Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "данные изъяты". на решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 мая 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры N03-179/2021 от 02 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09 февраля 2022 года, общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 мая 2022 года постановление должностного лица и решение судьи городского суда отменены, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции должностное лицо, вынесшее постановление - начальник Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "данные изъяты" просит об отмене решения судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 мая 2022 года, возвращении дела на новое рассмотрение.
В возражениях на жалобу ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" просит оставить решение судьи без изменения, жалобу без удовлетворения.
Ознакомившись с доводами жалобы, возражений на нее, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В силу статей 61, 62 Лесного кодекса Российской Федерации (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности) вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, которое, помимо прочего, включает в себя лесовосстановление. Лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия. Лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу общего правила части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566 утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка.
Пунктами 5 и 11 вышеуказанных Правил предусмотрено, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
Лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, и лица, обратившиеся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, обязаны в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации или с даты внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в Единый государственный реестр объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению.
В соответствии со статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В ходе рассмотрения дела установлено, что между ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" и Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры заключен договор аренды лесного участка N "данные изъяты" от "данные изъяты" года (на основании решения Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты- Мансийского автономного округа-Югры от 11 июля 2018 года N795-3), по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование лесной участок площадью 48, 3985 га с местоположением: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Сургутский район, Сургутское лесничество, Нижне-Сартымское участковое лесничество, Русскинское урочище в поименованных в пункте 1.2 Договора кварталах и выделах, целевое назначение лесов - эксплуатационное, с целью использования под объект: "Обустройство кустов скважин N 20в, 21 в, 37, 40 Восточно-Перевального месторождения" (шифр 0335УГНТУ). Срок действия договора установлен с даты его подписания, и составляет одиннадцать месяцев. Вышеуказанным договором закреплена обязанность общества осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
Отчетом об использовании лесов обществом подтверждено, что в период с 01 января 2019 года по 11 июня 2019 года проведена рубка лесных насаждений на площади 13, 0288 га объемом 829 куб.м.
Срок действия лесной декларации истек 11 июня 2019 года.
Обязанность произвести работы по лесовосстановлению и лесоразведению в границах территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений (13, 0288 га), не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации (то есть не позднее 11 июня 2020 года) обществом не выполнена, с заявлением о намерении провести работы по лесовосстановлению и лесоразведению общество не обращалось.
В связи с данными обстоятельствами, указывающими на нарушение ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" положений статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 5 Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению, общество привлечено к административной ответственности по статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья городского суда с выводами должностного лица о доказанности вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения согласился.
Отменяя постановление должностного лица и решение судьи городского суда, судья суда автономного округа, исходя из положений статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02 июля 2021 года N 303-ФЗ), пришел к выводу о том, что новая редакция указанной статьи увеличивает срок выполнения работ по лесовосстановлению с одного года до трех лет, то есть улучшает положение общества, срок выполнения работ при таких обстоятельствах в настоящее время не истек, следовательно, с учетом части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в деянии общества в настоящее время отсутствует состав вмененного ему правонарушения.
Однако такие выводы судьи суда автономного округа основаны на неправильном толковании норм материального права.
Как правильно указал судья городского суда в своем решении, положениям части 6 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02 июля 2021 года N 303-ФЗ), в отличие от других частей этой статьи, обратная сила законодателем не придана (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 02 июля 2021 года N 303-ФЗ), а в части 5 статьи 4 данного закона указано, что проведение агротехнического ухода за растениями основных лесных древесных пород применяется в отношении случаев рубки лесных насаждений, совершенных после 01 сентября 2021 года. Поскольку законодатель не распространил положения части 6 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02 июля 2021 года N 303-ФЗ) на правоотношения, возникшие до 01 сентября 2021 года, предусмотрев обязательность агротехнического ухода только применительно к рубкам лесных насаждений, совершенным после 01 сентября 2021 года, а увеличение сроков лесовосстановительных работ (с одного года до трех лет) обусловлено проведением агротехнического ухода, который ранее на лиц, использующих лесные участки, законом не возлагался, постольку положения части 6 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02 июля 2021 года N 303-ФЗ), вопреки выводам судьи суда автономного округа, не свидетельствуют о том, что указанная норма улучшила положение общества как лица, совершившего административное правонарушение, и придала правомерный характер неисполнению обществом обязанности по выполнению лесовосстановительных работ в течение одного года применительно к сплошным рубкам лесных насаждений, совершенным в 2019 году.
Изложенное свидетельствует о том, что судьей суда автономного округа было допущено нарушение, повлиявшее на исход дела, что не позволяет признать обжалуемый судебный акт законным.
В силу статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.
Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Вместе с тем, требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста. Таким случаем в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В настоящем случае решение судьи суда автономного округа вынесено именно с нарушением требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном, своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом, В настоящее время исключена возможность устранения допущенных судьей суда автономного округа ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек, возможность возвращения дела на новое рассмотрение и возобновления производства по делу исключены.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, настоящее дело не может быть возвращено на новое рассмотрение для устранения допущенных нарушений, так как принятие подобного решения повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
При этом также подлежат отмене постановление должностного лица и решение судьи городского суда, отмененные решением судьи суда автономного округа, которое в рамках рассмотрения жалобы признано незаконным, поскольку иное повлекло бы ухудшение положения лица, в отношении которого ранее было прекращено производство по делу об административном правонарушении, что недопустимо.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры N03-179/2021 от 02 апреля 2021 года, решение судьи Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09 февраля 2022 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 мая 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.