Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Климовой В.В, Черчага С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Халкечева Ахмата Апоновича к МВД России, МВД по Карачаево-Черкесской Республике о признании незаконным протокола жилищно-бытовой комиссии, распоряжения, признании факта и права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании принятым на учет для получения единовременной социальной выплаты, по кассационной жалобе МВД по Карачаево-Черкесской Республике на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 28 июля 2021 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 25 мая 2022 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, выслушав объяснения представителя МВД России, МВД по Карачаево-Черкесской Республике-Дарчиеву Л.В, действующей на основании доверенностей от 26 ноября 2021 года и 03 ноября 2021 года, подержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Халкечев А.А. обратился с иском к МВД России, МВД по Карачаево-Черкесской Республике о признании незаконным протокола жилищно-бытовой комиссии, распоряжения, признании факта и права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании принятым на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 28 июля 2021 года исковые требования удовлетворены.
Суд постановилпризнать протокол N 32 Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР от 06 ноября 2019 года в отношении Халкечева А.А. незаконным и недействительным; признать решение Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР от 06 ноября 2019 года в отношении Халкечева А.А. о признании не состоящим на учете для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения в МВД по КЧР незаконным; признать распоряжение МВД по КЧР от 08 ноября 2019 года N208 в отношении Халкечева А.А. незаконным, недействительным; признать за Халкечевым А.А. с семьей право на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД с даты принятия распоряжения МВД по КЧР, т.е. с 18 апреля 2013 года; признать Халкечева А.А. принятым в МВД по КЧР на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД с 18 апреля 2013 года (т.е. с даты издания распоряжения МВД по КЧР N154).
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 25 мая 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МВД по Карачаево-Черкесской Республике ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, на основании статьи 167, части 5 статьи 379.5 ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 21 декабря 2012 года Халкечев А.А. обратился с заявлением на имя Министра внутренних дел по КЧР о принятии его на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно журналу N1 регистрации принятых заявлений сотрудников и пенсионеров МВД по КЧР для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения его заявление было зарегистрировано за номером N 319 от 21 декабря 2012 года.
Согласно книге учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения в МВД по КЧР Халкечев А.А. зарегистрирован за номером N 301.
В соответствии с протоколом заседания ЦЖБК МВД по КЧР N2 от 28 февраля 2013 года, истец принят на учет, для получения единовременной социальной выплаты.
Распоряжением Министра внутренних дел по КЧР N154 от 18 апреля 2013 года указанный протокол N2 был утвержден.
Халкечеву А.А. в очереди был присвоен уникальный номер.
Согласно протоколу заседания ЦЖБК МВД по КЧР N14, утвержденным распоряжением Министра внутренних дел по КЧР N 118 от 20 июня 2019 года, о правомерности нахождения лиц, значащихся состоящими на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, нахождение Халкечева А.А. на учете для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения признано правомерным.
Указанное решение признано недействительным и отменено на заседании ЦЖБК МВД по КЧР от 02 июля 2020 года (протокол N7), утвержденном распоряжением МВД по КЧР от 03 июля 2020 года N98. Этим же распоряжением, признано утратившим силу распоряжение МВД по КЧР от 20 июня 2019 года N118.
Решением ЦЖБК МВД по КЧР (протокол от 06 ноября 2019 года N32, утвержденный распоряжением МВД по КЧР от 08 ноября 2019 года N208) постановлено считать Халкечева А.А. не состоящим на учете для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения в МВД по КЧР.
Удовлетворяя исковые требования, руководствуясь положениями статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 19 июля 2011 года N247-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения с заявлением о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты истец являлся действующим сотрудником органов внутренних дел и им были соблюдены все предусмотренные законом условия, необходимые для возникновения данного права.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 4 указанного закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно ч.6 ст.4 вышеуказанного Закона право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч.5 ст.4 ФЗ от 19 июля 2011 года N247-ФЗ).
Вышеприведенные законоположения судами применены правильно.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил доводы представителя ответчиков о том, что в отношении Халкечева А.А. вопрос о принятии (отказе в принятии) на учет не рассматривался, что решение не принималось, что истец считается не состоящим на учете для получения ЕСВ, поскольку указанные доводы опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, а именно протоколом ЦЖБК МВД по КЧР от 28 февраля 2013 года N2, утвержденным распоряжением МВД по КЧРот 18 апреля 2013 года N154, согласно которому комиссией был рассмотрен вопрос о принятии на учет очередников на получение единовременной социальной выплаты, в том числе и истца, что был присвоен уникальный номер, а также исследованной и приобщенной к материалам дела копией журнала N1 регистрации протоколов заседаний ЦЖБК МВД по КЧР, где зарегистрирован и вышеуказанный протокол, что подтверждает действительность проведения заседания комиссией и принятия соответствующего решения ЦЖБК в отношении Халкечева А.А.
Факт, рассмотрения комиссией вопроса о принятии истца на учет подтверждается и материалами служебной проверки, в ходе которой были отобраны объяснения у председателя и членов ЦЖБК МВД по КЧР, которые подтвердили действительность рассмотрения на заседании ЦЖБК МВД по КЧР от 28 февраля 2013 года вопроса о принятии на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения.
Суды пришли к правильному выводу о том, что все требования, предусмотренные п.5 Правил, при подаче заявления о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты истцом были соблюдены.
Истец был принят на учет и присвоен уникальный номер, что с 2013 года Халкечев А.А.значился в общем списке очередников на получение единовременной социальной выплаты в МВД по КЧР.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что признание судом факта и права истца с семьей на получение единовременной социальной выплаты не исключает возможность внесения изменений в личное дело в части состава семьи истца, поскольку вопрос о том, в каком составе семьи истец претендует на социальную выплату, подлежит выяснению комиссией при предоставлении единовременной выплаты.
В целом, доводы кассационной жалобы уже были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке всех имеющихся в деле доказательств, поэтому в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, принятых по данному делу.
При таких обстоятельствах, обжалуемые судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 28 июля 2021 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 25 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 28 июля 2021 года и апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 25 мая 2022 года.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Климова В.В.
Черчага С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.