Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Кривенкова О.В, Найденовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Горбунова Г.В. на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 7 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 25 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Горбунова Г.В. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области, федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области", начальнику федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области" о признании действий (бездействия) незаконными.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Горбунов Г.В. обратился в суд с названным административным иском, в котором просил признать незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области, выразившиеся в отсутствии регулирования норм обеспечения мебелью, инвентарем, оборудованием и иным имуществом запираемых помещений в колониях строгого и общего режимов, а также в ограничении свободного доступа в храм; возложить на административных ответчиков обязанность устранить допущенные нарушения путем закрепления соответствующего положения в распорядке дня исправительного учреждения.
Решением Правобережного районного суда г. Липецка от 7 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 25 апреля 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 21 июня 2022 года через Правобережный районный суд г. Липецка и поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 12 июля 2022 года, Горбунов Г.В. просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить. Выражает несогласие с выводами судов нижестоящих инстанций, полагает, что судами нарушены нормы материального и процессуального права, не установлены имеющие юридическое значение для дела обстоятельства, настаивает на незаконности оспариваемых действий (бездействия) административных ответчиков.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, об отложении дела ходатайств в кассационную инстанцию не представили. С учетом части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения административного иска, поскольку незаконных действий и бездействия административных ответчиков, как и нарушения прав административного истца такими действиями (бездействием) не установлено.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами и следует из материалов дела, административный истец Горбунов Г.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.
Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях строгого и общего режимов, проводят религиозные обряды и церемонии в запираемых помещениях, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание (часть 7 статьи 14 названного Кодекса).
В силу положений части 3 статьи 123 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в запираемых помещениях.
Особенности содержания в запираемых помещениях осужденных, отбывающих наказания в строгих условиях, регламентированы пунктами 145-149 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295 (в редакции от 22 сентября 2021 года) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" (далее Правила).
Согласно указанным пунктам Правил, запираемые помещения, в которых содержатся осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, оборудуются комплексом коммунально-бытовых объектов с обеспечением изоляции содержащихся в них лиц от осужденных, отбывающих наказание в других условиях.
Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, должны находиться в изоляции от других категорий осужденных, отбывающих наказание: с ними не проводятся спортивно-массовые мероприятия (кроме утренней зарядки); культурно- массовые мероприятия проводятся в пределах помещений, в которых они проживают. Им по их просьбе предоставляется возможность встреч со священнослужителями, пользования библиотекой и магазином в условиях изоляции от осужденных, содержащихся в других условиях; обучающиеся в образовательных организациях в период пребывания в строгих условиях отбывания наказания исправительных колоний на занятия не выводятся; трудоиспользование, прием пищи, медицинский осмотр, санитарная обработка, амбулаторное лечение осужденных организуются отдельно от осужденных, отбывающих наказание в других условиях содержания.
В силу положений части 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Таким федеральным органом исполнительной власти является Минюст России (пункт 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313).
В соответствии с пунктами 20-22 главы 5 Правил в каждом исправительном учреждении устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств; распорядок дня утверждается приказом начальника ИУ, доводится до сведения администрации исправительного учреждения и осужденных и размещается в общедоступных местах в виде наглядной информации.
Распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, отбоя. Предусматриваются непрерывный восьмичасовой сон осужденных и предоставление им личного времени.
Распорядок дня на основе примерного распорядка дня осужденных (приложение N 6 к Приказу Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295 (в редакции от 22 сентября 2021 года)), утверждается приказом начальника исправительного учреждения, доводится до сведения администрации исправительного учреждения и осужденных и размещается в общедоступных местах в виде наглядной информации.
Примерный распорядок дня осужденных включает: подъем - не позднее 05:00 - 06:00; физическая зарядка (продолжительность) - до 15 минут; туалет, заправка коек - до 20 минут; утренний осмотр, утренняя и вечерняя проверки - до 40 минут; завтрак - до 30 минут; развод на работу - до 40 минут; рабочее время - в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации; обед - до 40 минут; вывод с работы, вечерний туалет - до 25 минут; ужин - до 30 минут; личное время - 2 часа, воспитательные мероприятия - до 1 часа.; культурно-массовая работа, учеба в школе, профессиональном училище - по отдельному графику; подготовка ко сну - до 10 минут; сон (непрерывный) - 8 часов.
Приказом начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области от 1 декабря 2021 года N 282-ос в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области утвержден распорядок дня, в том числе для осужденных, содержащихся в отряде строгих условий отбывания наказания, которым также предусмотрено личное время осужденных (ежедневно с 18 часов 20 минут до 20 часов 50 минут).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания; существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Давая оценку действиям (бездействию) административных ответчиков, суды, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, пришли к правильным выводам о том, что нормы оборудования помещений колоний строго режима со ссылкой на раздел IX Приложения N 3 к Приказу ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" в рассматриваемом случае могут быть применимы, поскольку такие нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода подлежат применению для следственных изоляторов и тюрем уголовно-исполнительной системы, в то время как ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области, где отбывает наказание административный истец, является исправительной колонией строгого режима, для которой указанные нормы предусмотрены приложением N 2 к Приказу. Оборудование комнаты для отправления религиозных обрядов указанным Приложением в исправительной колонии не предусмотрено. Примерным распорядком дня осужденных не устанавливается специальное время в местах лишения свободы для совершения религиозных обрядов осужденными, в тоже время для осужденных установлено личное время, которое они могут использовать по личному усмотрению, в рамках установленного режима отбывания наказания.
Кроме того, являются верными и выводы судов об отсутствии нарушений оспариваемыми действиями (бездействием) прав Горбунова Г.В, поскольку последнему предоставлено право совершения религиозных обрядов в запираемом помещении во время, предусмотренное распорядком дня учреждения (в личное время - ежедневно с 18 часов 20 минут до 20 часов 50 минут), а также право пользования предметами культа и религиозной литературой.
Выводы судебных инстанций основаны на нормах закона, регулирующего спорные правоотношения, и установленных по делу фактических обстоятельствах.
Вопреки доводам кассационной жалобы нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Правобережного районного суда г. Липецка от 7 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 25 апреля 2022 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Горбунова Г.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 августа 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.