 09 ноября 2018 г. председателем Федерального Фонда обязательного медицинского страхования в адрес Губернатора Самарской области направлено согласование назначения на должность директора ТФОМС Самарской области Романова В.Е, которое поступило 19 ноября 2018 г.
21 ноября 2018 г. Романовым В.Е. на имя Губернатора Самарской области написано заявление о назначении его на должность директора ТФОМС с 26 ноября 2018 г.
26 ноября 2018 г. Губернатором Самарской области издано распоряжение N "О назначении на должность директора территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области", в соответствии с которым на указанную должность назначен Романов В.Е.
26 ноября 2018 г. между Правительством Самарской области в лице Губернатора Самарской области и Романовым В.Е. заключен трудовой договор N.
Суд первой инстанции, разрешая спор по существу, руководствуясь положениями части 1 статьи 1, части 1 статьи 7 Закона Самарской области от 30 сентября 2011 г. N 80-ГД "О Правительстве Самарской области", статей 63, 84 Устава Самарской области, регламента Правительства Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 15 мая 2019 года N N, Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Самарской области от 18 апреля 2012 г. N, установив, что оспариваемое истцом распоряжение Губернатора Самарской области не противоречит действующему законодательству, принято в соответствии с полномочиями Губернатора Самарской области и истцом не представлено доказательств тому, что существование оспариваемого распоряжения и порядок его принятия нарушает его права, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о признании незаконными распоряжения от 26 ноября 2018 г. N "О назначении на должность директора ТФОМС Самарской области", трудового договора от 26 ноября 2018 г. N, заключенного между Правительством Самарской области и Романовым В.Е.
Не установив факта нарушения прав истца, судом также принято решение об отказе в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Сомнений в законности выводов судов не имеется.
Положениями статьи 6 Федерального закона N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" регламентировано, что высшее должностное лицо субъекта РФ обеспечивает в установленном порядке назначение на должность руководителя Территориального фонда по согласованию с Федеральным фондом.
Как следует из п. 4 ст. 34 Федерального закона N 326-ФЗ"Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" управление территориальным фондом осуществляется директором. Директор территориального фонда назначается на должность и освобождается от должности высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Федеральным фондом.
В соответствии с Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Самарской области от 18 апреля 2012 г. N, директор территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области назначается на должность и освобождается от должности Правительством Самарской области по согласованию с Федеральным фондом.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 30 сентября 2011 г. N 80-ГД "О Правительстве Самарской области" Правительство Самарской области является высшим исполнительным органом государственной власти Самарской области, возглавляемым высшим должностным лицом Самарской области - Губернатором Самарской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 80-ГД "О Правительстве Самарской области" Губернатор Самарской области возглавляет Правительство Самарской области и определяет основные направления его деятельности. Председатель Правительства Самарской области обеспечивает оперативное руководство деятельностью Правительства Самарской области, организует его работу и реализацию основных направлений деятельности Правительства Самарской области, определенных Губернатором Самарской области.
Согласно ст. 63 Устава Самарской области от 18 декабря 2006 г. N 179-ГД (далее Устав Самарской области) Губернатор Самарской области является высшим должностным лицом Самарской области, возглавляющим Правительство Самарской области.
В соответствии со ст. 82 Устава Самарской области, Правительство Самарской области является высшим исполнительным органом государственной власти Самарской области, возглавляемым Губернатором Самарской области.
Правительство Самарской области обеспечивает исполнение федерального законодательства и законодательства Самарской области на территории Самарской области.
Правительство Самарской области обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
Статус, структура, порядок формирования и организации деятельности Правительства Самарской области устанавливаются Законом Самарской области "О Правительстве Самарской области".
Согласно ст.84 Устава Самарской области, Губернатор Самарской области возглавляет Правительство Самарской области и определяет основные направления его деятельности.
Первый вице-губернатор - председатель Правительства Самарской области обеспечивает оперативное руководство деятельностью Правительства Самарской области, организует его работу и реализацию основных направлений деятельности Правительства Самарской области, определенных Губернатором Самарской области.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судебных инстанций не опровергли.
Вопреки доводам кассационной жалобы, выводы судов о том, что издание Губернатором Самарской области распоряжения о назначении на должность директора ТФОМС не противоречит действующему законодательству, приняты при правильном применении судебными инстанциями норм материального права.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильных выводов судов о том, что оспариваемое распоряжение Губернатора Самарской области от 26 ноября 2018 года N "О назначении на должность директора территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области" и трудовой договор от 26 ноября 2018 года N N заключенный между Правительством Самарской области и Романовым В.Е, не нарушают права истца в обозначенном им аспекте.
Основанием для принятия решения суда о признании распоряжения Губернатора Самарской области от 26 ноября 2018 года N "О назначении на должность директора территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области" незаконным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Между тем, в рамках данного спора таких правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных истцом требований, судебными инстанциями не установлено.
Таким образом, верно определив юридически значимые обстоятельства, полно и объективно исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу, что права и законные интересы истца оспариваемым распоряжением Губернатора Самарской области не нарушены, оно соответствует действующему законодательству Российской Федерации, Губернатор действовал в пределах своей компетенции, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Утверждение подателя кассационной жалобы о том, что доводы, приводимые им в обоснование своей позиции по делу, оставлены судами без внимания, суд кассационной инстанции признает несостоятельным, поскольку оно опровергается содержанием обжалуемых судебных актов, отвечающих требованиям части 4 статьи 198, статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть включающих в себя ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
Признав, что ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Самары от 27 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 6 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сомова А.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.В. Федотова
Судьи: Т.В. Ившина
Н.А. Пиякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.