Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Фахретдиновой Р.Ф., судей Белоусовой Ю.К., Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Попова Д. В.
на решение Железноводского городского суда Ставропольского края от 12.11.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19.04.2022
по административному делу по административному исковому заявлению Попова Д. В, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Поповой И. Д, Поповой Я. Д, Попова А. Д, к администрации города-курорта Железноводска о признании незаконным постановления об отказе в признании нуждающимися в жилом помещении, признании нуждающимися в жилых помещениях, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заинтересованное лицо отдел опеки и попечительства администрации города-курорта Железноводска.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, пояснения Попова Д.В. и его представителя адвоката Нерудчевой-Грудцыной Э.И, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции.
УСТАНОВИЛА:
Попов Д.В. обратился в Железноводский городской суд Ставропольского края в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Поповой И.Д, Поповой Я.Д, Попова А.Д, проживающих с ним и являющихся членами его семьи, с административным иском к администрации города-курорта Железноводска о признании незаконным постановления об отказе в признании их нуждающимися в жилом помещении от 15.12.2020 по основанию обеспеченности общей площадью жилья на одного члена семьи более учетной нормы, просил признать его семью нуждающимися в предоставлении жилого помещения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Требования мотивированы отнесением его семьи к категории нуждающихся в жилом помещении, не отнесении его родителей к членам его семьи, отсутствия факта намеренного ухудшения им жилищных условий и оснований для отказа.
Решением Железноводского городского суда Ставропольского края от 12.11.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19.04.2022, в удовлетворении требований отказано. Суды, со ссылками положения частей 1 и 2 статьи 31, частей 4 и 5 статьи 50, части 2 стати 51, статьи 53, части 2 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, решением Совета города-курорта Железноводска Ставропольского края от 29.06.2010 N 723 "Об установлении учётной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории города-курорта Железноводска Ставропольского края", принимая во внимание уровень обеспеченности суммарной общей площади жилых помещений, занимаемых и находившихся в собственности членов семьи административного истца, которая превышает учётную норму на каждого члена семьи, учитывая, что не истёк пятилетний срок, предусмотренный статьёй 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии у административного ответчика оснований для признания семьи заявителя нуждающейся в жилом помещении, и как следствие оснований для признания оспариваемого решения административного ответчика незаконным и возложения обязанностей по устранению допущенных нарушений прав заявителя.
Не согласившись с поставленными судебными актами, административный истец обжаловал их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене и принятии по делу нового решения об удовлетворении административных требований, поскольку выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, при принятии решений судами нарушены нормы процессуального права и материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 30.06.2022.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Исследовав материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Попов Д.В. и трое его несовершеннолетних детей Попова И.Д, Попова Я.Д, Попов А.Д. зарегистрированы и проживают по адресу: "адрес"А, "адрес", площадью 66, 60 кв.м.
Указанная квартира передана в общую долевую собственность административного истца Попова Д.В, его родителей Попова В.Ф. и Поповой В.В, а также его сестры Болохонцевой Е.В. (по 1/4 доле у каждого) на основании договора приватизации жилой площади от 07.06.1993. Родители административного истца также зарегистрированы и проживают в указанной квартире, то есть в ней зарегистрировано и проживает 6 человек.
Матери Попова Д.В. Поповой В.В. на праве собственности принадлежала "адрес", расположенная по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Заневское городское поселение, г.Кудрово, Европейский проспект, "адрес", площадью 41 кв.м, проданная ею 23.05.2019.
Попов Д.В. и его несовершеннолетние дети относятся к категории многодетная семья, мать детей лишена родительских прав, проживает отдельно.
23.10.2020 Попов Д.В. обратился к главе города-курорта Железноводска Ставропольского края с заявлением о принятии его и членов его семьи, состоящей из четырёх человек, на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории "семья, имеющая трёх и более детей".
Постановлением Администрации от 15.12.2020 N 1074 "О признании граждан нуждающимися в получении жилых помещений и постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о внесении изменений в постановление Администрации от 31.03.2020 года N 253 "Об утверждении списков очерёдности граждан, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма" административному истцу Попову Д.В. отказано в признании его семьи нуждающейся в жилом помещении в связи с обеспеченностью общей площадью жилья на одного члена семьи болей учётной нормы, так как на каждого члена семьи заявителя приходится 12, 9 кв.м, общей площади жилого помещения.
При этом администрация, рассчитывая обеспеченность жилой площадью семьи заявителя, исходила из того, что на каждого члена семьи Попова Д.В. приходится более учётной нормы общей площади жилого помещения с учётом площадей занимаемого ими жилого помещения и площади квартиры, проданной матерью административного истца ДД.ММ.ГГГГ (49, 95 (3/4 от 66, 6 кв.м) +41, 0 кв.м).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе, собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Законом Ставропольского края от 10.11.2009 N72-кз "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма" определены категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма, в том числе, многодетные семьи. Одним из оснований постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях также является обеспеченность общей площадью жилого помещения, приходящейся на одного человека, менее учетной нормы.
Частями 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Ставропольской городской Думы от 30.11.2005 N 184 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения", установлена учетная норма площади жилого помещения в г. Ставрополе в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения, приходящейся на одного гражданина.
Уставом города-курорта Железноводска Ставропольского края принято решение Совета города-курорта Железноводска Ставропольского края от 29.06.2010 N 723 "Об установлении учётной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории города-курорта Железноводска Ставропольского края", пунктом 1.1 которого установлена учётная норма площади жилого помещения в городе-курорте Железноводске Ставропольского края в целях принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного гражданина.
Согласно частей 1 и 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Пунктами 2 и 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также не истек установленный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок. Данной нормой предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Пунктом 26 Административного регламента предоставления администрацией города-курорта Железноводска Ставропольского края муниципальной услуги "Принятие граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма", утверждённого постановление Администрации от 21.02.2018 N 93 также предусмотрено в качестве основания к отказу в предоставлении муниципальной услуги, если граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Учитывая фактические обстоятельства настоящего спора, нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, судебная коллегия приходит к выводу, что суды пришли к правильному выводу о наличии по настоящему делу условий, предусмотренных статьями 53 и 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, в виду продажи в 2019 году матерью административного истца квартиры, поскольку в силу статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации она является членом его семьи, а при расчете уровня обеспеченности учитывали суммарную общую площадь долей административного истца и его родителей в квартире, где они проживают, а также площадь квартиры, находившейся ранее в собственности матери.
Судом апелляционной инстанции также отклонены доводы административного истца о том на каждого члена его семьи должно приходится не менее 18 кв.м, с учётом положений Закона Ставропольского края от 10.09.2009 N 72-кз "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма", поскольку такая учетная норма предусмотрена при предоставлении жилья социального найма, которая при расчете нуждаемости не применяется.
Судами установлены все юридически значимые обстоятельства и верно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Необходимые критерии для признания оспариваемого отказа незаконным, предусмотренные статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по настоящему делу отсутствуют.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что принятые судебными инстанциями судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии нарушений норм материального и процессуального права допущено не было.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению и обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также когда они содержат исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении"). Такие принципы судами соблюдены, оснований для отмены обжалуемых актов, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию административного истца с решениями судов, основаны на ошибочном толковании норм материального права не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку доказательств, основания для которой отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железноводского городского суда Ставропольского края от 12.11.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19.04.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Попова Д. В. без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф.Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25.08.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.