Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сапрыгиной Л.Ю, судей Ладейщиковой М.В, Зариповой Ю.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Екатеринбурга на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 15 марта 2022 года по административному делу N2а-5384/2021 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Екатеринбурга (далее - Инспекция) к Ковалеву Александру Александровичу о взыскании недоимки по земельному налогу.
Заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В, объяснения представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Екатеринбурга Ивановой Е.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, административного ответчика Ковалева А.А, просившего оставить апелляционное определение без изменения, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Инспекция обратилась в суд с административным иском, в котором просила взыскать с Ковалева А.А. недоимку по земельному налогу за 2018 год в размере 25 065 рублей, за 2019 год в размере 94 400 рублей, ссылаясь на неисполнение административным ответчиком, являющимся плательщиком земельного налога, обязанности по уплате обязательных платежей в установленные сроки.
Решением Ленинского районного суда города Екатеринбурга от 13 октября 2021 года с Ковалева А.А. взыскана недоимка по земельному налогу за 2018 год в сумме 6 185 рублей, за 2019 год в сумме 94 400 рублей, государственная пошлина в размере 3 022, 05 рублей. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 15 марта 2022 года решение суда от 13 октября 2021 года отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В поданной 03 июня 2022 года кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, указывая, что судом апелляционной инстанции неправомерно применена налоговая ставка 0, 3% при расчете земельного налога, поскольку представленными материалами дела подтверждено использование административным ответчиком земельных участков, являющихся объектами налогообложения, в коммерческих целях, что является основанием для расчета земельного налога по повышенной ставке в 1, 5%.
Все участники извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания суда кассационной инстанции.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений Инспекции, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушений такого характера судом апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судами при рассмотрении дела, 30 мая 2018 года за Ковалевым А.А. зарегистрировано право общей долевой собственности (1/2 доли в праве) на земельные участки с кадастровыми номерами: "данные изъяты"
Указанные земельные участки расположены в селе Курганово города Полевского Свердловской области, категория земель: земли населенных пунктов; с видом разрешенного использования: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства.
03 августа 2020 года налоговым органом сформировано Ковалеву А.А. налоговое уведомление N42917482 на оплату в сроки, установленные налоговым законодательством, земельного налога за 2018, 2019 годы в общей сумме 149 465 рублей в отношении спорных земельных участков с применением налоговой ставки 1, 5%.
В связи с неуплатой налогов, Ковалеву А.А. выставлено требование N74925 по состоянию на 30 декабря 2020 года об уплате недоимки по земельному налогу в сумме 149 465 рублей и пени по налогу в сумме 592, 87 рубля, со сроком исполнения до 02 февраля 2021 года.
Налоговое уведомление и требования направлены административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика.
14 апреля 2021 года мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с Ковалева А.А. в пользу налогового органа задолженности и пени по земельному налогу, который 30 апреля 2021 года отменен в связи с поступившими от налогоплательщика возражениями.
17 июня 2021 года в суд поступил административный иск Инспекции.
Суд первой инстанции, разрешая заявленный спор, признав законным расчет земельного налога по налоговой ставке в 1, 5%, исходя из отсутствия доказательств использования спорных земельных участков для личных нужд с целью индивидуального жилищного строительства, проведения работ по разработке земельных участков для выращивания сельскохозяйственных культур для удовлетворения личных потребностей; соблюдение Инспекцией процедуры принудительного взыскания, установленной статьей 48 НК РФ, удовлетворил административный иск в части взыскания задолженности на день принятия решения.
Судебная коллегия по административным делам областного суда, не согласившись с выводами суда первой инстанции, отменила решение, указав, что в материалы дела не представлено достоверных и допустимых доказательств использования налогоплательщиком в спорные периоды земельных участков в предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли.
Кроме того, судом апелляционной инстанции отмечено, что изменения, внесенные в статью 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), исключающие применение пониженной налоговой ставки в 0, 3% в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, распространяются на правоотношения, начиная с 01 января 2020 года и не могут применяться при расчете земельного налога за налоговые периоды 2018, 2019 годов.
Позиция суда апелляционной инстанции является правильной.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Подпункт 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2018, 2019 годах) предусматривал, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0, 3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; 1, 5 процента в отношении прочих земельных участков.
Аналогичные положения по земельному налогу установлены Решением Думы Полевского городского округа пятого созыва от 30 октября 2014 года N 212 "О введении на территории Полевского городского округа земельного налога" в редакции, действующей в спорный период (пункт 6).
Таким образом, пункт 1 статьи 394 НК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, не устанавливал ограничений для применения пониженной ставки земельного налога 0, 3% для земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности. Такое ограничение установлено только с 01 января 2020 года и, поскольку оно ухудшает положение налогоплательщика, то по смыслу пункта 2 статьи 5 НК РФ не имеет обратной силы.
Подлежат отклонению доводы кассационной жалобы о правомерности применения налоговой ставки в 1, 5% в отношении земельный участков административного ответчика, поскольку исчисление земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", используемых в предпринимательской деятельности должно осуществляться с учетом налоговой ставки, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ.
В силу абзаца третьего части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом Российской Федерации, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями (статья 11 НК РФ).
Между тем, утверждения Инспекции о ведении Ковалевым А.А. предпринимательской деятельности с использованием спорных земельных участков не подтверждены надлежащими доказательствами.
Сам факт размежевания в 2018 году земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", приобретенного в 2014 году, и образование 18 самостоятельных земельных участков с последующим отчуждением одного из них, не свидетельствует о предпринимательской деятельности Ковалева А.А, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом.
Участие Ковалева А.А. в деятельности юридических лиц, с видами деятельности по подготовке строительной площадки, строительству зданий, строительству дорог, вопреки доводам жалобы, также не свидетельствует безусловно об использовании спорных земельных участков в предпринимательской деятельности в период 2018, 2019 годов.
В связи с чем, вывод суда апелляционной инстанции о необходимости исчисления земельного налога с применением налоговой ставки 0, 3% основан на совокупности доказательств, которые оценены по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с точки зрения относимости, допустимости и достаточности, оснований не согласиться с которым у суда кассационной инстанции не имеется.
Ссылки в жалобе на обстоятельства реализации Ковалевым А.А. восьми земельных участков в 2021-2022 годах, а также на документы, не существовавшие на момент разбирательства дела в судах первой и апелляционной инстанций, не могут служить основанием к отмене апелляционного определения, поскольку суд кассационной инстанции не обладает полномочиями по установлению новых обстоятельств и исследованию новых доказательств.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, выражают лишь несогласие с оценкой доказательств, направлены на их переоценку, что в силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены апелляционного определения в кассационном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 15 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Екатеринбурга - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме принято 01 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.