Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Ириговой А. Р. Масаева И. А.
на решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ
по административному делу по административному исковому заявлению Ириговой А. Р. об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, пояснения представителя Ириговой А.Р. Масаева И.А, поддержавшего довода кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Иригова А.Р. обратилась в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Кабардино-Балкарской Республике N 1/1 от 19.01.2022 об отклонении заявления Ириговой А.Р. от 27.12.2021 об оспаривании результатов определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, принадлежащего ей на праве собственности здания коттеджа на 12 номеров, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Эльбрусский район, поляна "Чегет", установленной 29.01.2016 по состоянию на 07.07.2015 в результате массовой кадастровой оценки размере N руб.
Требования мотивированы необоснованным отклонением рассмотрения ее заявления, по изложенным в решении основаниям.
Просила суд также возложить на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике обязанность повторно рассмотреть ее заявление от 27.12.2021.
Решением Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 21.03.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 08.06.2022, требования удовлетворены частично, решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Кабардино-Балкарской Республике N 1/1 от 19.01.2022 признано незаконным, в удовлетворении требований о возложении на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть ее заявление, отказано. Суд первой инстанции, принимая во внимание установленную на территории Кабардино-Балкарской Республики даты перехода к применению статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (01.04.2021), пришел к выводу об отсутствии у Комиссии полномочий на принятие и рассмотрение заявления административного истца по существу.
Не согласившись с постановленными судебными актами, административный истец обжаловала их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене и удовлетворении заявленных требований, поскольку судами при рассмотрении дела нарушены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, настаивает на наличии у нее права обращения в Комиссию со спорным вопросом, а также оснований для пересмотра ранее установленной кадастровой стоимости.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 19.07.2022.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, Ириговой А.Р. на праве собственности принадлежит нежилое здание, с кадастровым номером N, площадью 800, 5 кв.м, наименование - здание коттеджа на 12 номеров, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Эльбрусский район, поляна "Чегет".
Постановлением Правительсвта Кабардино-Балкарской Республики от 29.01.2016 N 2-ПП утверждена кадастровая стоимость здания по состоянию на 07.07.2015 в размере N руб.
27.12.2021 Иригова А.Р. обратилась в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012N П/478 на территории Кабардино-Балкарской Республики при Управлении Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости по состоянию на 07.07.2015 принадлежащего ей на праве собственности нежилого здания, с кадастровым номером N, указав в обоснование заявления, что его кадастровая стоимость не соответствует реальной рыночной, что существенно нарушает ее права налогоплательщика при уплате налогов. Просила пересмотреть установленную кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной отчетом об оценке оценщиком Хидировой И.Р. от 09.12.2021 N/К-136 - в размере N руб.
Решением комиссии от 19.01.2022 N 1/1 заявление отклонено, поскольку отличие рыночной стоимости от кадастровой составило более 30 % (63, 9%), кроме того, на момент принятия решения комиссией указанная стоимость является архивной, поскольку Приказом Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской Республики от 25.11.2021 N 112 утверждена новая кадастровая стоимость объектов недвижимости, расположенных на территории Кабардино-Балкарской Республики, подлежащая применению с 01.01.2022.
Как следует из выписки Единого государственного реестра недвижимости в отношении нежилого здания, с кадастровым номером N, 10.03.2022 актом АОКС-07/2022/000068 утверждена его стоимость по состоянию на 01.01.2021 в размере 16 243 392, 08 руб, сведения о чем внесены в реестр 05.05.2022.
В силу части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.05.2012 N 263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Порядок), который регулирует процедурные вопросы работы комиссии. Согласно пунктам 1 и 2 указанного Порядка Комиссия создается уполномоченным федеральным органом - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии - при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации. Ее председателем назначается член комиссии, являющийся представителем территориального органа Росреестра.
Приказом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике от 26.10.2012 N П/478 создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестрапо Кабардино-Балкарской Республике.
Федеральным законом от 31.07.2020 N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" внесены изменения, согласно которым с 01.01 2023 статья 22 Федерального закона N 237-ФЗ признается утратившей силу.
Этим же Федеральным законом N 269-ФЗ в Федеральный закон N 237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11.08.2020, и в соответствии с которой заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр; решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ определено, что до 01.01.2023 устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ. В течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости. Если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 данного федерального закона.
В силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ с даты, указанной в решении субъекта (в случае отсутствия решения - с 01.01.2023), в субъекте Российской Федерации: применяются положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости; не применяются положения статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ; рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ не осуществляется.
Таким образом, после 01.01.2023 или с даты, указанной в решении субъекта, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29.03.2021 N 63-ПП "Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Кабардино-Балкарской Республики - с 01.04.2021.
Распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 22.11.2016 N 620-рп в целях организации проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, предусмотренной Федеральным законом N 237-ФЗ, и в соответствии с Порядком создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений Кабардино-Балкарской Республики, а также утверждения уставов государственных учреждений Кабардино-Балкарской Республики и внесения в них изменений, утв. постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 13.05.2021 N 126-ПП, создано государственное бюджетное учреждение Кабардино-Балкарской Республики "Государственная кадастровая оценка недвижимости".
В связи с чем, как к правильному выводу пришел суд первой инстанции, с 01.04.2021 кадастровая стоимость объектов недвижимости, расположенных на территории Кабардино-Балкарской Республики, могла быть пересмотрена и установлена в размере рыночной государственным бюджетным учреждением Кабардино-Балкарской Республики "Государственная кадастровая оценка недвижимости", а Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике с указанной даты перестала обладать такими полномочиями.
Изложенное послужило обоснованным основанием для принятия решения о признании решения Комиссии незаконным, отказав административному истцу в удовлетворении требований о возложении на Комиссию обязанности повторно рассмотреть ее заявление.
Доводы административного истца об обратном основаны на ошибочном толковании норм материального права. При этом принятыми решениями ее права на реализацию оспаривания кадастровой стоимости принадлежащего ей объекта недвижимости не ограничиваются.
Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что принятые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Оснований для отмены состоявшихся судебных решений по основаниям, предусмотренным статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 21.03.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 08.06.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Ириговой А. Р. Масаева И. А. без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24.08.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.