Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу защитника ООО "Стройсити" Жаплова А.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Курганского городского суда Курганской области от 27 января 2022 года, решение судьи Курганского областного суда от 31 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Стройсити",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Курганского городского суда Курганской области от 27 января 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Курганского областного суда от 31 марта 2022 года, ООО "Стройсити" (далее - общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные акты защитник просит об их отмене и прекращении производства по делу.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 27 июня 2022 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона N 73-ФЗ установлено, что в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.
Согласно пункту 2 статьи 36 Федерального закона N 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
В соответствии с частью 1 статьи 7.14.1 КоАП РФ уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе выявленных объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до двадцати миллионов рублей.
Как установлено при рассмотрении дела, в соответствии с условиями муниципального контракта N 50 от 08 ноября 2021 года ООО "Стройсити" приняло на себя обязательства выполнить работы по благоустройству общественной территории по ул. Гоголя на участке от ул. Ленина до ул. Пролетарской (четная сторона) в г. Кургане. В соответствии с постановлением Правительства Курганской области N 452 от 18 сентября 2000 года здание по ул. Ленина, 36 в г. Кургане является частью градостроительного ансамбля центральной площади города Кургана, объявлено памятником местного значения и взято под охрану государства.
При выполнении работ по ремонту тротуара ООО "Стройсити" без согласованного управлением охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области проекта об обеспечении сохранности объекта культурного наследия регионального значения "Здание Главного управления Центрального Банка РФ по Курганской области", расположенного по адресу: г. Курган, ул. Ленина, 36, частично повредило элемент объекта культурного наследия, подлежащего обязательному сохранению, - разрушена отделка гранитными плитами основания трехчетвертной колонны композитного ордена, включая разрушение фризового профилированного пояса основания колонны (третья от угла ул. Ленина - ул. Гоголя).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Стройсити" к ответственности за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 7.14.1 КоАП РФ и подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, которым при рассмотрении дела судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Оснований для признания его недопустимым доказательством не имеется.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ООО "Стройсити" правильно квалифицированы по части 1 статьи 7.14.1 КоАП РФ.
Совокупность установленных по настоящему делу об административном правонарушении фактических и правовых оснований позволили судьям городского и областного судов признать, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны с соблюдением требований процессуальных норм.
Судьями нижестоящих инстанций проверены и аргументированно отклонены доводы жалобы о том, что ООО "Стройсити" не является надлежащим субъектом правонарушения, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм, регулирующих спорные правоотношения. По смыслу закона субъектом административной ответственности по статье 7.14.1 КоАП РФ является лицо, в том числе и юридическое, которое в соответствии с положениями статьи 40 Федерального закона N 73-ФЗ и статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства обязано обеспечивать выполнение требований сохранности объектов культурного наследия.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Данных о том, что ООО "Стройсити" предприняло все предусмотренные законом меры для соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия, не представлено.
Таким образом, судьи правильно исходили из того, что юридическое лицо не приняло все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность, и пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.14.1 КоАП РФ.
Ссылка заявителя в жалобе на необоснованность отклонения судьей городского суда ходатайства о назначении экспертизы является несостоятельной, поскольку, по смыслу статьи 24.4 КоАП РФ, судья вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства (в зависимости от конкретных обстоятельств дела). Несогласие с результатом рассмотрения ходатайства само по себе не свидетельствует о нарушении прав лица, его заявившего. В данном случае отказ в удовлетворении ходатайств не повлек неполное, не всестороннее установление обстоятельств дела.
В целом доводы, изложенные в жалобе, в том числе о несогласии с выводом судьи городского суда о причинении вреда культурному наследию повреждением отделки основания колонны, проверены судьей областного суда и обоснованно отклонены с учетом установленных обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств.
Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
Судьей областного суда дело проверено в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ.
Вместе с тем имеются основания для изменения вынесенных по делу судебных актов в части назначенного обществу наказания.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, с 06 апреля 2022 года введена в действие статья 4.1.2 КоАП РФ, устанавливающая особенности назначения наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Согласно части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
На основании части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица.
ООО "Стройсити" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10 октября 2016 года (категория микропредприятие). Санкцией части 1 ст. 7.14.1 КоАП РФ не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, поэтому административный штраф ООО "Стройсити" должен назначаться в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 17.14.1 КоАП РФ, то есть в размере от 250 000 рублей до 10 000 000 рублей.
Учитывая статус юридического лица, отсутствие в материалах дела сведений об исполнении назначенного административного наказания на день рассмотрения жалобы кассационным судом, с учетом положений части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, улучшающей правовое положение общества, назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
В связи с изложенным постановление Курганского городского суда Курганской области от 27 января 2022 года, решение судьи Курганского областного суда от 31 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.14.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Стройсити", подлежат изменению, путем снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 250 000 рублей.
Нарушений предусмотренных статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не имеется.
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление Курганского городского суда Курганской области от 27 января 2022 года, решение судьи Курганского областного суда от 31 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Стройсити", изменить, снизив административное наказание в виде административного штрафа до 250 000 рублей.
В остальной части судебные акты оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Стройсити" - без удовлетворения.
Судья С.В. Тетюев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.