Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Акционерного общества "Дагестанская сетевая компания"
на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 19.04.2022
по административному делу по административному исковому заявлению Акционерного общества "Дагестанская сетевая компания" к Государственной инспекции труда в Республике Дагестан, начальнику отдела Государственной инспекции труда в Республике Дагестан Кайнурову А. М. о признании незаконным и отмене предписания.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, пояснения административного ответчика Кайнурова А.М, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
АО "Дагестанская сетевая компания" (далее - АО "ДСК") обратилось в Ленинский районный суд г. Махачкалы с административным иском к Государственной инспекции труда в Республике Дагестан (далее - ГИТ в РД), начальнику отдела ГИТ в РД Кайнурову А.М. о признании незаконным и отмене предписания ГИТ в РД от 29.10.2021 N-ОБ/12-4471-И/35-4, которым на общество в срок до 16.11.2021 возложены обязанности:
Устранить нарушения требований статьи 22, абз. 4 части 1 статьи 21, абз. 4 части 1 статьи 153, статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации в отношении Айдамирова Ш.А, Атуевой Д.М, Убайдатова М.М, Абдуллаева М.Н, Абдулаевой A.A, Сайпуллаева М.О, Ахмедовой И.П, Рамазановой Г.И, Ашаловой Х.Ш, Гасановой С.Э, Зурканаева А.М, с указанием на необходимость произвести перерасчеты всех сумм, начисленных и выплаченных на основании платежно-расчетных документов (расчетных листов, реестров и.т.) за работы с даты приема их на работу на основании трудовых договоров, заключенных между ними и обществом, по 29.10.2021, включительно (работникам с которыми оформлены дополнительные соглашения к трудовым договорам в части изменения условий оплаты труда (должностных окладов) до даты оформления указанных в акте проверки от 29.10.2021 N-ОБ/12-4406-И/35-40 дополнительных соглашений) из расчета должностных окладов, указанных в пункте 5.1 трудовых договоров указных работников. В аналогичном порядке произвести перерасчёт, начислить и выплатить денежные средства за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, расчет отпускных и больничных, за период, указанный выше в настоящем предписании период работы. Выплату всех сумм произвести с учетом требований статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Устранить нарушения требований абз. 1, 7 части 2 статьи 22, абз. 1 части 1 статьи 21, части 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации в отношении Цкаева Э.К, Айдамирова 111.А, Атуевой Д.М, Убайдатова М.М, Абдуллаева М.Н, Мамаевой У.М, Магомедова А.К, Магомедовой П.О, Вагабова Т.Д, Абдулаевой А.А, Сайпуллаева М.О, Ахмедовой И.П, Рамазановой Г.И, Ашаловой Х.Ш, Гасановой С.Э, Зурканаева А.М, начислить и выплатить текущую премию (премирование по итогам работы за месяц), в размере 35 % в соответствии с коллективным договором АО "ДСК" согласно положению об оплате труда работников Общества на 2019-2021 годы в соответствии пунктами 9.2, 9.5.2, 14.5, 14.5.2 Положения об оплате труда работников филиала ПАО "МРСК Северный Кавказ". Выплату указанной премии произвести с учетом перерасчета за период работы с даты приема их на работу на основании трудовых договоров заключенных между ними и обществом, по 29.10.2021, включительно (работникам с которыми оформлены дополнительные соглашения к трудовым договорам в части изменения условий оплаты труда (должностных окладов) до даты оформления указанных в акте проверки от 29.10.2021 N-ОБ/12-4406-И/35-40 дополнительных соглашений) из расчета должностных окладов, указанных в пункте 5.1 трудовых договоров указных работников. Выплату указанной премии произвести с учетом требований статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований административный истец приводит доводы о том, что при проведении проверки и выдаче предписания ГИТ в РД вышла за пределы должностных полномочий, поскольку осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями за соблюдением норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, которые имели место по настоящему делу в виде разногласий работников и работодателя, подлежащие рассмотрению судом или комиссией по трудовым спорам.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 27.12.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 19.04.2022, в удовлетворении требований отказано. Суды, принимая во внимание, что в период с июля 2020 года по октябрь 2021 года работникам АО "ДСК" начислялась заработная плата из расчета окладов, указанных в приказах о приеме на работу работников АО "ДСК", а не из расчета должностных окладов, указанных в пунктах 5.1 трудовых договоров, как и начисления и выплата денежных средств за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, расчеты отпускных и больничных, пришли к выводу о законности, обоснованности выданного предписания, как выданного в пределах полномочий ГИТ в РД, поскольку установленное является нарушением положений трудового законодательства, которые предписано устранить административному истцу административным ответчиком.
Не согласившись с постановленным судом апелляционной инстанции судебным актом, АО "ДСК" обжаловало его в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, в кассационной жалобе ставит вопрос о его отмене, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 19.07.2022.
На кассационную жалобу от административного ответчика поступили возражения, в которых он выражает несогласие с ее доводами, полагая принятые решения законными и обоснованными.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции инстанции иные лица, участвующие в дел, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Как следует из материалов дела и установлено судами, начальником отдела ГИТ в РД Каунуровым А.М, на основании распоряжения ГИТ в РФ от 13.10.2021, проведена внеплановая документальная проверка в отношении АО "ДСК" на предмет соблюдения требований действующего законодательства при осуществлении выплат работникам предприятия.
Проверив приказы о принятии на работу, трудовые договора, дополнительные соглашения, платежные документы и расчетные листы в период с 01.07.2020 по 29.10.2021 начальником отдела ГИТ Кайнуровым А.М. установлено следующее.
Айдемиров Ш.А, Атуева Д.М, Убайдатов М.М, Аблуллав М.Н, Абдуллаева А. А, Сайпуллаев M-О, Ахмедова И.П, Рамазанов Г.И, Ашалова Х.Ш, Гасавонова С.Э, Зурканаев А.М. получали заработную плату за весь период с момента заключения трудовых договоров, из расчета окладов, указанных в приказах о приеме на работу, а не из расчета должностных окладов, указанных в пунктах 5.1 трудовых договоров этих работников. В аналогичном порядке производилось начисления и выплата денежных средств за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, расчет отпускных и больничных, что является нарушением требований части 1 статьи, части 1 статьи 135, абз. 1, 7 части 2 статьи 22, абз. 4 части 1 статьи 21, абз. 4 части 1 статьи 153, статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Коллективного договора АО "МРСК Северный Кавказ" на 2019-2021 годы и пункта 3.1 Коллективного договора АО "ДСК" на 2019-2021 годы заработная плата работников складывается из оплаты труда по должностным окладам, доплат и надбавок за условия труда, текущего премирования (премирование по итогам работы за месяц), премирование стимулирующего характера и системы премирования устанавливается Положением об оплате труда являющимся приложением N 2 к коллективному договору. В соответствии с пунктом 5.2 трудовых договоров работников АО "ДСК", выплата премии и вознаграждения Работникам производится в порядке, установленном Положением об оплате труда работников Общества, являющимся приложением к коллективному договору.
Согласно пункту 3 Положения об оплате труда работников филиала ПАО "МРСК Северный Кавказ" и пункту 2 Положения об оплате труда работников АО "ДСК" филиале - обществе применяется повременно-премиальная система оплаты труда. В пункте 4 указанного Положения заработная плата работников складывается из оплаты труда по должностным окладам, доплаты и надбавок за условия труда, текущего премирование (премирование по итогам работы за месяц) и т.д.
В соответствии с пунктом 14.2 Положения об оплате труда работников филиала, пункта 9.2 Положения об оплате труда работников АО "ДСК" премиальный фонд представляет собой денежную сумму, рассчитываемую в процентном отношении к сумме начисленных работникам должностных окладов, доплат и надбавок, связанных с режимом и условиями труда за фактически отработанное рабочее время в отчётном месяце. Согласно пункту 14.3 и пункту 9.3 указных Положений формирование премиального фонда для работников Общества (далее - Филиала) осуществляется в зависимости от выполнения плановых показателей деятельности за отчетный месяц. При выполнении плановых показателей (Обеспечение уровня потерь электроэнергии в сетях не выше установленного планом в размере 45 % (42% в АО "ДСК" соответственно) к сумме должностных окладов, доплат и надбавок за фактически отработанное время в отчётном месяце.
В соответствии с пунктами 14.5, 14.5.2 Положения об оплате труда работников филиала и пунктами 9.2, 9.5.2 Положения об оплате труда работников АО "ДСК" при невыполнении плановых показателей премиальный фонд формируется в размере 35% от суммы начисленных за фактически отработанное время в отчётном должностных окладов, доплат и надбавок.
По результатам проверки составлен акт от 29.10.2021, в котором отражены выявленные нарушения и выдано предписание от 29.10.2021 N 5/7-1126-21-ОБ/12-4471-И/35-40, в котором содержатся оспариваемые обязанности, направленные на устранение выявленных нарушений.
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 139 Трудового кодекса Российской Федерации для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
А поскольку административным ответчиком установлено, что в период с 01.07.2020 по 29.10.2021 поименованным в предписании работникам АО "ДСК" начислялась заработная плата из расчета окладов, указанных в приказах о приеме на работу работников АО "ДСК", а не из расчета должностных окладов, указанных в трудовых договорах этих работников, равно как начисление и выплата денежных средств за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, расчет отпускных и больничных, - постольку суды пришли к правильному выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания, установив также, что невыплата составной части заработной платы и премии от должностных окладов работников АО "ДСК" составила 35 %.
Доводы кассационной жалобы об обратном и несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, являются не состоятельными, поскольку нашли свое подтверждение при рассмотрении дела судами.
Равно судами были оценены доводы административного иска о превышении административным ответчиком полномочий при принятии решений и со ссылками на положения статей 356, 357, 360 Трудового кодекса Российской Федерации, мотивированно и обосновано отклонены.
Для признания незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Для установления законности и обоснованности такого ненормативного акта, как предписание, суд, помимо изложенных обстоятельств устанавливает также полномочия органа исполнительной власти на его выдачу, проведение проверочных мероприятий, а также законность и исполнимость данного предписания, как по субъекту исполнения, так и по срокам, установленных в нем.
С учетом предмета спора, фактических установленных судами обстоятельств, которые подтверждаются материалами дела, основания для признания являющегося предметом спора предписания незаконным и подлежащим отмене, отсутствовали, о чем пришли к правильному выводу судебные инстанции.
В связи с этим суд апелляционной инстанции обоснованно по итогам рассмотрения апелляционной жалобы пришел к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что принятый судом апелляционной инстанции судебный акт является законным и обоснованным, при его принятии судом верно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, процессуальных нарушений при рассмотрении дела допущено не было. Основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены обжалуемого апелляционного определения отсутствуют, все юридически значимые обстоятельства в нем отражены, судом установлены.
При принятии кассационной жалобы к производству суда, судом удовлетворено ходатайство административного ответчика об отсрочке уплаты государственной пошлины, которая полежит взысканию по основанию принятого судом кассационной инстанции решения.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 19.04.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Акционерного общества "Дагестанская сетевая компания" без удовлетворения.
Взыскать с Акционерного общества "Дагестанская сетевая компания" государственную пошлину в доход государства в размере 1 000 руб.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24.08.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.