Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" на решение Ставропольского краевого суда от 4 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 17 июня 2022 г.
по административному делу по административному иску Рустамова Д.Ш. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Государственному бюджетному учреждению Ставропольского края "Ставкрайимущество" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав представителя Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" Подсвирову Е.А, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рустамов Д.Ш. обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Государственному бюджетному учреждению Ставропольского края "Ставкрайимущество" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
В обоснование требований указано, что Рустамов Д.Ш. является арендатором земельных участков из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 496 кв.м, с видом разрешенного использования для строительства магазина, расположенного по адресу: "адрес" (кадастровой стоимостью 2 609 237, 76 рублей), с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 5110 кв.м, под производственное предприятие, по адресу: "адрес", в квартале 602 (кадастровой стоимостью 10 606 622, 6 рублей), с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 6674 кв.м, для продолжения строительства склада для хранения и реализации строительных материалов, по адресу: "адрес", в квартале 602 (кадастровой стоимостью 13 839 339, 88 рублей), а также собственником нежилых зданий магазина с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 993 кв.м, по адресу: "адрес" (кадастровой стоимостью 32 639 950, 02 рублей), административно-производственного здания с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 508, 1 кв.м, по адресу: "адрес", в квартале 602 (кадастровой стоимостью 17 411 922, 85 рублей), вспомогательного назначения с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 619, 7 кв.м, по адресу: "адрес" (кадастровой стоимостью 11 000 690, 53 рублей), складских помещений с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1436, 4 кв.м, по адресу: "адрес" (кадастровой стоимостью 29 840 591, 84 рублей), вспомогательного назначения с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 562, 1 кв.м, по адресу: "адрес" (кадастровой стоимостью 9 013 385, 7 рублей) и очистных сооружений коммунального хозяйства с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 29 181 кв.м, по адресу: "адрес" (кадастровой стоимостью 105 625 447, 56 рублей).
Указанная кадастровая стоимость объектов недвижимости существенно превышает рыночную стоимость, рассчитанную в отчетах об оценке ООО "К-1", что нарушает права административного истца как сособственника зданий, сооружений и налогоплательщика, а также как арендатора земельных участков, арендная плата за которые рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.
Решением Ставропольского краевого суда от 4 апреля 2022 г. требования Рустамова Д.Ш. удовлетворены; установлена равная рыночной кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами:
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 2 641 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 6 353 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 8 110 000 рублей;
- нежилого здания магазина с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 24 272 000 рублей;
- нежилого административно-производственного здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 8 274 000 рублей;
- нежилого здания вспомогательного назначения с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 4 669 000 рублей;
- нежилого здания складских помещений с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 10 293 000 рублей;
- нежилого здания вспомогательного назначения с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 27 января 2020 г. в размере 3 002 000 рублей;
- очистных сооружений коммунального хозяйства с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 12 910 000 рублей, а также взысканы судебные расходы в пользу экспертного учреждения на проведение судебной экспертизы с Рустамова Д.Ш. 150 000 рублей, с Министерства имущественных отношений Ставропольского края в размере 166 000 рублей.
Определением Ставропольского краевого суда от 4 апреля 2022 г. в решении Ставропольского краевого суда от 4 апреля 2022 г. исправлена описка, допущенная при подсчете суммы судебных расходов, со взысканием с Министерства имущественных отношений Ставропольского края в размере 262 500 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 17 июня 2022 г. решение Ставропольского краевого суда от 4 апреля 2022 г. отменено в части удовлетворения требований Рустамова Д.Ш. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", с принятием в этой части нового решения, которым в удовлетворении требований Рустамова Д.Ш. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" отказано. Кроме того, в резолютивной части решения суда исправлена техническая ошибка при указании адресов земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и нежилого здания вспомогательного назначения с кадастровым номером "данные изъяты". В остальной части решение Ставропольского краевого суда от 4 апреля 2022 г. оставлено без изменения, апелляционные жалобы Министерства имущественных отношений Ставропольского края и государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество", поданной 20 июля 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 27 июля 2022 г, ставится вопрос об изменении постановленных по делу судебных актов, путем исключения ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество" из числа административных ответчиков и привлечения в качестве заинтересованного лица.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела в пределах доводов кассационной жалобы и обсудив их, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, Рустамов Д.Ш. является сособственником нежилых зданий:
- магазина с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 993 кв.м, по адресу: "адрес";
- административно-производственного здания с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 508, 1 кв.м, по адресу: "адрес";
- здания вспомогательного назначения с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 619, 7 кв.м, по адресу: "адрес";
- складских помещений с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1436, 4 кв.м, по адресу: "адрес";
- здания вспомогательного назначения с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 562, 1 кв.м, по адресу: "адрес";
и очистных сооружений коммунального хозяйства с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 29181 кв.м, по адресу: "адрес".
Рустамов Д.Ш. на основании договоров аренды от 15 апреля 2019 г. N 7607, от 10 сентября 2018 г. N 7122, от 30 октября 2019 г. N 8331 является арендатором земельных участков из категории земель населенных пунктов:
- с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 496 кв.м, вид разрешенного использования - для строительства магазина, по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 5110 кв.м, вид разрешенного использования - для производства предприятия, по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 6674 кв.м, вид разрешенного использования - для продолжения строительства склада для хранения и реализации строительных материалов, по адресу: "адрес".
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 г. N 1175 по состоянию на 1 января 2019 г. утверждена кадастровая стоимость объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 2 609 237, 76 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 10 606 622, 6 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 13 839 339, 88 рублей;
- нежилого здания магазина с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 32 639 950, 02 рублей;
- нежилого административно-производственного здания с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 17 411 922, 85 рублей;
- нежилого здания вспомогательного назначения с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 11 000 690, 53 рублей;
- нежилого здания складских помещений с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 29 840 591, 84 рублей;
- очистных сооружений коммунального хозяйства с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 105 625 447, 56 рублей.
На основании приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 15 августа 2018 г. N 570 "О наделении государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" полномочиями, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" актом ГБУ СК "Ставкрайимущество" от 4 февраля 2020 г. N 15 определена по состоянию на 27 января 2020 г. кадастровая стоимость нежилого здания вспомогательного назначения с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 9 013 385, 7 рублей по состоянию на 27 января 2020 г.
Административным истцом в подтверждение рыночной стоимости объектов суду представлены отчеты об оценке от 11 октября 2021 г. N 045/2021, от 2 августа 2021 г. N 025/2021, от 5 июля 2021 г. N 026/2021, от 2 августа 2021 г. N 030/2021, от 8 июля 2021 г. N 033/2021, от 9 августа 2021 г. N 027/2021, от 9 августа 2021 г. N 031/2021, от 8 июля 2021 г. N 029/2021, от 9 августа 2021 г. N 028/2021, выполненные оценщиком ООО " "данные изъяты"" ФИО4, в соответствии с которым определена рыночная стоимость объектов по состоянию на 1 января 2019 г.:
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 1 500 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 5 200 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 6 800 000 рублей;
- нежилого здания магазина с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 16 830 000 рублей;
- нежилого административно-производственного здания с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 800 000 рублей;
- нежилого здания вспомогательного назначения с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 3 925 000 рублей;
- нежилого здания складских помещений с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 8 060 000 рублей;
- очистных сооружений коммунального хозяйства с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 9 696 000 рублей;
а также по состоянию на 27 января 2020 г. определена рыночная стоимость нежилого здания вспомогательного назначения с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 4 000 000 рублей.
В связи с возникшими сомнениями в обоснованности отчетов об оценке и достоверности определения рыночной стоимости судом первой инстанции назначена судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости объектов.
Согласно заключениям эксперта ООО " "данные изъяты"" ФИО5 от 14 января 2022 г. N 01/1-Э/012022 и N 01/2-Э/012022 определена рыночная стоимость объектов:
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 2 641 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 6 353 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 8 110 000 рублей;
- нежилого здания магазина с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 24 272 000 рублей;
- нежилого административно-производственного здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 8 274 000 рублей;
- нежилого здания вспомогательного назначения с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 4 669 000 рублей;
- нежилого здания складских помещений с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 10 293 000 рублей;
- нежилого здания вспомогательного назначения с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 27 января 2020 г. в размере 3 002 000 рублей;
- очистных сооружений коммунального хозяйства с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 12 910 000 рублей.
Разрешая требования, суды первой и апелляционной инстанций в соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 6 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" пришли к выводу о том, что результаты определения кадастровой стоимости недвижимого имущества затрагивают права административного истца и могут быть оспорены им в установленном законом порядке. Оценив и приняв в основу результаты судебной экспертизы, суд установилкадастровую стоимость объектов недвижимости в размере ее рыночной стоимости, определенной в соответствии с заключениями эксперта ООО " "данные изъяты"" ФИО5 от 14 января 2022 г. N 01/1-Э/012022 и N 01/2-Э/012022.
С такими выводами суда о размере рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, установленной по результатам судебной экспертизы, за исключением земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - ввиду превышения действительной рыночной стоимости указанного объекта в размере 2 641 000 рублей над его кадастровой стоимостью в размере 2 609 237, 76 рублей, согласился суд второй инстанции. В связи с тем, что нарушения прав административного истца результатами определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" не допущено, в данной части решение суда отменено с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований Рустамова Д.Ш. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты". Судом апелляционной инстанции также отклонены доводы апелляционной жалобы о неверном определении надлежащего ответчика, поскольку органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости в отношении одного из объектов, является ГБУ СК "Ставкрайимущество". Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии допущенных и подлежащих исправлению в резолютивной части решения суда технических описок в части указания адресов объектов, поскольку такие описки носят технический характер, их исправление не ставит под сомнение законность постановленного судебного акта не повлечет изменение содержания решения суда.
Судебная коллегия полагает выводы судов первой и апелляционной инстанции о наличии основании для удовлетворения административного иска верными, а постановленное по делу решение суда с учетом апелляционного определения суда второй инстанции - соответствующими нормам материального и процессуального права и не находит предусмотренных законом оснований для их отмены по доводам кассационной жалобы ГБУ СК "Ставкрайимущество".
В силу положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", административным ответчиком является государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В силу положений статьи 24.19 названного Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Приведенные процессуальные и материальные нормы права при вынесении судебных актов судами нижестоящий инстанций были соблюдены.
Данные выводы судебных инстанций также соответствуют правовой позиции, высказанной Верховным Судом Российской Федерации в ответе на вопрос N 10 Обзора судебной практики N 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 г. согласно которого в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации, что предусмотрено частью 2 статьи 6 названного Федерального закона.
Согласно подпунктам 1 и 2 части 1 статьи 7 того же Федерального закона полномочиями бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки являются в том числе: определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Согласно части 1 статьи 15 того же Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки утверждаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем, частью 6 статьи 16 Федерального от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" по результатам определения кадастровой стоимости в отношении объектов, кадастровая стоимость которых установлена не в порядке государственной кадастровой оценки, а в связи с образованием объектов либо изменением их характеристик, бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости содержатся в актах об их утверждении.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о круге лиц, привлеченных к участию в деле в качестве административных ответчиков, следуют из материалов дела, подтверждающих, что сведения о кадастровой стоимости одного из объектов - нежилого здания вспомогательного назначения с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 27 января 2020 г. внесены на основании акта ГБУ СК "Ставкрайимущество".
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 15 августа 2018 г. N 570 "О наделении государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости" указанное учреждение наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края.
Таким образом, доводы жалобы о ненадлежащем административном ответчике были мотивированно отклонены судами как основанные на неверном понимании положений законодательства и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, поскольку органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, в данном случае ГБУ СК "Ставкрайимущество".
При этом использование ГБУ СК "Ставкрайимущество" расчетного метода определения кадастровой стоимости (а не ее утверждение) либо какого бы то ни было иного способа не может повлечь другую трактовку норм материального права, закрепленных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и правильно приименных судом апелляционной инстанции к спорным правоотношениям.
По тем же основаниям подлежат отклонению доводы заявителя жалобы о том, что акт об определении величины кадастровой стоимости не является актом об утверждении результатов определения кадастровой стоимости по смыслу статьи 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и не содержит грифа "утверждаю", поскольку какого-либо иного способа или акта для определения кадастровой стоимости объектов, поставленных на учет в связи с их образованием либо изменением характеристик, законом не предусмотрено.
В силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данная категория дел не относится к спорам, по которым проверка судебных актов производится в полном объеме с выходом за пределы доводов кассационной жалобы. При таком положении судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований, а также статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ставропольского краевого суда от 4 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 17 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 августа 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.